Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-97/2016 ~ М-83/2016 от 26.04.2016

Дело № 2-97/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2016 года Красноярский край

город Игарка

Игарский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Безруковой О.В.,

при секретаре судебных заседаний Труновой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скиба П.П. к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр детского творчества города Игарки» о перерасчете заработной платы и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Скиба П.П. обратился в суд с исковым заявлением с учетом дополнений к исковому заявлению к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр детского творчества города Игарки» о перерасчете заработной платы и компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он работает у ответчика <данные изъяты> на 1 ставку с внутренним совмещением <данные изъяты> на 1 ставку. Считает, что установленная система заработной платы в учреждении незаконна, в связи с чем ответчик недоплачивает ему большую часть заработной платы. Незаконность установленной ему заработной платы связана с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время заработная плата выплачивается, исходя из установленного ему незаконного размера оклада, размер которого в ДД.ММ.ГГГГ годах составлял <данные изъяты> рублей, в то время как в 2015 году он не мог быть менее 5.965 рублей, в 2016 году – менее 6.204 рублей. Ссылаясь на статью 395 Трудового кодекса Российской Федерации, указывает, что при признании судом его требований обоснованными, они подлежат удовлетворению в полном размере, независимо от срока, в течение которого они не выполнялись. Просит обязать ответчика произвести перерасчет его заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время исходя из установления ему минимального оклада в 2015 году в размере 5.965 рублей, в 2016 году – в размере 6.204 рублей, взыскать в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

Истец Скиба П.П.в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, при обращении в суд с исковым заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества города Игарки» Богданова С.Б., занимающая должность директора учреждения,о месте и времени слушания дела извещена, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Из представленных ответчиком в материалы гражданского дела возражений видно, что муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества города Игарки» с доводами, изложенными в исковом заявлении не согласно, так как при начислении заработной платы работникам учреждения Управление образования администрации Туруханского района, с которым учреждением заключен договор о ведении бухгалтерского учета, руководствуется действующими правовыми актами федерального и местного уровня. 13 февраля 2013 года между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым объединением организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевым объединением работодателей подписано региональное соглашение о минимальной заработной плате, размер которой с 01 января 2015 года в Туруханском районе установлен в 15.313 рублей. Не действующим и не подлежащим применению указанный правовой акт признан не был. Решение вопроса о соответствии либо не соответствии правовых актов местного уровня вышестоящим правовым актам не входит в компетенцию Управления, которое при начислении заработной платы работникам учреждения руководствуется действующими правовыми актами и правомерно включает в величину минимальной заработной платы все виды выплат, входящие в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (районный коэффициент и северную надбавку). Просит в удовлетворении исковых требований Скиба П.П. отказать.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ Игарского городского суда Красноярского края к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация Туруханского района и Управление образования администрации Туруханского района.

Представитель Управления образования администрации Туруханского района, в судебное заседание не явился. Управление образования представило суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Из направленных суду возражений Управления образования администрации Туруханского района следует, что Управление с доводами, изложенными в исковом заявлении, не согласно, так как региональным трехсторонним соглашением между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым объединением организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и Краевым объединением работодателей от 13.02.2015 года «Об установлении минимальной заработной платы в Красноярском крае» минимальный размер заработной платы для Туруханского района установлен в размере 15.313 рублей. Согласно расчетным листкам Скиба П.П. размер его заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время превышает минимальный размер оплаты труда по Туруханскому району, установленный трехсторонним соглашением. Кроме того, указывает, что требуемый период взыскания заработной платы превышает период, указанный в статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Считает, что работник не только пропустил срок взыскания не доначисленной заработной платы, но и ошибочно применил понятие минимального размера оплаты труда к должностному окладу. Просит в удовлетворении исковых требований Скиба П.П. отказать в полном объеме.

Представитель администрации Туруханского района, извещенной о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Администрация Туруханского района о причинах неявки своего представителя суд не уведомила, ходатайство об отложении слушания дела не представила.

В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

В этой связи, полагая, что лица, участвующие в деле, определили порядок защиты процессуальных прав истца, суд с учетом приведенных выше норм права, руководствуясь требованиями частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания гражданского дела.

Изучив материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд руководствуется следующим.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом, как следует из содержания статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за выполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового кодекса РФ).

В силу ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации). Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда.

Эти нормы конкретизированы в статьях 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

В связи с указанным, суд приходит к выводу, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работникам в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, то есть работодатель освобожден от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и размером минимального размера оплаты труда, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.2009 года № 1160-О-О, который, основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому в силу части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР или органами государственной власти Российской Федерации.

Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1980-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совет СССР от 10.02.1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в районах Крайнего Севера к заработной плате работников начисляется надбавка к их месячному заработку в размере 80%.

Согласно п. 4 Приложения к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 года N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с изм., внесенными Постановлением Госкомтруда СССР от 23.06.1965 года № 401) в городе Игарке Красноярского края к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1,60.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен с 01.01.2015 года в размере 5.965 рублей в месяц, с 01 января 2016 года в размере 6.204 рубля в месяц.

Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу в городе Игарке Красноярского края, отнесенному к районам Крайнего Севера, при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда: с 01.01.2015 года должна быть не ниже 5.965 рублей без учета районного коэффициента и полярной надбавки за стаж работа в районах Крайнего Севера, а с учетом указанных компенсационных выплат – не ниже 14.316 рублей 00 копеек в месяц (5.965 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 3.579 рублей 00 копеек (районный коэффициент 60 %) + 4.772 рубля 00 копеек (максимальная процентная надбавка 80%)). С 01 января 2016 года не ниже 6.204 рублей без учета районного коэффициента и полярной надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера, с учетом указанных компенсационных выплат – не ниже 14.889 рублей 60 копеек (6.204 рубля (минимальный размер оплаты труда) + 3.722 рубля 40 копеек (районный коэффициент 60 %) + 4.963 рубля 20 копеек (максимальная процентная надбавка 80%)), с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 15 декабря 2015 года с 01 января 2016 года размер минимальной заработной платы в Туруханском районе должен составлять не менее 15.313 рублей.

Судом установлено, что Скиба П.П. работает в муниципальном казенном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества города Игарки» <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. По условиям трудового договора работнику установлен должностной оклад по штатному расписанию, на который производится начисление районного коэффициента в размере 1,6, набавка за работу в районах Крайнего Севера 80 %.

Из представленных в материалы гражданского дела расчетных листков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ видно, что заработная плата Скиба П.П. состоит из оклада в размере <данные изъяты> рублей, компенсационных и стимулирующих выплат, районного коэффициента – 60 %, и северной надбавки 80 %. Также истец выполнял работу по совмещению профессий, за что ему производилась доплата в размере <данные изъяты> % оклада рабочего по внутреннему совмещению.

Таким образом, заработная плата истца в указанный период времени должна составлять: с 01 января 2015 года не менее 14.316 рублей 00 копеек в месяц (5.965 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 3.579 рублей 00 копеек (районный коэффициент 60 %) + 4.772 рубля 00 копеек (максимальная процентная надбавка 80%)), с 01 января 2016 года не менее 15.313 рублей, установленного Региональным соглашением от 15 декабря 2015 года.

Из расчетных листков, справки о начисленной заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ видно, что произведенные работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время в сумме превышают минимальный размер оплаты труда в 2015 году и превышают минимальный размер заработной платы, установленный Региональным соглашением, в 2016 году.

Исходя из анализа норм трудового законодательства и учитывая, что размер месячной заработной платы истца в спорный период превышает установленный федеральным законом и Региональным соглашением от 15.12.2015 года размер оплаты труда, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений трудовых прав истца при выплате заработной платы в указанный период, и, следовательно, отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Скиба П.П. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет его заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время исходя из установления ему минимального оклада в 2015 году в размере 5.965 рублей, в 2016 году – в размере 6.204 рублей.

Поскольку исковые требования Скиба П.П. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет его заработной платы являются необоснованными и удовлетворению не подлежащими, то заявленные требования о компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат, как производные от основных исковых требований.

В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Согласно ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторонами в деле являются истец и ответчик. Поскольку третье лицо не является стороной в деле, то не вправе заявить о пропуске истцом срока обращения в суд, поэтому заявление третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, – Управления образования администрации Туруханского района о пропуске истцом срока обращения в суд разрешению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Скиба П.П. к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр детского творчества города Игарки» о перерасчете заработной платы и компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.

Председательствующий О.В. Безрукова

2-97/2016 ~ М-83/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Скиба Петр Петрович
Ответчики
МКОУ ДОД "ЦДТ г. Игарки"
Суд
Игарский городской суд Красноярского края
Судья
Безрукова Ольга Васильевна
Дело на странице суда
igarka--krk.sudrf.ru
26.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2016Передача материалов судье
29.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2016Подготовка дела (собеседование)
12.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2016Судебное заседание
14.06.2016Судебное заседание
14.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее