Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-358/2022 (2-3244/2021;) ~ М-3073/2021 от 12.11.2021

Дело №57RS0022-01-2021-005160-53                        Производство №2-358/2022

РЕШЕНИЕ

ИменемРоссийскойФедерации

24 января 2022 г.                                                                                г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Каверина В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марокиной К.С.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ланцовой Елены Александровны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о возврате излишне оплаченных страховых взносов,

установил:

Ланцова Е.А.обратилась в суд с иском к Государственному учреждению –ОтделениюПенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее ГУ ОПФ РФ)о возврате излишне оплаченных страховых взносов.

В обоснование иска указано, что Ланцова Е.А. являлась индивидуальным предпринимателем, в связи с чем производила оплату страховых взносов. В мае 2021 г. при переходе в категорию самозанятых граждан истцу стало известно, что у него имеется переплата по страховым взносам в сумме 5147,95 руб. В ИФНС России по г. Орлу Ланцовой Е.А. было разъяснено о том, что по вопросу возврата излишне уплаченных страховых взносов следует обратиться в пенсионный орган. Истец подал соответствующее заявление в ГУ ОПФ РФ, однако 06.08.2021 поступил отказ в возвращении излишне уплаченных страховых взносов, мотивированный истечением срока давности. Ланцова Е.А. полагала данный отказ необоснованным, поскольку о переплате ей никто не сообщал.

По указанным основаниям Ланцова Е.А. просила суд взыскать с ответчика в ее пользу денежные средства в сумме 5147,95 руб.

Исходя из характера рассматриваемого спора, пояснений сторон, положений действующего законодательства, суд понимает данные требования, как требования об оспаривании решения ответчика об отказе в возвращении излишне уплаченных страховых взносов и соответственно возвращении излишне уплаченных страховых взносов.

В судебном заседании истец Ланцова Е.А. доводы иска поддержала.

Представитель ответчика по доверенности Зайцева С.А. в судебном заседании иск полагала необоснованным по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица – ИФНС России по г. Орлу в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением от 31.10.2019 №32-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений п. 5 ст. 18, ст.ст. 20 и 21 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», ч. 22 ст. 26 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и п. 6.1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании и во взаимосвязи решается вопрос о возможности возврата страхователю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сведения о которых были учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Конституционный Суд признал оспоренные положения, устанавливающие в их взаимосвязи особенности правовой регламентации отдельных вопросов администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в части возврата сумм переплаты), не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку такие особенности по своему смыслу направлены на выполнение государством обязанности обеспечивать надлежащие условия для реализации пенсионных прав застрахованных лиц.

Оспоренные положения были признаны также не соответствующими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в их взаимосвязи они ограничивают право страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения.

Конституционным Судом указано, что впредь до внесения необходимых законодательных изменений при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.

Как указано в постановлении, данные выводы Конституционного Суда Российской Федерации подлежат применению в отношении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относящихся как к периодам до 01.01.2017, так и после указанного периода.

До принятия Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2017, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировались Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно которому плательщиками страховых взносов признавались страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п. 1 ч. 1 ст. 5). С 01.01.2017 данные вопросы аналогичным образом регулируются главой 34 «Страховые взносы» ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Что касается полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и по привлечению к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (ст. ст. 3, 18 и др.), то до 01.01.2017 их осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

С названной даты согласно ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам, за исключением периодов, истекших до 01.01.2017, - в таких случаях контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ст.ст. 20 и 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ).

В силу Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; при этом плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики (пп. 5 пункта 1 и п. 3 ст. 21). Этому корреспондирует обязанность налогового органа принимать решения о возврате налогоплательщику (плательщику страховых взносов) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет указанных излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в порядке, предусмотренном данным Кодексом (пп. 7 п. 1 и п. 2.1 ст. 32). Излишняя уплата публичного платежа, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога (иного платежа) самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 №173-О).

Аналогичные нормы закреплены в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и в ч. 22 ст. 26 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017.

За периоды до 01.01.2017 порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ).

С 01.01.2017 на основании Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», - полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Ст. 21 названного Закона установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №212-ФЗ).

Ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ предусмотрен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период индивидуальными предпринимателями, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ).

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ).

В п. 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона №212-ФЗ было определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 29 Федерального закона №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Ч.ч. 2 и 3 ст. 27 Федерального закона №212-ФЗ предусматривают, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со ст.26 Федерального закона №212-ФЗ.

Материалами дела установлено, что с 17.07.2007 Ланцова Е.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

В настоящее время Ланцова Е.А. предпринимательскую деятельность не осуществляет и значится как физическое лицо, осуществляющее деятельность, доходы от которой облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (самозанятая).

23.07.2021 Ланцова Е.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

ГУ ОПФ РФ при рассмотрении заявления Ланцовой Е.А. установлено, что приведенная в заявлении сумма 5147,95 руб. складывается из страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (на выплату страховой пенсии) за 2002-2009 гг. в сумме 2846 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (на выплату накопительной пенсии) за 2002-2009 гг. в сумме 1138 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 1163 руб.

Вместе с тем, решением от 04.08.2021 ГУ ОПФ РФ Ланцовой Е.А. отказано в возврате излишне уплаченных сумм в обозначенном размере.

Мотивы отказа в решении не приведены, однако в протоколе заседания комиссии ОПФ РФ по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов указано на то, что основанием к отказу принятия положительного решения по заявлению истца является пропуск 3-летнего срока с даты уплаты взносов.

Действительно, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (ч. 13 ст. 26 Федерального закона №212-ФЗ).

Положение ч. 13 ст. 26 Федерального закона №212-ФЗ соответствует требованиям п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Между тем в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 №173-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации», следует, что оспариваемаянорма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)).

Кроме того, в названном Определении отмечено, что выбор подлежащих применению норм, на основе которых в конкретном деле должен решаться вопрос о сроках давности, относится к компетенции суда, рассматривающего дело, а проверка законности и обоснованности решения им этого вопроса - к компетенции вышестоящих судебных инстанций.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса (ст. 196ГК РФ).

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (п.п. 1, 2 ст. 200ГК РФ).

При этом в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона №212-ФЗ, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.

В материалы дела представлены уведомления пенсионного органа от 22.03.2012, 19.02.2013, 24.12.2014 о наличии переплаты по страховым взносам, адресованные истцу.

Вместе с тем, документов, подтверждающих как факт направления, так и факт получения данных уведомлений, ответчиком суду не представлено.

Кроме того, сама Ланцова Е.А. указывала на то, что никаких уведомлений не получала, и о переплате ей стало известно только из сведений личного кабинета налогоплательщика в 2021 г.

Истец представил суду распечатку из личного кабинета налогоплательщика, в которой имеются сведения о переплате 6148,48 руб., включающей в себя суммы обязательных платежей, зачисляемых в бюджет ПФ РФ по периодам, истекшим до 01.01.2017.

Таким образом, утверждение истца о том, что ей стало известно о переплате только в 2021 г., ответчиком не опровергнуто, на основании чего считать срок обращения за возвращением излишне уплаченной суммы пропущенным у суда не имеется.

Помимо этого представитель ответчика указал, что по сведениям ОПФ РФ переплата составляет только 1163,95 руб., на основании чего требуемая сумма необоснованна.

Вместе с тем, из текста оспариваемого решения и заседания комиссии следует, что единственной причиной для отказа в удовлетворении заявления Ланцовой Е.А. послужил истечение 3-летнего срока с даты оплаты взносов.

В свою очередь, ответчик также подтвердил, что за расчетный период 2002-2009 гг. у Ланцовой Е.А. имелась переплата в сумме 3984 руб., которая передана ОПФ РФ по Ростовской области в составе первоначального сальдо.

При сложении данной суммы и суммы, подтвержденной ответчиком, получается требуемая истцом сумма переплаты 5147,95 руб., в связи с чем суд полагает, что требования истца заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФстороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 400 руб.

Поскольку заявленный истцомиск удовлетворен, суд полагает необходимым взыскать с Отделения ПФР по Орловской области в пользу истца судебные расходы в общей сумме 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ланцовой Елены Александровны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о возврате излишне оплаченных страховых взносов удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области от 04.08.2021 (номер обезличен) об отказе в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в размере 5147,95 руб. по заявлению Ланцовой Елены Александровны и направить его в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Орлу.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Ланцовой Елены Александровны судебные расходы в сумме 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 31.01.2022.

СудьяВ.В. Каверин

2-358/2022 (2-3244/2021;) ~ М-3073/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ланцова Елена Александровна
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по Орловской области
Другие
ИФНС России по г. Орлу
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Каверин Виктор Викторович
Дело на странице суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
12.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.12.2021Предварительное судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее