РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 ноября 2014 года г. Орёл
Северный районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Раковой Н.Н.,
при секретаре Костромичевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Управления государственного имущества Орловской области к Ломакиной З.В. о признании отсутствующим право собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного имущества Орловской области обратилось в суд с иском, предъявленным к Ломакиной З.В. о признании отсутствующим право собственности на земельный участок. В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011 года) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Закона Орловской области от 30.06.2006 года № 603-03 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре – городе Орле», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре – городе Орле, осуществляет орган исполнительной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом. Порядок распоряжения земельными участками государственная собственность, на которые не разграничена, в административном центре Орловской области – городе Орле устанавливается Правительством Орловской области. В рамках реализации указанного Закона постановлением Правительства Орловской области 31.12.2010 года № 472 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области – городе Орле (далее - Порядок). Пунктом 1.2 Порядка установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Орле осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом. Постановлением Правительства Орловской области от 10.05.2012 № 147 утверждено Положение об Управлении государственного имущества Орловской области (далее - Положение). Согласно пункту 4.17 Положения Управление государственного имущества Орловской области распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» приказом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 11.07.2011 года № гражданке Ломакиной 3. В. был предоставлен бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером №, местоположением: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для коллективного садоводства, площадью 543 кв.м. На основании указанного приказа ответчик зарегистрировал право собственности на спорный земельный участок. Письмом от 17.07.2013 года № администрация г. Орла сообщила Управлению государственного имущества Орловской области следующее. Свидетельством на землю от 03.12.1992 года №, выданным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам г. Орла, садоводческому товариществу «Садовод» при управлении автодороги Москва-Харьков для коллективного садоводства предоставлено 7,03 га земли, из которых 0,21 га – земли общего пользования, 6,82 га – земли членов товарищества. В соответствии со схемой садоводческого товарищества 1992 года на землях общего пользования находился пруд. С выездом на место 04.07.2013 года специалистами отдела реестра и контроля земель Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла было установлено, что в настоящее время в данном месте находится пожарный водоем. Сопоставив схему садоводства с публичной кадастровой картой, опубликованной на портале Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, установлено, что пожарный водоем разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами № и №. В связи с указанным обращением администрации г. Орла, приказом от 09.08.2013 года № Управления государственного имущества Орловской области была создана рабочая группа с целью обследования указанных земельных участков. Актом обследования земельных участков от 22.08.2013 года установлено, что земельный участок с кадастровым номером № представляет собой пожарный водоем. Границы обследуемого земельного участка собственником не огорожены, участок не используются по целевому назначению. В силу статьи 1 Федерального Закона № 66-ФЗ от 11.03.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», имущество общего пользования – имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное). В соответствии пунктом 4 статьи 14, пунктом 2 статьи 28 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 года, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Учитывая изложенные обстоятельства, Управлением государственного имущества Орловской области было принято решение об отмене приказа от 11.07.2011 года № о предоставлении в собственность указанного земельного участка, что подтверждается приказом Управления государственного имущества Орловской области от 21.01.2014 года №. Учитывая, что наличие в реестре записи о правах в отношении земельного участка с кадастровым номером № противоречит действующему законодательству, запись о регистрации права собственности Ломакиной 3.В. на земельный участок не может быть сохранена, наличие данной записи нарушает права Управления государственного имущества Орловской области на распоряжение земельным участком. По изложенным основаниям истец просит признать отсутствующим право собственности гражданки Ломакиной З.В. на земельный участок с кадастровым номером №, местоположением: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для коллективного садоводства, площадью 543 кв.м, а также внести запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права собственности гражданки Ломакиной З.В. на земельный участок с кадастровым номером №, местоположением: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для коллективного садоводства, площадью 543 кв.м.
В судебном заседании представитель истца Управления государственного имущества Орловской области по доверенности ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что срок исковой давности Госимуществом не пропущен, поскольку о том, что Ломакина З.В. зарегистрировала за собой право собственности на спорный земельный участок, Управлению стало известно в 2013году - после проведения проверки по факту обращения администрации г. Орла об отмене приказов Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 11.07.2011г. №№957, 961.
Ответчик Ломакина З.Н., извещенная надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств и заявлений не представила.
Представитель ответчика Ломакиной З.Н. по доверенности ФИО6 исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что спорный земельный участок зарегистрирован в Управлении Росреестра по Орловской области в качестве земельного участка, определенная площадь которого предназначена для ведения садоводства. Согласно действующему законодательству, признание отсутствующим права на земельный участок является исключительной мерой. Кроме того, истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что водоем, расположенный на земельной участке Ломакиной З.Н. является пожарным водоемом. Данный объект недвижимости не зарегистрирован в ЕГРП как пожарный водоем.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования ДСОНТ «Садовод» председатель ФИО7 поддержал исковые требования Управления государственного имущества Орловской области.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования ДСОНТ «Садовод» ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, по тем основания, что спорный объект не является противопожарным водоемом.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования ДСОНТ «Садовод» ФИО9 возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. В обоснование возражений указал, что в 2010 году пожарной службой проводилась проверка водоемов ДСОНТ «Садовод». Поскольку в Товариществе на тот момент водоемы отсутствовали, по его указанию, как действующего председателя, эскалатором были вырыта яма и установлена табличка с надписью «противопожарный водоем».
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области по доверенности ФИО10 не возражал, против удовлетворения требований истца, суду пояснил, что водоемы относятся к водным ресурсам и не являются объектом недвижимости, в связи с чем, не подлежат учету в государственном кадастре недвижимости.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайств и заявлений не представил.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
Согласно статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с абзацем 11 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» имущество общего пользования - имущество, предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Согласно статье 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011 года) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Орловской области от 30.06.2006 года № 603-03 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре – городе Орле», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре – городе Орле, осуществляет орган исполнительной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом. Порядок распоряжения земельными участками государственная собственность, на которые не разграничена, в административном центре Орловской области – городе Орле устанавливается Правительством Орловской области.
В рамках реализации указанного Закона постановлением Правительства Орловской области 31.12.2010 года № утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области – городе Орле (далее - Порядок). Пунктом 1.2 Порядка установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Орле осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом.
Постановлением Правительства Орловской области от 10.05.2012 № утверждено Положение об Управлении государственного имущества Орловской области (далее - Положение). Согласно пункту 4.17 Положения Управление государственного имущества Орловской области распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле.
В судебном заседании установлено, что ДСОНТ «Садовод» при управлении автодороги Москва-Харьков для коллективного садоводства на праве собственности предоставлено 7,03 га, а том числе 0,21 га – земли – общества, 6,82 га – земли членов товарищества.
Право собственности ДСОНТ «Садовод» на землю зарегистрировано в Комитете по земельной реформе и земельным ресурсам г. Орла, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю от 03.12.1992 года №.
11.07.2011 года на основании указанного свидетельства о праве собственности на землю от 03.12.1992 года №, заявления Ломакиной З.В. о предоставлении земельного участка в собственность, а также заключения правления ДСОНТ «Садовод», приказом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области № ответчице Ломакиной З.В. был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером №, местоположением: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для коллективного садоводства, площадью 543 кв.м.
28.11.2013 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области произведена регистрация права собственности Ломакиной З.В. на спорный земельный участок с кадастровым номером №.
19.07.2013 года в Управление государственного имущества Орловской области поступило письмо Муниципального образования «Город Орел» № от 17.07.2013 года содержащее сведения о том, земельный участок с кадастровым номером № частично входит в границы пожарного водоема.
Данное обстоятельство также подтверждается актом обследования земельных участков с кадастровыми номерами № и №, местоположением: <адрес> подготовленным специалистами реестра и контроля земель Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла и утвержденным 22.08.2013 года Начальником Управления государственного имущества Орловской области ФИО11
Кроме того, данное обстоятельство подтвердили допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей заместитель начальника отдела распоряжения земельными участками Управления государственного имущества Орловской области ФИО12, ведущий специалист отдела реестра и контроля земель Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, которые входили в состав комиссии, осуществлявшей осмотр спорного земельного участка с целью выявления его фактического использования. Указанные свидетели пояснили, что земельный участок с кадастровым номером № представляет собой пожарный водоем. Границы земельного участка собственником не огорожены и он не используется по целевому назначению.
Приказом Управления государственного имущества Орловской области № от 21.01.2014 года приказ Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области № от 11.07.2011 года «О предоставлении в собственность бесплатно гражданке Ломакиной З.В. земельного участка местоположением: <адрес> отменен.
Таким образом, Управление государственного имущества Орловской области, действуя в пределах предоставленных полномочий, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, отменило решение № от 11.07.2011 года.
В судебном заседании также установлено, что указанный приказ Управления государственного имущества Орловской области № от 21.01.2014 года ответчицей Ломакиной З.В. в установленном законом порядке не оспаривался.
Учитывая, что у Ломакина З.В. в настоящее время отсутствуют законные основания для использования на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, местоположением: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для коллективного садоводства, площадью 543 кв.м., суд приходит к выводу об удовлетворении требований Управления государственного имущества Орловской области о признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчицы по доверенности ФИО6 о пропуске истцом срока исковой давности по данному спору по следующим основаниям.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
На основании п.1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку Управление государственного имущества Орловской области стало известно о том, что его права нарушены, а именно о том, что Ломакиной З.В. был передан в собственность противопожарный водоем и ответчица зарегистрировала на него право собственности, только в 2013г. после обращения администрации г. Орла от 17.07.2013г. № о необходимости отмены приказа Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области № от 11.07.2011 года, срок исковой давности по данному спору необходимо исчислять с июля 2013 года.
Что касается требований Управления государственного имущества Орловской области о внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права собственности гражданки Ломакиной З.В. на спорный земельный участок, то оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП (абзац 2 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Таким образом, решение о признании отсутствующим права собственности Ломакиной З.В. на спорный земельный участок является в силу названной нормы права обязательным для регистрационного органа, а заявленное требование Управления государственного имущества Орловской области о внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права собственности на земельный участок является избыточным.
Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска, с Ломакиной З.В. в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, ст. 61.1 БК РФ подлежит взысканию в бюджет Муниципального образования «Город Орел» государственная пошлина в сумме № рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления государственного имущества Орловской области к Ломакиной З.В. о признании отсутствующим право собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать отсутствующим права собственности Ломакиной З.В. на земельный участок с кадастровым номером №, местоположением: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для коллективного садоводства, площадью 543 кв.м.
Взыскать с Ломакиной З.В. в бюджет Муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме будет изготовлено в срок до 11 ноября 2014 года включительно.
Судья Н.Н. Ракова