Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1437/2018 от 15.05.2018

Судья Тульская С.Г.             Дело № 33-1437

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        

29 мая 2018 г.                  г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Букаловой Е.А.,

при секретаре Сергиенко Н.Н.,

    в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Антонова Алексея Анатольевича к администрации г. Мценска Орловской области, Управлению по муниципальному имуществу г. Мценска Орловской области, отделу опеки и попечительства администрации г. Мценска Орловской области о предоставлении жилого помещения,

    по апелляционной жалобе администрации г. Мценска Орловской области на решение Мценского районного суда Орловской области от 27 марта 2018 г., которым постановлено:

    «Иск Антонова Алексея Анатольевича удовлетворить.

Обязать администрацию г. Мценска Орловской области предоставить Антонову Алексею Анатольевичу, <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, на состав семьи один человек по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г. Мценска Орловской области общей площадью в размере 33 (тридцать три) квадратных метров; в случае отсутствия жилых помещений общей площадью 33 квадратных метра из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека может быть уменьшен не более чем на 5 (пять) квадратных метров или увеличен не более чем на 12 (двенадцать) квадратных метров.

    В удовлетворении исковых требований к Управлению по муниципальному имуществу г. Мценска Орловской области и отделу опеки и попечительства администрации г. Мценска Орловской области отказать».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя администрации г. Мценска Орловской области Петрову Л.С., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Антонова А.А., полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Филиппова Л.В., действуя в интересах несовершеннолетнего Антонова А.А., обратилась в суд с иском к администрации г. Мценска Орловской области, Управлению по муниципальному имуществу г. Мценска Орловской области и отделу опеки и попечительства администрации г. Мценска Орловской области о предоставлении жилого помещения.

В обосновании заявленных требований указывала, что она является попечителем над Антоновым А.А., который относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Его мать Антонова Е.Г. в 2004 г. была лишена родительских прав, а сведения об отце внесены в свидетельство о рождении ребенка со слов матери.

    На момент поступления Антонова А.А. в феврале 2011 г. в детский дом он был зарегистрирован вместе с матерью по адресу: <адрес>, но в связи с тем, что дом подлежал сносу, поскольку был признан аварийным, матери Антонова А.А. была предоставлена муниципальная квартира по адресу: <адрес>.

    Поскольку указанная квартира является однокомнатной, в ней проживает мать Антонова А.А., которая лишена в отношении него родительских прав, уточнив исковые требования, Филиппова Л.В. просила суд обязать ответчиков предоставить Антонову А.А. жилое помещение на состав семьи один человек по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью в размере 33 кв.м.

При рассмотрении дела судом в связи с достижением совершеннолетия к участию в деле в качестве истца привлечен Антонов А.А., который поддержал исковые требования в полном объеме.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Мценска Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Выражает несогласие с выводом суда о невозможности проживания Антонова А.А. в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, где он имеет регистрацию.

Приводит доводы о том, что факт лишения родителя родительских прав является достаточным основанием для признания нуждаемости в жилом помещении только при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ, которого не имеется.

Указывает, что суд неверно сделал вывод о непригодности для проживания закрепленного за Антоновым А.А. жилого помещения, поскольку признание жилых помещений непригодными для проживания относится к полномочиям межведомственной комиссии, однако такого заключения также не имеется.

Обращает внимание на то, что принятие решения о признании факта невозможности проживания в жилом помещении и постановки на учет для обеспечения благоустроенным жилым помещением относится к полномочиям органа местного самоуправления. Однако ни Антонов А.А., ни его законные представители в администрацию г. Мценска не обращались.

Указывает, что судом необоснован внеочередной порядок предоставления Антонову А.А. жилого помещения по отношению к другим лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

    Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

    В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе, проживание на любом основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации) (п. 1).

Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.

Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Закон Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ).

Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ).

Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен в ст. 3 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения.

Постановлением Правительства Орловской области от 08 мая 2013 г. № 156 «О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение» утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее по тексту – Порядок), в соответствии с которым полномочиями по решению данных вопросов возложены на органы местного самоуправления.

В соответствии с данным Порядком законные представители несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста 14 лет, несовершеннолетние граждане, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года, представляют в орган местного самоуправления, уполномоченный на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, заявление о признании невозможности проживания в жилом помещении с приложением документов, подтверждающих невозможность проживания в жилом помещении (п. 2).

Вместе с заявлением представляются, помимо иных поименованных в данном Порядке документов, один из следующих документов в подтверждение невозможности проживания в жилом помещении: вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, в случае проживания в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав, в отношении гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - гражданин), невозможность проживания которого в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается, или выселении иных лиц, не являющихся членами семьи указанного гражданина (при наличии) (п. 3).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Антонов А.А., <дата> года рождения, относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Его мать ФИО7 вступившим в законную силу решением <адрес> районного суда <адрес> от <дата> лишена родительских прав (л. д. 107-108), отец в свидетельстве о рождении был записан со слов матери.

Постановлением главы администрации г. Мценска от 08 октября 2004 г. № 807 в отношении несовершеннолетнего Антонова А.А. была установлена опека. Опекуном была назначена Гутор Л.С., которая с 01 марта 2011 г. была освобождена от исполнения обязанностей опекуна (л. д. 68).

На основании постановления главы администрации г. Мценска от 16 февраля 2011 г. № 103 Антонов А.А. был определен в детское государственное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, с закреплением за ним жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л. д. 69)

С августа 2016 г. Антонов А.А. являлся воспитанником <...>».

С 01 сентября 2017 г. истец обучается в <...>», находится на полном государственном обеспечении (л. д. 55), проживает в общежитии (л. д. 100).

В связи с признанием многоквартирного дома, в котором находилось закрепленное за Антоновым А.А. жилое помещение аварийным и подлежащим сносу, постановлением администрации г. Мценска от 31 октября 2014 г. матери истца ФИО7 на состав семьи два человека (она и истец Антонов А.А.) была предоставлена по договору социального найма однокомнатная квартира площадью 37.3 кв.м. по адресу: <адрес> (л. д. 28-30, 34-36).

Как установил суд в указанной квартире в настоящее время проживает ФИО7, жилое помещение находится в антисанитарном состоянии.

Установив изложенные обстоятельства, а также то, что иного жилого помещения истец не имеет, а его проживание в одном жилом помещении с матерью, которая лишена в отношении него родительских прав, будет противоречить его интересам, суд первой инстанции обоснованно признал, что его проживание в квартире по адресу: <адрес> является невозможным, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявленные требования о предоставлении Антонову А.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает и то обстоятельство, что в декабре 2016 г. директор <...>», воспитанником которой на тот момент являлся Антонов А.А., обращался в администрацию г. Орла с заявлением об обеспечении истца жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, ссылаясь на то, что в закрепленном за ним жилом помещении по адресу: <адрес> проживает его мать, которая лишена родительских прав (л. д. 37).

В ответ на указанное обращение администрацией был дан отрицательный ответ со ссылкой на то, что с заявлением и предусмотренными Порядком документами для того, чтобы установить факт невозможности проживания Антонова А.А. в указанном жилье, законные представители не обращались.

Вместе с тем, судебная коллегия считает, что вышеуказанное обращение законного представителя Антонова А.А. в декабре 2016 г. свидетельствует об обращении с заявлением о признании невозможности проживания. При этом, согласно п. 3 Порядка предоставление вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения не является обязательным (как указано в п. 3 Порядка, оно предоставляется при его наличии).

    Более того, вступившим в законную силу решением <адрес> районного суда <адрес> от 04 мая 2017 г. в расторжении с ФИО7 договора социального найма вышеуказанного жилого помещения и снятии ее с регистрационного учета было отказано (л. д. 41-43).

    Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что судом не обоснован внеочередной порядок предоставления истцу жилого помещения является несостоятельным, поскольку ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.

    Напротив, ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

    Ч. 3 ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. определено, что орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

    Законом Орловской области от 06 декабря 2007 г. № 727-ОЗ (ч. 5 ст. 2) предусмотрена очередность при постановке на учет указанной категории лиц.

Вместе с тем, сам по себе факт формирования очередности при ведении учета указанной категории лиц означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору специализированного найма, а обязанность органа местного самоуправления по обеспечению указанных лиц жилым помещением в целях их социализации возникает, согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Иных правовых доводов, свидетельствующих о незаконности принятого решения, влекущих его отмену или изменение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 27 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Мценска Орловской области – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

Судья Тульская С.Г.             Дело № 33-1437

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        

29 мая 2018 г.                  г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Букаловой Е.А.,

при секретаре Сергиенко Н.Н.,

    в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Антонова Алексея Анатольевича к администрации г. Мценска Орловской области, Управлению по муниципальному имуществу г. Мценска Орловской области, отделу опеки и попечительства администрации г. Мценска Орловской области о предоставлении жилого помещения,

    по апелляционной жалобе администрации г. Мценска Орловской области на решение Мценского районного суда Орловской области от 27 марта 2018 г., которым постановлено:

    «Иск Антонова Алексея Анатольевича удовлетворить.

Обязать администрацию г. Мценска Орловской области предоставить Антонову Алексею Анатольевичу, <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, на состав семьи один человек по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г. Мценска Орловской области общей площадью в размере 33 (тридцать три) квадратных метров; в случае отсутствия жилых помещений общей площадью 33 квадратных метра из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека может быть уменьшен не более чем на 5 (пять) квадратных метров или увеличен не более чем на 12 (двенадцать) квадратных метров.

    В удовлетворении исковых требований к Управлению по муниципальному имуществу г. Мценска Орловской области и отделу опеки и попечительства администрации г. Мценска Орловской области отказать».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя администрации г. Мценска Орловской области Петрову Л.С., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Антонова А.А., полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Филиппова Л.В., действуя в интересах несовершеннолетнего Антонова А.А., обратилась в суд с иском к администрации г. Мценска Орловской области, Управлению по муниципальному имуществу г. Мценска Орловской области и отделу опеки и попечительства администрации г. Мценска Орловской области о предоставлении жилого помещения.

В обосновании заявленных требований указывала, что она является попечителем над Антоновым А.А., который относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Его мать Антонова Е.Г. в 2004 г. была лишена родительских прав, а сведения об отце внесены в свидетельство о рождении ребенка со слов матери.

    На момент поступления Антонова А.А. в феврале 2011 г. в детский дом он был зарегистрирован вместе с матерью по адресу: <адрес>, но в связи с тем, что дом подлежал сносу, поскольку был признан аварийным, матери Антонова А.А. была предоставлена муниципальная квартира по адресу: <адрес>.

    Поскольку указанная квартира является однокомнатной, в ней проживает мать Антонова А.А., которая лишена в отношении него родительских прав, уточнив исковые требования, Филиппова Л.В. просила суд обязать ответчиков предоставить Антонову А.А. жилое помещение на состав семьи один человек по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью в размере 33 кв.м.

При рассмотрении дела судом в связи с достижением совершеннолетия к участию в деле в качестве истца привлечен Антонов А.А., который поддержал исковые требования в полном объеме.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Мценска Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Выражает несогласие с выводом суда о невозможности проживания Антонова А.А. в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, где он имеет регистрацию.

Приводит доводы о том, что факт лишения родителя родительских прав является достаточным основанием для признания нуждаемости в жилом помещении только при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ, которого не имеется.

Указывает, что суд неверно сделал вывод о непригодности для проживания закрепленного за Антоновым А.А. жилого помещения, поскольку признание жилых помещений непригодными для проживания относится к полномочиям межведомственной комиссии, однако такого заключения также не имеется.

Обращает внимание на то, что принятие решения о признании факта невозможности проживания в жилом помещении и постановки на учет для обеспечения благоустроенным жилым помещением относится к полномочиям органа местного самоуправления. Однако ни Антонов А.А., ни его законные представители в администрацию г. Мценска не обращались.

Указывает, что судом необоснован внеочередной порядок предоставления Антонову А.А. жилого помещения по отношению к другим лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

    Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

    В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе, проживание на любом основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации) (п. 1).

Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.

Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Закон Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ).

Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ).

Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен в ст. 3 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-ОЗ, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения.

Постановлением Правительства Орловской области от 08 мая 2013 г. № 156 «О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение» утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее по тексту – Порядок), в соответствии с которым полномочиями по решению данных вопросов возложены на органы местного самоуправления.

В соответствии с данным Порядком законные представители несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста 14 лет, несовершеннолетние граждане, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года, представляют в орган местного самоуправления, уполномоченный на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, заявление о признании невозможности проживания в жилом помещении с приложением документов, подтверждающих невозможность проживания в жилом помещении (п. 2).

Вместе с заявлением представляются, помимо иных поименованных в данном Порядке документов, один из следующих документов в подтверждение невозможности проживания в жилом помещении: вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, в случае проживания в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав, в отношении гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - гражданин), невозможность проживания которого в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается, или выселении иных лиц, не являющихся членами семьи указанного гражданина (при наличии) (п. 3).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Антонов А.А., <дата> года рождения, относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Его мать ФИО7 вступившим в законную силу решением <адрес> районного суда <адрес> от <дата> лишена родительских прав (л. д. 107-108), отец в свидетельстве о рождении был записан со слов матери.

Постановлением главы администрации г. Мценска от 08 октября 2004 г. № 807 в отношении несовершеннолетнего Антонова А.А. была установлена опека. Опекуном была назначена Гутор Л.С., которая с 01 марта 2011 г. была освобождена от исполнения обязанностей опекуна (л. д. 68).

На основании постановления главы администрации г. Мценска от 16 февраля 2011 г. № 103 Антонов А.А. был определен в детское государственное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, с закреплением за ним жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л. д. 69)

С августа 2016 г. Антонов А.А. являлся воспитанником <...>».

С 01 сентября 2017 г. истец обучается в <...>», находится на полном государственном обеспечении (л. д. 55), проживает в общежитии (л. д. 100).

В связи с признанием многоквартирного дома, в котором находилось закрепленное за Антоновым А.А. жилое помещение аварийным и подлежащим сносу, постановлением администрации г. Мценска от 31 октября 2014 г. матери истца ФИО7 на состав семьи два человека (она и истец Антонов А.А.) была предоставлена по договору социального найма однокомнатная квартира площадью 37.3 кв.м. по адресу: <адрес> (л. д. 28-30, 34-36).

Как установил суд в указанной квартире в настоящее время проживает ФИО7, жилое помещение находится в антисанитарном состоянии.

Установив изложенные обстоятельства, а также то, что иного жилого помещения истец не имеет, а его проживание в одном жилом помещении с матерью, которая лишена в отношении него родительских прав, будет противоречить его интересам, суд первой инстанции обоснованно признал, что его проживание в квартире по адресу: <адрес> является невозможным, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявленные требования о предоставлении Антонову А.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает и то обстоятельство, что в декабре 2016 г. директор <...>», воспитанником которой на тот момент являлся Антонов А.А., обращался в администрацию г. Орла с заявлением об обеспечении истца жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, ссылаясь на то, что в закрепленном за ним жилом помещении по адресу: <адрес> проживает его мать, которая лишена родительских прав (л. д. 37).

В ответ на указанное обращение администрацией был дан отрицательный ответ со ссылкой на то, что с заявлением и предусмотренными Порядком документами для того, чтобы установить факт невозможности проживания Антонова А.А. в указанном жилье, законные представители не обращались.

Вместе с тем, судебная коллегия считает, что вышеуказанное обращение законного представителя Антонова А.А. в декабре 2016 г. свидетельствует об обращении с заявлением о признании невозможности проживания. При этом, согласно п. 3 Порядка предоставление вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения не является обязательным (как указано в п. 3 Порядка, оно предоставляется при его наличии).

    Более того, вступившим в законную силу решением <адрес> районного суда <адрес> от 04 мая 2017 г. в расторжении с ФИО7 договора социального найма вышеуказанного жилого помещения и снятии ее с регистрационного учета было отказано (л. д. 41-43).

    Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что судом не обоснован внеочередной порядок предоставления истцу жилого помещения является несостоятельным, поскольку ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.

    Напротив, ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

    Ч. 3 ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. определено, что орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

    Законом Орловской области от 06 декабря 2007 г. № 727-ОЗ (ч. 5 ст. 2) предусмотрена очередность при постановке на учет указанной категории лиц.

Вместе с тем, сам по себе факт формирования очередности при ведении учета указанной категории лиц означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору специализированного найма, а обязанность органа местного самоуправления по обеспечению указанных лиц жилым помещением в целях их социализации возникает, согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Иных правовых доводов, свидетельствующих о незаконности принятого решения, влекущих его отмену или изменение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 27 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Мценска Орловской области – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

1версия для печати

33-1437/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Антонов Алексей Анатольевич
Ответчики
Администрация г. Мценска
Управление по муниципальному имуществу г. Мценска
Отдел опеки и попечительства администрации г. Мценска
Суд
Орловский областной суд
Судья
Корнева Марина Александровна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
29.05.2018Судебное заседание
05.06.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее