Решение по делу № 3а-324/2019 от 01.10.2019

Дело № 3а-324/2019

УИД 18OS0000-01-2019-000326-05

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 октября 2019 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Бурова А.И.,

при секретаре Токаревой М.В.,

с участием:

представителя административного истца АО «Удмуртское автодорожное предприятие» – Данилова К.М., представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Тихомировой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Удмуртское автодорожное предприятие» об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Акционерное общество «Удмуртское автодорожное предприятие» (далее по тексту административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее – Управление Росреестра по УР) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является арендатором указанного земельного участка. Размер кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер арендной платы. Рыночная стоимость земельного участка ниже кадастровой. Кадастровая стоимость участка определена в размере <данные изъяты> копеек, в то время как, согласно отчету об оценке, рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.

Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению его прав.

В судебном заседании представитель административного истца – Данилов К.М. требования, изложенные в административном иске, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики – Тихомирова К.Ю. в судебном заседании пояснила, что удовлетворение иска приведет к снижению поступлений в бюджетную систему. Против удовлетворения административного иска не возражала. Ходатайства о назначении судебно – оценочной экспертизы не заявила.

Представители иных лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились.

В соответствии с ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2015 года №529 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года».

Названный земельный участок вошел в перечень объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была утверждена указанным нормативным правовым актом.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость названного земельного участка определена 1 января 2015 года и составляет <данные изъяты> копеек.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

Согласно статье 24.18 Закона, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с абз. 4 п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Таким образом, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в статье 24.19 Закона, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.

Статья 24.18 Закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как его арендатора, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст.3 ФЗ №135).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).

Общие требования к содержанию отчета приведены в ст.11 ФЗ №135.

При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (ст.15 ФЗ №135).

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст.14 ФЗ №135).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 ФЗ №135).

Стандарты оценочной деятельности отражены в ст.20 ФЗ №135.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ст. 24.20 ФЗ №135).

В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке объекта оценки (далее – отчет) от ДД.ММ.ГГГГ, составленный Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (л.д. 51-106).

В соответствии с указанным Отчетом рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2015 составляет <данные изъяты> рублей.

Данный Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющим необходимое образование. При этом Отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.59, 61, 84 КАС РФ, суд признает Отчёт достоверным, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим указанную в нём по состоянию на 01.01.2015 величину рыночной стоимости спорного земельного участка.

В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.

Однако таких ходатайств не заявлено, поскольку размер рыночной стоимости спорного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей, установленный в Отчёте, участвующие в деле административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали, каких-либо возражений о несоответствии вышеназванного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не заявили.

Абзацем 5 ст. 24.20 ФЗ №135 предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Судом констатируется, что административным истцом названный пятилетний срок не пропущен.

Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера арендной платы, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, является обоснованным.

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Акционерного общества «Удмуртское автодорожное предприятие» к Правительству Удмуртской Республики и Управлению Росреестра по Удмуртской Республике об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, поданное 25 декабря 2018 года, удовлетворить.

Установить на основании заявления от 16.05.2019 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>1а, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей, по состоянию на 1 января 2015 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции г.Нижний Новгород, через Верховный Суд Удмуртской Республики, в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30 октября 2019 года.

Председательствующий     А.И. Буров

3а-324/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Удмуртское автодорожное предприятие"
Ответчики
Управление Росреестра по УР
Правительство УР
Другие
Данилов Кирилл Михайлович
Министерство имущественных отношений УР
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Буров Андрей Иванович
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
01.10.2019Регистрация административного искового заявления
02.10.2019Передача материалов судье
03.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
03.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.10.2019Предварительное судебное заседание
25.10.2019Судебное заседание
29.08.2020Регистрация административного искового заявления
29.08.2020Передача материалов судье
29.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.08.2020Предварительное судебное заседание
29.08.2020Судебное заседание
29.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2019Дело оформлено
25.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее