2а-1098/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2019 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Моисеевой Г.Ю.,
при секретаре Рукосуеве Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к Романову Д.А. о взыскании транспортного налога, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Томску (далее по тексту – ИФНС России по г. Томску) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Романову Д.А., в котором просит взыскать с административного ответчика в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 2320,80 руб., в том числе: транспортный налог за 2014 в сумме 1260 руб., за 2015 год в размере 1040 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.01.2016 по 30.01.2017 в размере 20,80 руб.
В обоснование требований указано, что налоговым органом налогоплательщику Романову Д.А. произведено исчисление налога на транспорт, подлежащего уплате за 2014 год, со сроком уплаты не позднее 01.10.2015 в сумме 1260 руб., за 2015 год со сроком уплаты не позднее 01.12.2016 в сумме 1040 руб., итого 2300 руб. о чем направлено налоговые уведомления. В связи с неуплатой налога в установленный законом срок за период с 02.12.2016 по 30.01.2017 начислены пени в размере 20,80 руб. Ранее в адрес налогоплательщика направлены требования от 25.11.2014 №<номер обезличен> со сроком исполнения 26.01.2015, от 09.11.2015 №<номер обезличен> со сроком исполнения до 22.12.2015, от 31.01.2017 №<номер обезличен> со сроком исполнения 04.04.2017. По заявлению ИФНС России по г. Томску 05.03.2018 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки в размере 3659,51 руб., который был отменен по заявлению должника. Частично указанная сумма недоимки оплачена ответчиком до момента отмены судебного приказа, в настоящее время имеется задолженность в заявленном размере.
В судебное заседание, назначенное на 14 часов 30 минут 08.07.2019, стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем на основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствии.
Ранее, в судебном заседании представитель ответчика Ламырева Д.А. поддержала исковые требования с учетом устранения технической ошибки, дополнительно пояснила, что при вынесении судебного приказа мировым судьей была допущена ошибка и указано о взыскании налога только за 2015 год. Не отрицала факта того, что при выставлении требования ответчику №<номер обезличен> от 31.01.2017 общая сумма недоимки превысила 3000 руб., срок исполнения указанного требования 04.04.2017, заявление о вынесении приказа о взыскании задолженности было подано в мировой суд по истечении шестимесячного срока, в марте 2018 года.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа (статья 52); в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57).
Статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4).
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога (статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 названного Кодекса).
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом заявлена к взысканию задолженность по транспортному налогу за 2014, 2015 годы и пени. В течение трех лет со дня истечения срока исполнения требования №<номер обезличен> (срок исполнения до 26.01.2015 и по 22.12.2015, соответственно), с учетом требования № <номер обезличен> сумма недоимки превысила 3000 руб., соответственно, заявление о взыскании могло быть подано в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня, когда сумма взыскания превысила 3000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В судебном заседании установлено, что Романов Д.А. является налогоплательщиком транспортного налога, поскольку на последнего зарегистрировано транспортное средство КИА YD государственный регистрационный знак К489КН79, ВИН: ЕН 709806, год выпуска 2014, дата регистрации 18.10.2014.
У Романова Д.А. сформировалась задолженность по уплате транспортного налога за 2014 год в размере 1260 руб., 975 руб. и пени 130,73 руб., за 2015 год 1040 руб. пени за период с 02.12.2016 по 30.01.2017 в размере 20,80 руб.
02.12.2014 в адрес Романова Д.А. направлено требование № <номер обезличен> об уплате транспортного налога и пени в размере обязательных платежей в срок до 25.11.2014.
23.12.2015 в адрес Романова Д.А. направлено требование № <номер обезличен> об уплате транспортного налога и пени в размере обязательных платежей в срок до 22.12.2015.
15.02.2017 в адрес Романова Д.А. направлено требование № <номер обезличен> уплате транспортного налога и пени в размере обязательных платежей в срок до 11.07.2017.
В установленный срок Романовым Д.А. задолженность не погашена.
С учетом вышеуказанных обстоятельств у ИФНС имелись основания в течение шести месяцев со дня, когда сумма недоимки превысила 3000 руб. обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании указанных выше сумм в принудительном порядке.
По заявлению ИФНС России по г. Томску мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Томска вынесен судебный приказ от 05.03.2018 №<номер обезличен> о взыскании с Романова Д.А. в пользу ИФНС России по г. Томску задолженности в доход соответствующего бюджета в размере 3559,51 руб., в том числе 3275 руб. –транспортный налог за 2015 год, 384,51 руб. –пени по транспортному налогу, а также госпошлина в размере 200 руб.
Определением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г.Томска от 26.11.2018 по заявлению административного ответчика судебный приказ отменен, взыскателю разъяснено право на обращение в суд в порядке искового производства.
Как установлено ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В п.2 ст.48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налогов, пеней подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С настоящим административным исковым заявлением ИФНС России по г. Томску обратилась в Ленинский районный суд г. Томска 27.05.2018, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа (26.11.2018).
Вместе с тем, с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился несвоевременно, а именно по иссечению шестимесячного срока со дня, когда сумма недоимки превысила 3000 руб.
Заявление о выдаче судебного приказа в отношении Романова Д.А. направлено мировому судье судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Томска 01.03.2018 (о чем свидетельствует телефонограмма от 08.07.2019) и вынесен приказ 05.03.2018.
26.11.2018 в связи с заявлением Романова Д.А. судебный приказ отменен.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с судебным приказом.
Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22.03.2012 № 479-О-О принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК Российской Федерации, осуществляться не может.
Таким образом, факт соблюдения сроков на обращение в суд после отмены судебного приказа не освобождает административного истца от соблюдения сроков при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа. Данный срок, согласно материалам дела, пропущен административным истцом.
В соответствии с положениями ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч. 5 ст. 138 КАС Российской Федерации в случае установления факта пропуска процессуального срока на подачу административного иска без уважительной причины суд может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Пропуск процессуального срока административным истцом согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью его восстановления в предусмотренных Кодексом случаях в мотивировочной части решения в таком случае может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Заявление о восстановлении срока административным истцом не заявлено, каких-либо доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока административным истцом суду не представлено. При этом суд учитывает, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ему известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока, административным истцом ни в административном исковом заявлении, не указаны.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд с заявлением о взыскании.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 – 180, 290, КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску к Романову Д.А. о взыскании задолженности в размере 2320,80 руб., в том числе: транспортный налог за 2014 в сумме 1260 руб. за 2015 год в размере 1040 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.01.2016 по 30.01.2017 в размере 20,80 руб. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Томска.
Председательствующий Моисеева Г.Ю.
Мотивированный текст решения изготовлен 13.07.2019
Секретарь Рукосуев Л.В.
70RS0002-01-2019-001776-44