К делу №5-573/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Новороссийск 08 ноября 2016 г.
Ленинский районный суд г.Новороссийска в составе
судьи Спорчич О.А.,
с участием:
представителей юридического лица АО «Главное управление обустройства войск», действующих на основании доверенностей Терещенко О.В., Лебедевой А.Ю.,
представителя Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора – главного специалиста-эксперта Новороссийского отдела по надзору на море, действующего на основании доверенности Котельва Н.В.,
рассмотрев поступившее из Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Главное управление обустройства войск»,
установил:
В Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края поступило для рассмотрения дело об административном правонарушении, возбужденное Черноморо-Азовским морским Управлением Росприроднадзора в отношении юридического лица - АО «Главное управление обустройства войск» по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, совершенное при следующих обстоятельствах.
25 мая 2016 г. на основании приказа № ..... от 20.05.2016 г. Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, основанием которого было рассмотрение обращения граждан по вопросу возможного нарушения природоохранного законодательства РФ в части загрязнения и захламления различными отходами производства и потребления земельного участка, расположенного в водоохранной зоне Черного моря в г. ....., ....., район ....., а также других доводов, изложенных в обращении, был осуществлен выезд и проведено обследование указанной территории.
При проведении обследования вышеуказанной территории, доводы, изложенные в обращении в части загрязнения и захламления различными отходами производства и потребления нашли свое подтверждение, а именно на земельном участке с кадастровым номером ....., расположенном в водоохранной зоне Черного моря в г. ....., ....., район ....., было выявлено загрязнение (захламление) верхнего слоя земли (почвы) древесными и строительными отходами (несанкционированная свалка).
Данный факт был зафиксирован 25 мая 2016 г. с 14 часов 20 минут по 14 часов 29 минут.
На территории земельного участка, расположенного в водоохранной зоне Черного моря в г. ..... ....., район ..... не организованы должным образом мероприятия по охране окружающей среды, допущено загрязнение и захламление отходами производства и потребления земельного участка, не осуществляется соответствующее накопление, сбор, вывоз, утилизация и переработка указанных отходов. Безопасные для окружающей среды условия и способы обращения с отходами надлежащим образом не были обеспечены. Места расположения и способы накопления (временного складирования) отходов не обустроены в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, исключающими загрязнение, засорение и захламление окружающей среды. Отсутствуют сооружения для сбора отходов производства и потребления.
26.05.2016 по данному факту непосредственного обнаружения нарушения природоохранного законодательства вынесено определение № ..... о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам проведенного расследования установлено, что в соответствии с условием ГК № ..... от 04.08.2015 г. на основании акта приема-передачи строительной площадки от ..... г. АО «ГУОВ» (генеральный подрядчик) приняло земельный участок с кадастровым номером ..... для выполнения проектно-изыскательных и строительно-монтажных работ. В прямые обязанности генерального подрядчика входит соблюдение требований природоохранного законодательства.
Таким образом, установлено, что АО «ГУОВ», являясь генеральным подрядчиком в соответствии с условием ГК № ..... от 04.08.2015 в нарушение требований природоохранного законодательства РФ допустило захламление отходами производства и потребления земельного участка с кадастровым номером ....., что подтверждается материалами дела.
Мероприятия по охране окружающей среды (почвы) АО «ГУОВ» не организовало должным образом в границах вышеуказанного земельного участка.
АО «ГУОВ» обязано обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, однако, указанные требования юридическим лицом были нарушены.
Безопасные для окружающей среды условия и способы обращения с отходами надлежащим образом не обеспечены. Место расположения и способ накопления (временного складирования) отходов на земельном участке с кадастровым номером ..... не обустроено в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, способами исключающими загрязнение и захламление окружающей среды.
05.10.2016 составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица АО «Главное управление обустройства войск» по факту нарушения требований ст. 3, ст. 4, ст. 34, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды и ст. 42, ст. 56 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс РФ».
Представитель Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора – главный специалист-эксперт Новороссийского отдела по надзору на море, действующий на основании доверенности Котельва Н.В. в судебном заседании пояснил, что в действиях юридического лица АО «Главное управление обустройства войск» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Просил признать юридическое лицо АО «Главное управление обустройства войск» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в соответствии с санкцией ст.8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представители юридического лица АО «Главное управление обустройства войск», действующие на основании доверенностей Терещенко О.В., Лебедева А.Ю. просили производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Главное управление обустройства войск» по ст.8.2 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. При этом пояснили, что при вынесении протокола государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела. Протокол вынесен без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Государственным инспектором неверно установлен состав вменяемого правонарушения, а именно субъект и виновное лицо. Между АО «ГУОВ» и ООО «.....» 21.08.2015 заключен договор №..... на полный комплекс работ по проектированию и строительству магистральных сетей и внутриплощадочных инженерных сетей в Геопорту г. Новороссийска по объектам: причальные стенки (шифр объекта .....), общежитие для личного состава экипажей подводных лодок (шифр объекта .....), аккумуляторная мастерская с дистилляторной технической зоны для обеспечения подводных лодок (шифр объекта .....), компрессорная ВВД технической зоны для обеспечения подводных лодок (шифр объекта .....), склад аккумуляторных батарей (шифр объекта .....), трансформаторные подстанции (2 шт.) с питающим кабелем технической зоны для обеспечения подводных лодок (шифр объекта .....), зарядносиловая станция технической зоны для обеспечения подводных лодок (шифр объекта .....), внутриплощадочные инженерные сети (шифр объекта 68/19-ОПБ/ИС), инженерные сети водоснабжения и водоотведения (шифр 68/19-ОПБ/ИСВ). Во исполнение условий договора подряда АО «ГУОВ» по акту приема- передачи 05.08.2015 передал строительную площадку, расположенную на земельных участках территории ПБ «.....» г. Новороссийск, в том числе земельный участок с кадастровым номером ..... площадью 1,49 га ответственному исполнителю - ООО «.....». Таким образом работы на объекте фактически выполняет ответственный исполнитель ООО «.....». Согласно п 7.2.30. Договора ООО «..... обязан обеспечить в ходе работ на объекте выполнение на строительной площадке мероприятий по технике безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды (зеленых насаждений и земли), а также установить временные освещение и ограждение Объекта и территории строительной площадки. Изложенное свидетельствует о том, что ООО «.....» несет полную ответственность за негативное воздействие на окружающую среду и обязан предусматривать мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, а также обязан соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами, также обязан организовать мероприятия по сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию и пр. отходов производства и потребления. Тем самым выявленное 25.05.2016 нарушение, допущено подрядчиком ООО «.....». При таких обстоятельствах АО «ГУОВ» не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы участников, суд приходит к следующему.
Из материалов дела установлено, что 25 мая 2016 г. на основании приказа № ..... от 20.05.2016 г. Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, основанием которого было рассмотрение обращения граждан по вопросу возможного нарушения природоохранного законодательства РФ в части загрязнения и захламления различными отходами производства и потребления земельного участка, расположенного в водоохранной зоне Черного моря в г. ..... ....., район ..... а также других доводов, изложенных в обращении, был осуществлен выезд и проведено обследование указанной территории.
При проведении обследования вышеуказанной территории, доводы, изложенные в обращении в части загрязнения и захламления различными отходами производства и потребления нашли свое подтверждение, а именно на земельном участке с кадастровым номером ....., расположенном в водоохранной зоне Черного моря в г. ....., ....., район ....., было выявлено загрязнение (захламление) верхнего слоя земли (почвы) древесными и строительными отходами (несанкционированная свалка).
Исходя из вышеизложенного, следует, что на территории земельного участка, расположенного в водоохранной зоне Черного моря в г. ....., ....., район ..... не организованы должным образом мероприятия по охране окружающей среды, допущено загрязнение и захламление отходами производства и потребления земельного участка, не осуществляется соответствующее накопление, сбор, вывоз, утилизация и переработка указанных отходов. Безопасные для окружающей среды условия и способы обращения с отходами надлежащим образом не были обеспечены. Места расположения и способы накопления (временного складирования) отходов не обустроены в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, исключающими загрязнение, засорение и захламление окружающей среды. Отсутствуют сооружения для сбора отходов производства и потребления.
На основании вышеизложенного 26.05.2016 г. по данному факту непосредственного обнаружения нарушения природоохранного законодательства вынесено определение № ..... о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам проведения административного расследования, 05.10.2016 г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Котельвой Н.В. был составлен протокол об административном правонарушении №..... в отношении юридического лица АО «Главное управление обустройства войск» по ст.8.2 КоАП РФ.
Однако суд не может согласится с доводами административного органа по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Установлено, что 27.08.2015 г. между лица АО «Главное управление обустройства войск» (генподрядчик) и ООО «.....» (.....) заключен договор №..... на полный комплекс работ по проектированию и строительству магистральных и внутриплощадочных инженерных сетей в ..... г...... по объектам: причальные стенки (шифр объекта .....), общежитие для личного состава экипажей подводных лодок (шифр объекта .....), аккумуляторная мастерская с дистилляторной технической зоны для обеспечения подводных лодок (шифр объекта .....), компрессорная ВВД технической зоны для обеспечения подводных лодок (шифр объекта ..... склад аккумуляторных батарей (шифр объекта .....-.....), трансформаторные подстанции (2 шт.) с питающим кабелем технической зоны для обеспечения подводных лодок (шифр объекта .....), зарядносиловая станция технической зоны для обеспечения подводных лодок (шифр объекта ..... внутриплощадочные инженерные сети (шифр объекта .....), инженерные сети водоснабжения и водоотведения (шифр .....).
Во исполнение условий договора подряда АО «ГУОВ» по акту приема- передачи 05.08.2015 передал строительную площадку, расположенную на земельных участках территории .....» г. ....., в том числе земельный участок с кадастровым номером ..... площадью 1,49 га ответственному исполнителю - ООО «.....».
В соответствии с п.7.2.30 договора на полный комплекс работ по проектированию и строительству магистральных и внутриплощадочных инженерных сетей в ..... г...... по объектам: причальные стенки (шифр объекта .....), общежитие для личного состава экипажей подводных лодок (шифр объекта .....), аккумуляторная мастерская с дистилляторной технической зоны для обеспечения подводных лодок (шифр объекта .....), компрессорная ВВД технической зоны для обеспечения подводных лодок (шифр объекта .....), склад аккумуляторных батарей (шифр объекта .....), трансформаторные подстанции (2 шт.) с питающим кабелем технической зоны для обеспечения подводных лодок (шифр объекта .....), зарядносиловая станция технической зоны для обеспечения подводных лодок (шифр объекта .....), внутриплощадочные инженерные сети (шифр объекта .....), инженерные сети водоснабжения и водоотведения (шифр ...../.....) №..... от 27.08.2015 г. ООО «.....» обязан обеспечить в ходе работ на объекте выполнение на строительной площадке мероприятий по технике безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды (зеленых насаждений и земли), а также установить временные освещение и ограждение объекта и территории строительной площадки.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что АО «ГУОВ» осуществляет деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства РФ - допустило захламление отходами производства и потребления земельного участка с кадастровым номером ......
Изложенное свидетельствует о том, что АО «Главное управление обустройства войск» не является субъектом данного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства исключают наличие в действиях юридического лица АО «Главное управление обустройства войск» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО «Главное управление обустройства войск» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 8.2, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
постановил:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» - ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░