Р Е Ш Е Н И Е
9 июля 2014 года |
г. Кондопога |
Судья Кондопожского городского суда Республики Карелия Бахорина М.А., при секретаре Михайловой Н.В., рассмотрев жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Кивач» на постановление заместителя руководителя – заместителя главного государственного инспектора труда (по охране труда) № ... от ХХ.ХХ.ХХ о назначении административного наказания,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя – заместителя главного государственного инспектора труда (по охране труда) № ... от ХХ.ХХ.ХХ ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» (далее учреждение, организация) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.31 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...>, по тем основаниям, что ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач», являясь работодателем в отношениях с работниками учреждения, допустило нарушение требований ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), п. 5.1 Коллективного договора, а именно: в нарушение перечисленных норм графики сменности на ХХ.ХХ.ХХ составлены без учета мнения профсоюза.Не согласившись с указанным постановлением, директор ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» Кожевников С.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить оспариваемое постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указал, что график сменности на ХХ.ХХ.ХХ доведен до сведения работников своевременно. Ссылаясь на ст. 103 и 372 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), считает, что поскольку в учреждении в настоящее время не существует профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников, то учреждение вправе самостоятельно утверждать графики сменности. Общим собранием работников учреждения у профсоюзной организации отозвано право представлять интересы всех работников. Действующая профсоюзная организация не объединяет более половины работников учреждения. Полагает, что обращение Мошникова В.И. по поводу проверки условий соблюдения коллективного договора и составления графиков сменности с учетом мнения профсоюза является коллективным спором. С учетом требований ст. 398, 401, 404 ТК РФ, считает, что возникший коллективный спор не подлежит рассмотрению и разрешению Государственной инспекцией труда (далее Инспекция), поскольку рассматривается и разрешается в ином порядке. Кроме того, указывает на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности, полагая, что при составлении графика сменности на ХХ.ХХ.ХХ правонарушение допущено именно при его составлении, то есть до его утверждения ХХ.ХХ.ХХ, то есть датой предполагаемого правонарушения является ХХ.ХХ.ХХ.
В судебном заседании представитель ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» Живетьев Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Государственной инспекции труда в РК, извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в процесс не явился.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело (материал) в полном объеме.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 данной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 5.31 КоАП РФ нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 5.31 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.
Согласно ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.
При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников (ст. 103 ТК РФ).
Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (ст. 372 ТК РФ).
В ст. 398 ТК РФ дано понятие коллективного трудового спора, согласно которому коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Порядок разрешения коллективного трудового спора урегулирован ст. 402 ТК РФ и состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.
Из материалов дела усматривается, что в ходе внеплановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства, проведенной государственным инспектором труда (по охране труда) инспекции, в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ на основании заявления председателя первичной профсоюзной организации учреждения, было установлено, что учреждением, в нарушение ч. 2 ст. 22 ТК РФ и п. 5.1 коллективного договора, графики сменности на ХХ.ХХ.ХХ составлены без учета мнения профсоюза.
Вина учреждения в совершении административного правонарушения подтверждается Актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права от ХХ.ХХ.ХХ № ..., предписанием от ХХ.ХХ.ХХ № ..., протоколом об административном правонарушении от ХХ.ХХ.ХХ № ..., материалами проверки.
По результатам проверки государственным инспектором труда (по охране труда) ХХ.ХХ.ХХ был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФГБУ «ГПЗ «Кивач» по ст. 5.31 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) № ... от ХХ.ХХ.ХХ ФГБУ «ГПЗ «Кивач» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.31 КоАП РФ, по вышеизложенным основаниям, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...>.
Из ст. 26.1 КоАП РФ следует, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно решению Петрозаводского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ заявление ФГБУ «ГПЗ «Кивач» об оспаривании вышеуказанного предписания Государственной инспекции труда в РК удовлетворено. Предписание государственного инспектора труда в РК от ХХ.ХХ.ХХ № ... признано незаконным и отменено. Решение суда вступило в законную силу. В ходе рассмотрения данного дела установлено, что первичная профсоюзная организация ФГБУ «ГПЗ «Кивач» не имеет полномочий на представление интересов работников, не являющихся ее членами, в связи с чем, учет мнения профсоюза при составлении графиков сменности не требовался. Несмотря на это обстоятельство, п. 5.1 коллективного договора учреждения предусмотрено составление графиков сменности с учетом мнения профсоюза, что не противоречит ст. 8 ТК РФ. Несмотря на наличие описанных обстоятельств, ФГБУ «ГПЗ «Кивач», в нарушение п. 5.1 коллективного договора, отказался учитывать мнение профсоюзного органа, что свидетельствует о наличии коллективного трудового спора, который не относится к компетенции Государственной инспекции труда в РК, то есть предписание вынесено Инспекцией с превышением полномочий, предоставленных трудовым законодательством.
Учитывая, что одним из оснований для вынесения оспариваемого постановления о привлечении заявителя к административной ответственности послужило упомянутое предписание, которое было отменено судом как незаконное, суд не может признать это предписание допустимым доказательством по делу.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии оснований, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Оценив в совокупности все вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о недоказанности состава вмененного правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ влечет отмену оспариваемого постановления.
Довод заявителя о том, что поскольку в учреждении в настоящее время не существует профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников, учреждение вправе самостоятельно утверждать графики сменности, суд считает необоснованным, так как учреждение в п. 5.1 коллективного договора предусмотрело составление графиков сменности с учетом мнения профсоюза, что не противоречит ст. 8 ТК РФ, в соответствии с которой коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Довод учреждения о том, что в данном случае имеет место коллективный спор, рассматриваемый и разрешаемый в ином порядке суд считает обоснованным по вышеизложенным основаниям.
Суд не соглашается со ссылкой апеллянта на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности по следующим основаниям. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 5.31 КоАП РФ, составляет два месяца со дня его совершения. В соответствии с п. 5.1 коллективного договора графики сменности доводятся до сведения работников не менее чем за месяц до их введения в действие, графики составляются с учетом мнения профсоюза (полученного до введения их в действие), таким образом, график сменности за ХХ.ХХ.ХХ должен был быть доведен до работников не позднее ХХ.ХХ.ХХ, датой совершения правонарушения является ХХ.ХХ.ХХ, в связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности истек ХХ.ХХ.ХХ, то есть после вынесения оспариваемого постановления о привлечении учреждения к административной ответственности. Оснований для прекращения производства по делу по этому основанию не имеется.
Руководствуясь 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя – заместителя главного государственного инспектора труда (по охране труда) № ... от ХХ.ХХ.ХХ о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 5.31 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Кивач» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.31 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Кивач» прекратить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд РК в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья |
М.А. Бахорина |