Дело № 2-475/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ульяновск 22 марта 2018 года
Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Андросовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гагарина В.Г. к администрации г. Ульяновска о признании права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л :
Гагарин В.Г. обратился в суд с иском к администрации г. Ульяновска о признании права собственности на жилой дом.
В обоснование исковых требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 14.02.2008 г. и соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности, от 09.08.2017 г.
Ранее на земельном участке был расположен индивидуальный жилой дом, который он приобрел в 2008 г. по договору купли-продажи. Указанный жилой дом был снесен и на его месте истцом возведен новый жилой дом.
С целью узаконения нового жилого дома истец подготовил топографическую сьемку земельного участка, 13.10.2017 г. администрацией г. Ульяновска был выдан градостроительный план земельного участка истца.
Он обращался в администрацию г. Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, но ему было отказано со ссылкой на то, что объект недвижимости выходит за границы зоны допустимого размещения с южной стороны участка, не представлены сведения о соблюдении противопожарных норм, в соответствии с Генеральным планом г. Ульяновска, земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования.
Но его земельный участок огорожен, участком пользуется только он, никаких зеленых насаждений общего пользования на данном участке никогда не было. Спорный земельный участок не является территорией общего пользования.
Право собственности на земельный участок у него надлежащим образом оформлено и зарегистрировано, вид разрешенного использования земельного участка допускает строительство на нем индивидуального жилого дома. Правоустанавливающие документы на земельный участок, выписка из ЕГРН земельного участка не содержат ограничений, не позволяющих использовать его по назначению.
В связи с чем, просит суд признать за ним право собственности на индивидуальный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.
Истец Гагарин В.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Выскребцева Л.В. исковые требования по приведенным в иске доводам поддержала.
Представитель ответчика администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Ульяновской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, третьи лица Бердникова В.И., Казакова Т.В., Кутузова Е.А., Яманчева Т.Д. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Исходя из положений ст. 219 Гражданского кодекса РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В судебном заседании установлено, что Гагарин В.Г. является собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, который был приобретен им по договору купли-продажи от 14.02.2008 г.
Также истцу принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 14.02.2008 г. и соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности, от 09.08.2017 г.
Индивидуальный жилой дом, приобретенный в 2008 г., истцом был снесен и на его месте возведен новый жилой дом.
21.11.2017 г. администрация г. Ульяновска отказала истцу в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что объект выходит за границы зоны допустимого размещения объекта с южной стороны земельного участка, не представлены сведения о соблюдении противопожарных норм, земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования.
В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 Гражданского кодекса РФ.
В частности, статьей 222 Гражданского кодекса РФ установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, следует, что он расположен в территориальной зоне <данные изъяты> – зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Представленный Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска по запросу суда фрагмент карты градостроительного зонирования также свидетельствует о нахождении участка истца в зоне <данные изъяты>, основным видом разрешенного использования которой являются индивидуальные жилые дома.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы <данные изъяты> № от 21.03.2018, степень завершенности строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 100%.
Возведенный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответсвует существующим строительным, градостроительным, противопожарным, санитарным и иным нормативным требованиям, кроме:
п.6.7 СП 53.13330.2011. «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97» в части недостаточного расстояния до границы с соседним земельным участком;
п. 4.13 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям» в части недостаточного противопожарного расстояния до жилого <адрес>;
п. 4.74 МДС 40-2.2000 Пособие по проектированию автономных инженерных систем одноквартирных и блокированных жилых домов (водоснабжение, канализация, теплоснабжение и вентиляция, газоснабжение, электроснабжение) в части недостаточности объема помещения котельной.
Экспертом отмечено, что несоответствие градостроительным и противопожарным нормам вызвано исторически сложившейся застройкой и геометрией (малой шириной) земельных участков под ИЖС в данном районе города.
Отсутствие нормативного отступа от границы с соседним земельным участком можно считать допустимым при наличии согласия от владельца соседнего домовладения № по <адрес>.
Также экспертом отмечено, отсутствие нормативно требуемого противопожарного разрыва можно компенсировать противопожарными мероприятиями. Недостаточное противопожарное расстояние от соседнего жилого <адрес> компенсируется с помощью противопожарной преграды (конструктивными решениями исследуемого жилого дома):
- правая стена исследуемого жилого дома (1 этажа, 2 этажа), ориентированная в сторону соседнего земельного участка - глухая (без оконных и дверных проемов), выполнена из каменных (негорючих) материалов, толщиной, обеспечивающий предел огнестойкости противопожарной преграды 1 типа. Перекрытия - утеплены. Кровля и карниз - из негорючих материалов;
- указанная правая стена (1 этажа, 2 этажа) выше стены и кровли деревянного жилого <адрес>.
Поэтому несоответствие фактического противопожарного разрыва между исследуемым жилым домом и соседним жилым домом № нормативному можно считать несущественным.
Несоответствие помещения котельной п. 4.74 МДС 40-2.2000 можно считать несущественным при наличии документа (акта) приемки в эксплуатацию газового оборудования от эксплуатационной организации.
Жилой дом по адресу: г. Ульяновск, <адрес>, расположен в утвержденных границах земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым №
Таким образом, сохранение указанного жилого дома возможно, он не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе жильцов указанного дома и владельцев соседних домовладений.
Суд не усматривает оснований сомневаться в обоснованности выводов вышеуказанного заключения эксперта, поскольку убедительных доказательств, опровергающих их либо ставящих их под сомнение, суду не представлено.
Суду истцом представлен договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения от 13.08.2015 г., договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в домовладениях от 21.04.2016 г., договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 29.04.2016.
В связи с вышеизложенным, суд считает возможным признать за истцом право собственности на индивидуальный жилой дом общей площадью 130,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Факт нахождения земельного участка согласно Генеральному плану города Ульяновска в зоне зеленых насаждений общего пользования не может повлечь отказ в удовлетворении требований истца.
Генеральный план города Ульяновска и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» утверждаются решениями Ульяновской Городской Думы. Поскольку спорный земельный участок по Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» отнесен к зоне <данные изъяты>, то права истца не могут быть ограничены положениями только одного генерального плана.
В целях недопущения противоречий между заявленными и зарегистрированными правами право собственности Гагарина В.Г. на жилой дом с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв.м. подлежит прекращению.
Определением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 14.02.2018 г. Гагарину В.Г. при подаче иска была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 9484 руб. до рассмотрения дела по существу.
Поскольку истцом заявлены требования о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом, которые не обусловлены установлением факта нарушения его прав администрацией г. Ульяновска, с Гагарина В.Г. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9 484 руб. в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9484 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░