Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1942/2018 от 03.07.2018

Судья Второва Н.Н.               Дело № 33-1942/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«17» июля 2018 года                    город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,

при секретаре Касьяновой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мельникова А.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в

г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на снижение установленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда

г. Орла от 16 мая 2018 года, которым исковые требования удовлетворены,

заслушав доклад судьи Орловского областного суда Юдиной С.В., пояснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – Пальчиковой И.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Мельникова А.В., изучив материалы дела,

установила:

Мельников А.В. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на снижение установленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначении пенсии.

В обоснование иска указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в тяжелых условиях с 17 сентября 1985 года по 04 января 1993 года бурильщиком, машинистом буровой установки в Орловской геологоразведочной партии и в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с

26 апреля 1986 года по 23 ноября 1990 года в д. <адрес>. Письмом ГУ УПФ РФ в г. Орле в г. Орле и Орловском районе Орловской области в назначении пенсии ему отказано, поскольку период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально.

Указанный отказ считает необоснованным, поскольку с 08 октября 1985 года по 23 ноября 1990 года он проживал в <адрес>, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

После окончательного уточнения исковых требований, просил суд признать за ним право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года, обязать ответчика назначить и производить выплату ему пенсии по старости досрочно с 13 марта 2018 года – с момента возникновения права.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного решения ввиду нарушения норм материального и процессуального права.

Ссылается на то, что документально подтвержденный период проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом дает ему право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на один год.

Выражает несогласие с определенным судом моментом возникновения права истца на пенсию, поскольку отказ в назначении трудовой пенсии не признан судом незаконным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01 февраля 1998 года действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-Р, которым д. <адрес> отнесена к территории радиоактивного загрязнения.

С 01 февраля 1998 года действовал Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582.

С 21 октября 2015 года применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 года № 1074.

Согласно указанным перечням, населенный пункт - <адрес> отнесена к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26 апреля 1986 года по

01 февраля 1998 года.

В силу положений статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Согласно действующему законодательству гражданам, имеющим право на одновременное снижение общеустановленного пенсионного возраста в

соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря

2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии со статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставлено право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста.

Как установлено судом, Мельников А.В. обратился в ГУ УПФ РФ

г. Орле и Орловском районе Орловской области о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 2 года, и в связи с работой на тяжелых условиях труда.

Письмом от 19 марта 2018 года ГУ УПФ РФ г. Орле и Орловском районе Орловской области Мельникову А.В. отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 2 года, поскольку период проживания с 26 апреля 1986 года по 07 августа 1986 года в зоне с льготно-экономическим статусом не подтвержден документально, признано право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 1 год, в связи с проживанием с 07 августа 1986 года по 23 ноября 1990 года <адрес>, относящейся к зоне проживания с льготно-экономическим статусом, признано право на назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работ в возрасте 58 лет.

Согласно расчету пенсионного органа, период проживания Мельникова А.В. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, подтвержденный регистрацией по месту жительства, составил 4 года 3 месяца 17 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на 1 год. Кроме того, стаж истца в период работы по Списку № 2 бурильщиком, машинистом буровой установки в <...> составил 6 лет 3 месяца 15 дней, что дает ему право на снижение пенсионного возраста еще на 2 года. При суммировании льгот Мельников А.В. имеет право на получение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Мельников А.В. указывал, что он с 26 апреля 1986 года по 23 ноября 1990 года проживал в доме родителей в <адрес>, однако в домовой книге <адрес> указано, что он был зарегистрирован в данном населенном пункте с 07 августа 1986 года по 23 ноября 1990 года.

Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, объективно подтверждаются исследованными судом первой инстанции материалами дела, а именно: записями в похозяйственной книге хозяйства ФИО9 (бабушки истца) <адрес> Никольского сельского Совета за 1986-1990 годы, из которой следует, что Мельников А.В. выбыл из данного хозяйства в октябре 1985 года, и значится вновь прибывшим уже

08 октября 1985 года; военным билетом Мельникова А.В., в котором указано, что он был принят на учет военным комиссариатом <...> сельского совета (<адрес> военного комиссариата) 05 октября 1985 года, а снят с учета из данного комиссариата 23 ноября 1990 года; справкой администрации <...> сельского поселения <адрес>, выданной на основании домовой книги по <адрес>, из которой усматривается, что Мельников А.В. действительно был зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: д. <адрес> с 08 октября 1985 года по 23 ноября 1990 года.

Согласно домовой книги для прописки граждан, проживающих в

<адрес>, Мельников А.В. значится прописанным в д. <адрес> с 08 октября 1985 года, а в <адрес> – с 07 августа

1986 года.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 августа 1985 года постановлено образовать в Орловской области <...> район с административным центром в селе <...> за счет части территории <...> района согласно представленной карте.

На основании решения № 287 Орловского Областного Совета народных депутатов с 25 августа 1985 года <адрес> Сельского Совета стала относиться к <...> району Орловской области. В связи с чем, жители вновь образованного <...> района были перерегистрированы из <...> района в <...> район Орловской области.

Так, Мельников А.В. в д. <адрес> был перерегистрирован 07 августа 1986 года.

Наряду с письменными доказательствами, факт постоянного проживания истца в спорный период в зоне радиоактивного загрязнения подтвержден показаниями допрошенных в суде первой инстанции свидетелей ФИО10, ФИО11, оснований не доверять которым не имеется.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что Мельников А.В. действительно проживал и был зарегистрирован в <адрес> период с 08 октября 1985 года по 23 ноября 1990 года.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается.

В силу положений части 1 статьи 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно

или преимущественно проживает.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 20) и международными актами о правах человека, ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, так как совокупностью собранных по делу доказательств подтверждено, что в спорный период истец был зарегистрирован и постоянно проживал в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года

№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Удовлетворяя требования Мельникова А.В. и обязывая ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ему пенсию с 13 марта 2018 года, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на указанную дату у истца возникло право на назначение льготной пенсии, однако ему в этом было необоснованно отказано.

По изложенным основаниям не влечет отмену решения суда довод жалобы ответчика о неправомерности назначения Мельникову А.В. пенсии ранее вступления решения в законную силу, так как он основан на ошибочном толковании норм материального права.

Изложенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они не могут служить основанием для отмены решения суда.

Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 16 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельникова А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Второва Н.Н.               Дело № 33-1942/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«17» июля 2018 года                    город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,

при секретаре Касьяновой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мельникова А.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в

г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на снижение установленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда

г. Орла от 16 мая 2018 года, которым исковые требования удовлетворены,

заслушав доклад судьи Орловского областного суда Юдиной С.В., пояснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – Пальчиковой И.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Мельникова А.В., изучив материалы дела,

установила:

Мельников А.В. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на снижение установленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначении пенсии.

В обоснование иска указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в тяжелых условиях с 17 сентября 1985 года по 04 января 1993 года бурильщиком, машинистом буровой установки в Орловской геологоразведочной партии и в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с

26 апреля 1986 года по 23 ноября 1990 года в д. <адрес>. Письмом ГУ УПФ РФ в г. Орле в г. Орле и Орловском районе Орловской области в назначении пенсии ему отказано, поскольку период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально.

Указанный отказ считает необоснованным, поскольку с 08 октября 1985 года по 23 ноября 1990 года он проживал в <адрес>, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

После окончательного уточнения исковых требований, просил суд признать за ним право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года, обязать ответчика назначить и производить выплату ему пенсии по старости досрочно с 13 марта 2018 года – с момента возникновения права.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного решения ввиду нарушения норм материального и процессуального права.

Ссылается на то, что документально подтвержденный период проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом дает ему право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на один год.

Выражает несогласие с определенным судом моментом возникновения права истца на пенсию, поскольку отказ в назначении трудовой пенсии не признан судом незаконным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01 февраля 1998 года действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-Р, которым д. <адрес> отнесена к территории радиоактивного загрязнения.

С 01 февраля 1998 года действовал Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582.

С 21 октября 2015 года применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 года № 1074.

Согласно указанным перечням, населенный пункт - <адрес> отнесена к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26 апреля 1986 года по

01 февраля 1998 года.

В силу положений статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Согласно действующему законодательству гражданам, имеющим право на одновременное снижение общеустановленного пенсионного возраста в

соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря

2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии со статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставлено право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста.

Как установлено судом, Мельников А.В. обратился в ГУ УПФ РФ

г. Орле и Орловском районе Орловской области о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 2 года, и в связи с работой на тяжелых условиях труда.

Письмом от 19 марта 2018 года ГУ УПФ РФ г. Орле и Орловском районе Орловской области Мельникову А.В. отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 2 года, поскольку период проживания с 26 апреля 1986 года по 07 августа 1986 года в зоне с льготно-экономическим статусом не подтвержден документально, признано право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 1 год, в связи с проживанием с 07 августа 1986 года по 23 ноября 1990 года <адрес>, относящейся к зоне проживания с льготно-экономическим статусом, признано право на назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работ в возрасте 58 лет.

Согласно расчету пенсионного органа, период проживания Мельникова А.В. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, подтвержденный регистрацией по месту жительства, составил 4 года 3 месяца 17 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на 1 год. Кроме того, стаж истца в период работы по Списку № 2 бурильщиком, машинистом буровой установки в <...> составил 6 лет 3 месяца 15 дней, что дает ему право на снижение пенсионного возраста еще на 2 года. При суммировании льгот Мельников А.В. имеет право на получение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Мельников А.В. указывал, что он с 26 апреля 1986 года по 23 ноября 1990 года проживал в доме родителей в <адрес>, однако в домовой книге <адрес> указано, что он был зарегистрирован в данном населенном пункте с 07 августа 1986 года по 23 ноября 1990 года.

Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, объективно подтверждаются исследованными судом первой инстанции материалами дела, а именно: записями в похозяйственной книге хозяйства ФИО9 (бабушки истца) <адрес> Никольского сельского Совета за 1986-1990 годы, из которой следует, что Мельников А.В. выбыл из данного хозяйства в октябре 1985 года, и значится вновь прибывшим уже

08 октября 1985 года; военным билетом Мельникова А.В., в котором указано, что он был принят на учет военным комиссариатом <...> сельского совета (<адрес> военного комиссариата) 05 октября 1985 года, а снят с учета из данного комиссариата 23 ноября 1990 года; справкой администрации <...> сельского поселения <адрес>, выданной на основании домовой книги по <адрес>, из которой усматривается, что Мельников А.В. действительно был зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: д. <адрес> с 08 октября 1985 года по 23 ноября 1990 года.

Согласно домовой книги для прописки граждан, проживающих в

<адрес>, Мельников А.В. значится прописанным в д. <адрес> с 08 октября 1985 года, а в <адрес> – с 07 августа

1986 года.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 августа 1985 года постановлено образовать в Орловской области <...> район с административным центром в селе <...> за счет части территории <...> района согласно представленной карте.

На основании решения № 287 Орловского Областного Совета народных депутатов с 25 августа 1985 года <адрес> Сельского Совета стала относиться к <...> району Орловской области. В связи с чем, жители вновь образованного <...> района были перерегистрированы из <...> района в <...> район Орловской области.

Так, Мельников А.В. в д. <адрес> был перерегистрирован 07 августа 1986 года.

Наряду с письменными доказательствами, факт постоянного проживания истца в спорный период в зоне радиоактивного загрязнения подтвержден показаниями допрошенных в суде первой инстанции свидетелей ФИО10, ФИО11, оснований не доверять которым не имеется.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что Мельников А.В. действительно проживал и был зарегистрирован в <адрес> период с 08 октября 1985 года по 23 ноября 1990 года.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается.

В силу положений части 1 статьи 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно

или преимущественно проживает.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 20) и международными актами о правах человека, ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, так как совокупностью собранных по делу доказательств подтверждено, что в спорный период истец был зарегистрирован и постоянно проживал в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года

№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Удовлетворяя требования Мельникова А.В. и обязывая ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ему пенсию с 13 марта 2018 года, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на указанную дату у истца возникло право на назначение льготной пенсии, однако ему в этом было необоснованно отказано.

По изложенным основаниям не влечет отмену решения суда довод жалобы ответчика о неправомерности назначения Мельникову А.В. пенсии ранее вступления решения в законную силу, так как он основан на ошибочном толковании норм материального права.

Изложенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они не могут служить основанием для отмены решения суда.

Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 16 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельникова А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1942/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мельников Алексей Васильевич
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе
Суд
Орловский областной суд
Судья
Юдина Светлана Валериевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
17.07.2018Судебное заседание
23.07.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее