Решение по делу № 12-134/2021 от 11.02.2021

11RS0001-01-2020-013895-54

дело № 12-134/2021

Сыктывдинский районный суд Республики Коми

РЕШЕНИЕ

                    

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Рачковская Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в с. Выльгорт 30 марта 2021 года в открытом судебном заседании жалобу ООО «ТетрастройКоми» на постановление государственного инспектора труда Зиборова М.А. от 12 октября 2020 года,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Зиборова М.А. от 12.10.2020 ООО «ТетрастройКоми» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Несогласившись с вынесенным постановлением, ООО «ТетрастройКоми» обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в обоснование которой указало, что ходе проведения проверки все нарушения были устранены, в связи с чем, полагало возможным отменить постановление и прекратить производство по делу ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29.01.2021 вышеуказанная жалоба передана на рассмотрение по подведомственности в Сыктывдинский районный суд Республики Коми.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ООО «ТетрастройКоми» и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, защитников не направили.

Судья определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, и разрешая жалобу ООО «ТетрастройКоми» по существу, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что с целью исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 27.12.2019 №ТГ-П12-11486, Приказа Роструда № 29 от 07.02.2020, на основании Распоряжения от 04.09.2020, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении ООО «ТетрастройКоми».

Согласно акту проверки от 30.07.2020 в ходе проверки, в том числе установлено, что на строящемся ООО «ТетрастройКоми» объекте (многоэтажный жилой комплекс в квартале, ограниченном улицами Сысольское шоссе-Южная-Д.Каликовой-Октябрьский проспект) в нарушение ч. 2 ст. 211 Трудового кодекса РФ, п. 47 Приказа Минтруда России №336н от 01.06.2015 «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве» участок проведения строительного производства от доступа посторонних лиц огражден ненадлежащим образом, а именно, отсутствуют калитки, контролируемые в течение рабочего времени, запираемые после его окончания; в нарушение ч. 2 ст. 211 Трудового кодекса РФ и п. 52 Приказа Минтруда России №336н от 01.06.2015 территория строительной площадки, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам, а также территория пятиметровой прилегающей зоны загромождена складируемыми материалами и мусором; в нарушение ч. 2 ст. 211 Трудового кодекса РФ и п. 150 Приказа Минтруда России №155н от 28.03.2014 «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» лестницы, используемые на гладких опорных поверхностях (бетон и др.) на нижних концах не имеют башмаки из резины или другого нескользкого материала; в нарушение ч. 2 ст. 211, абз. Я ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ и п. 55 Приказа Минтруда России №336н от 01.06.2015 колодцы не закрыты крышками, щитами и не ограждены; в нарушение ч. 2 ст. 211 Трудового кодекса РФ и пп. 3 п. 113 Приказа Минтруда России №642н от 17.09.2014 «Об утверждении правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» размещение грузов произведено с нарушений требований, а именно, груз размещен штабель к штабелю; в нарушение абз. 3 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ не обеспечено функционирование системы управления охраной труда, процедура управления профессиональными рисками не организована (опасности не выявлены, оценка уровня профессиональных рисков не проведена, меры по исключению или снижению профессиональных рисков не разработаны.

В связи с выявленными нарушениями в адрес ООО «ТетрастройКоми» Государственной инспекцией труда в Республике Коми 30.09.2020 внесено предписание об устранении выявленных нарушений, включая вышеперечисленные, в срок до 23.10.2020.

Установив факт нарушения норм трудового законодательства, выразившегося в нарушении норм по охране труда, государственный инспектор труда пришел к выводу о наличии в действиях ООО «ТетрастройКоми» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выводы государственного инспектора труда о наличии в действиях ООО «ТетрастройКоми» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нахожу правильными, основанными на нормах действующего законодательства, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно положениям ст. 211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В силу ч.2 ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

Правила по охране труда в строительстве на момент проведения внеплановой проверки и вынесения оспариваемого постановления были установлены Приказом Минтруда России №336н от 01.06.2015 «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве» (далее – Правила).

Согласно указанным Правилам Правила по охране труда в строительстве устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при проведении общестроительных и специальных строительных работ, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений.

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, а также работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы при организации и осуществлении ими строительного производства.

Работодатель (лицо, осуществляющее строительство) должен обеспечить безопасность строительного производства и безопасную эксплуатацию технологического оборудования, используемого в строительном производстве, соответствие строительного производства требованиям законодательства Российской Федерации об охране труда и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, а также контроль за соблюдением требований Правил.

В соответствии с требованиями Правил работодателем в установленном порядке должна быть организована разработка инструкций по охране труда по профессиям и (или) видам выполняемых работ, которые утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками, участвующими в строительном производстве, (далее - работники) представительного органа (при наличии).

Согласно п. 47 указанных Правил производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого производственного объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц.

Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям: высота защитных ограждений производственной территории должна быть не менее 1,6 м, а участков работ - не менее 1,2 м; защитные ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и должны быть оборудованы сплошным защитным козырьком; защитный козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов; защитные ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.

В соответствии с п. 52 Правил территория строительной площадки, включая проезды, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам, а также территория пятиметровой прилегающей зоны должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и строительными конструкциями.

Как следует из п. 55 колодцы, шурфы и другие выемки должны быть закрыты крышками, щитами или ограждены. В темное время суток указанные ограждения должны быть освещены электрическими сигнальными лампочками.

Также приказом Минтруда России №155н от 28.03.2014 утверждены Правила по охране труда при работе на высоте.

Согласно п. 150 указанных Правил конструкция приставных лестниц и стремянок должна исключать возможность сдвига и опрокидывания их при работе. На нижних концах приставных лестниц и стремянок должны быть оковки с острыми наконечниками для установки на земле. При использовании лестниц и стремянок на гладких опорных поверхностях (паркет, металл, плитка, бетон) на нижних концах должны быть надеты башмаки из резины или другого нескользкого материала.

Приказом Минтруда России №642н от 17.09.2014 утверждены Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.

Согласно пп. 3 п. 113 указанных Правил при размещении грузов необходимо соблюдать следующие требования, в том числе, размещение грузов (в том числе на погрузочно-разгрузочных площадках и в местах временного хранения) вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, штабель к штабелю не допускается.

В ходе проведенной Государственной инспекцией труда в Республике Коми внеплановой проверки было установлено, что на момент проведения проверки вышеуказанные нормы трудового права и нормы по охране труда ООО «ТетрастройКоми» выполнены не были.

Как указывалось ранее, 12.10.2020 ООО «ТетрастройКоми» в адрес Государственной инспекции труда в Республике Коми направлены документы об исполнении предписания, согласно которым, на территории строительной площадки оборудована калитка, контролируемая охраной и с возможностью запирания, обеспечено наличие на территории башмаков из резины или другого нескользящего материала на нижних концах лестниц, колодцы закрыты крышками.

Сведений об устранении иных указанных выше нарушений, не предоставлены.

При этом, из материалов дела следует, что 23.10.2017 ООО «ТетрастройКоми» разработано положение о системе управления охраной труда, устанавливающее требования к системе управления охраной труда.

Между тем, в ходе проведенной проверки установлено, что утвержденное положение о системе управления охраной труда, равно как и эффективное функционирование системы охраны труда ООО «ТетрастройКоми» должным образом не обеспечено.

Кроме того, из материалов дела также следует, что приказом ООО «ТетрастройКоми» №99/1 от 14.10.2020 создана комиссия для проведения процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков целях эффективного функционирования системы управления охраной труда, которым установлены сроки проведения указанной оценки.

Также установлено, что 15.10.2020 ООО «ТетрастройКоми» с ООО «Центр разрешительной документации» заключен договор по оказанию услуг по разработке документации по идентификации и расчету рисков на рабочих местах в количестве 83 профессий исходя из штатного расписания

Между тем, документы, свидетельствующие о проведенной оценке рисков на рабочих местах в материалы дела не предоставлены.

Изложенное свидетельствует о том, что ООО «ТетрастройКоми» предприняты меры по проведению процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков целях эффективного функционирования системы управления охраной труда лишь после проведения внеплановой проверки контролирующим органом.

Таким образом, на ООО «ТетрастройКоми» в соответствии с указанными выше нормами права, как на работодателя, возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Указанная обязанность ООО «ТетрастройКоми» исполнена не была, а равно его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судом также учитывается, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО «ТетрастройКоми» имелась.

В свою очередь, доказательства принятия всех зависящих мер по соблюдению названных выше требований или невозможности соблюдения указанных требований не представлено.

Вина ООО «ТетрастройКоми» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается письменными доказательствами, среди которых: протокол об административном правонарушении от 12.10.2020; распоряжение от 04.09.2020 о проведении внеплановой проверки; акт проверки органа государственного контроля то 30.07.2020; приказ ООО «ТетрастройКоми» №99/1 от 14.10.2020; договор от 15.10.2020, заключенный с ООО «Центр разрешительной документации»; акт выезда от 22.09.2020, фотоматериалы, положение о системе управления охраной труда.

Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, принимая во внимание, что ООО «ТетрастройКоми» не обеспечило безопасные условия и охрану труда, государственный инспектор труда пришел к обоснованному выводу о необходимости привлечения ООО «ТетрастройКоми» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом доводы жалобы об устранении выявленных нарушений, не являются основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку устранение выявленных нарушений не является основанием для освобождения юридического лица от предусмотренной законом административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «ТетрстройКоми», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, должностное лицо Государственной инспекции труда в Республике Коми пришло к обоснованному выводу о привлечении ООО «ТетрастройКоми» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с несоблюдением положений Трудового кодекса РФ, в связи с чем, оснований для отмены оспариваемого постановления от 12.10.2020 не имеется.

Вопреки доводам жалобы, не имеется оснований для применения в рассматриваемом случае положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку по смыслу указанной нормы малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Поскольку в данном случае административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о нарушении заявителем общественных правоотношений в области охраны труда, указанный факт нарушения трудового законодательства исключает возможность применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении в полной мере отвечает требованиям, предусмотренным статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влекущих прекращение производства по делу судом не установлено.

Наказание ООО «ТетрастройКоми» назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.3, 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора труда Зиборова М.А. от 12 октября 2020 года, которым ООО «ТетрастройКоми» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу ООО «ТетраСтройКоми» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья     Ю.В. Рачковская

12-134/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "ТетрастройКоми"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Рачковская Юлия Валерьевна
Статьи

ст. 5.27.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
12.02.2021Материалы переданы в производство судье
20.02.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
02.04.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
05.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
17.04.2021Вступило в законную силу
10.11.2021Дело оформлено
15.11.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее