РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2022 года Отрадненский городской суд Самарской области в составе
председательствующего Кощеевой И.А.,
при секретаре Абизяевой Е.Ю.,
представителя административного истца Чернова А.В.,
представителя административного ответчика Куюмджян Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-516/2022 по административному иску Кузиной Марины Викторовны к Администрации городского округа Отрадный Самарской области о признании незаконным постановление Администрации городского округа Отрадный Самарской области
УСТАНОВИЛ:
Кузина М.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа Отрадный Самарской области о признании незаконными решения органа местного самоуправления..
В обоснование своих требований административный истец указала следующее.
Кузина М.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «Индивидуальное строительство жилого дома».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с заявлением в Администрацию <адрес> на смену вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с основного вида использования на условно разрешенный - «Объекты дорожного сервиса», приложив к заявлению подтверждающий пакет документов.
29.04.2022 получено Постановление №574 от 29.04.2022, далее 04.05.2022 было направлено заявление на разъяснение данного Постановления, а 31.05.2022 от Администрации г.о. Отрадного поступило письмо с разъяснением отказа смены вида разрешенного использования земельного участка, где одним из оснований отказа является несоответствие требованиям технических регламентов согласно ч.3 ст. 37 ГрК РФ, в частности со ссылкой на решение Отрадненского городского суда от 05.12.2019 (не выполнены условия пожарной безопасности блокированных зданий).
Однако решение суда от 05.12.2019 было вынесено по оформлению здания как жилое помещение» построенного на земельном участке с видом разрешенного использования земельного участка «Для индивидуальной жилой застройки», но в своем заявлении заявитель просит изменить вид разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный вид использования «Объекты дорожного сервиса» земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
1. Несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительным регламентам, установленным для территориальной зоны, в которую входит участок,
2. Отсутствие заявлений об изменении (установлении) вида разрешенного использования земельного участка от всех правообладателей земельного участка, в отношении которого подано заявление.
3. Отсутствие заявлений об изменении (установлении) вида разрешенного использования земельного участка от всех правообладателей здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, в отношении которого подано заявление.
4. Наличие предусмотренных в действующем законодательстве, а также в санитарных и технических правилах и нормах оснований, в соответствии с которыми невозможно использование земельного участка в указанных в заявлении целях.
5. Наличие решения о резервировании для государственных или муниципальных нужд земельного участка либо территории, в которую входит земельный участок, в отношении которого подано заявление.
6. Земельный участок, в отношении которого подано заявление, предоставлен для целей, не связанных со строительством, а испрашиваемый вид разрешенного использования предполагает строительство капитального объекта на данном участке.
7. Наличие определения арбитражного суда, суда общей юрисдикции об обеспечении иска, которым наложены обеспечительные меры в виде запрета на совершение определенных действий, касающихся предмета спора, связанных с предоставляемой муниципальной услугой.
8. Испрашиваемый вид разрешенного использования, земельного участка - жилищное строительство, а земельный участок был ранее предоставлен заявителю для иных целей.
9. Испрашиваемый вид разрешенного использования - строительство многоквартирного дома, а земельный участок был ранее предоставлен для индивидуального жилищного строительства.
10. Испрашиваемый вид разрешенного использования не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, право аренды которого было приобретено на торгах.
11. Несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования целевому назначению здания, сооружения, расположенного на земельном участке, в отношении которого подано заявление.
12. Уполномоченный орган не уполномочен на распоряжение земельным участком, в отношении которого подано заявление.
13. Заявитель (заявители) не является правообладателем земельного участка, в отношении которого подано заявление, либо собственником объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
14. Отсутствие постановления мэрии города о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в отношении которого подано заявление (в случае, если испрашиваемый вид разрешенного использования относится к условно разрешенным)
15. Отсутствие установленных градостроительных регламентов для территории, в границы которой входит земельный участок, в отношении которого подано заявление.
Истец считает, что Постановление №574 от 29.04.2022 Администрации г.о. Отрадный об отказе в переводе на условно разрешенный вид использования вынесено неправомерно, так как ни один пункт оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги не соответствует полученному отказу. Действия Администрации нарушают права и законные интересы административного истца, а именно: конституционные права, право свободного выбора.
Находящееся строение на земельном участке с кадастровым номером 63:06:0301005:202 в Росреестре не зарегистрировано, заявление подавалось для смены вида разрешенного использования земельного участка, чтобы после в судебном порядке зарегистрировать строение как здание дорожного сервиса, но это следующий этап приведения в соответствие.
Одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведенные общественные слушания, можно назвать фиктивными, так как на слушании участвовали: представитель отдела Архитектуры Администрации г.о. Отрадный, собственник Кузина М.В. и представитель собственника ФИО11. Собравшись и, подождав 15 минут, все разошлись, не обсудив суть поставленного вопроса.
Решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Фиктивное проведение публичных слушаний означает предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере, в связи с чем отказ и.о. главы г.о. <адрес> в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, выраженный в уведомлении, не соответствует закону.
Административный истец просит признать незаконным Постановление №574 от 29.04.2022 административного ответчика Администрации г. о. Отрадного Самарской области и Отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Отрадный Самарской области в лице начальника, главного архитектора ФИО7, принявшие оспариваемое решение, совершенные ими ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2
В ходе рассмотрения дела административный истец на основании ч.1 ст. 46 КАС РФ уточнил административные исковые требования и просит признать незаконным Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации городского округа <адрес>.
Определением суда от 25.07.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Шалупенко П.Н.
Определением суда от 23.08.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению имуществом г.о. Отрадный.
Административный истец Кузина М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Чернов А.В., действующий на основании доверенности, уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные описательной части решения и просит суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Куюмджян Е.И., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, считает их незаконными и просит суд в их удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица - Отдела архитектуры и градостроительства Администрации г.о. Отрадный Самарской области в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. В материалы дела предоставлен отзыв на исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом г.о. Отрадный Самарской области Куюмджян Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований Кузиной М.В., считает их незаконными.
В судебном заседании заинтересованное лицо Шалупенко П.Н. (собственник смежного земельного участка по <адрес>) возражал против удовлетворения заявленных требований Кузиной М.Н., поскольку Кузины изначально поставили в известность, что они будут строить дом для детей, а построили автосервис, который находится от межи до здания на расстоянии 1,5 метров. У Кузиных имеется баннер, что это автосервис. С трубы на здании автосервиса идет дым, ночью что-то жгут в здании и все летит на его участок.. Шалупенко П.Н. возражает против нахождения на смежном земельном участке Кузиной М.Н. автосервиса, считает требования административного истца незаконными и нарушающими его права.
В судебном заседании свидетель Шалупенко С.М. объяснил, что он проживает в доме своего деда Шалупенко П.Н. по адресу: <адрес>. ФИО2 является собственником смежного земельного участка, которая говорила, что они с мужем будут строить на земельном участке жилой дом, а построили автосервис – СТО. Автосервис находится от межи на расстоянии 1,5 метра. У Кузиных имеется баннер, что это автосервис. С трубы на здании автосервиса идет дым, ночью что-то жгут в здании и все летит на участок деда. Нахождение на участке ФИО2 автосервиса нарушает права собственника и проживающих лиц.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, свидетеля,. суд считает, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу разъяснений, приведенных в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.09 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
На основании части 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (, в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м.расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «Индивидуальное строительство жилого дома», что подтверждается выпиской ЕГРН.
Данный земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж1 «Зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами».
На указанном земельном участке расположен объект капитального строения общей площадью 665,9 кв.м., который административный истец намерен в дальнейшем зарегистрировать как здание дорожного сервиса, что усматривается из административного искового заявления и подтверждено представителем административного истца ФИО2 в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ Кузина М.В. обратилась в Управление Росреестра с заявлением о смене основного вида использования земельного участка с кадастровым номером № на «Размещение зданий и сооружении дорожного сервиса».
Управлением Росреестра ДД.ММ.ГГГГ выдано Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, в котором указано следующее.
Согласно ч. 2 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании ч. 3 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Земельный участок с кадастровым номером: №, согласно Правилам землепользования и застройки городского округа <адрес> находится в зоне Ж1 Зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами. Выбранный Кузиной М.В. вид разрешенного использования относится к условно разрешенному виду использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне Ж1.
Частью 3 статьи 7 Правил землепользования и застройки г.о. <адрес> установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, отнесенный градостроительным регламентом к перечню условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства, осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства в порядке, предусмотренном статьей 8 Правил.
Статьей 8 Правил землепользования и застройки городского округа Отрадный Самарской определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
В соответствии с данной статьей физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, направляет заявление о предоставлении указанного разрешения в Комиссию. Порядок подачи заявления и предъявляемые к нему требования, порядок рассмотрения заявления Комиссией определяются решением Думы городского округа Отрадный о публичных слушаниях в сфере градостроительной деятельности городского округа Отрадный.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном решением Думы городского округа Отрадный о публичных слушаниях в сфере градостроительной деятельности городского округа Отрадный, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Дату проведения публичных слушаний назначает Глава г.о. Отрадный.
На основании заключения о результатах публичных слушаний Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Главой городского округа Отрадный на основании рекомендаций Комиссии принимается решение в форме постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Однако, указанное Постановление о предоставлении разрешения, выданное Главой г.о. Отрадный Самарской области, Кузиной М.В. представлено не было.
Одновременно обращено внимание Кузиной М.В., что согласно Правилам землепользования и застройки г.о. Отрадный Самарской области, выбранный вид разрешенного использования «Размещение зданий и сооружений дорожного сервиса» является описанием наименования вида разрешенного использования земельного участка «Объекты дорожного сервиса».
На основании данных разъяснений осуществление действий по государственному кадастровому учету было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.
03.03.2022 Кузина М.В. обратилась в Администрацию г.о. Отрадный на смену вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:06:0301005:202 с основного вида использования - «Индивидуальное строительство жилого дома» на условно разрешенный вид - «Объекты дорожного сервиса», приложив к заявлению подтверждающий пакет документов (выписка ЕГРН, пояснительная записка с темой градостроительного обоснования: «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования - «Объекты дорожного сервиса», код 4.9.1 для земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, г.о.Отрадный, <адрес>, со схемой расположения земельного участка, выписками из П33 <адрес>).
Статьей 39 Градостроительного кодекса определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Анализ норм статьи 39 ГрК РФ позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере.
Согласно материалам дела, на основании поступившего заявления от 09.03.2022 № 92 Кузиной М.В. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в соответствии со статьей 39 ГрК РФ, Правил землепользования и застройки г.о. Отрадный Самарской области, утвержденного решением Думы г.о. Отрадный Самарской области от 29.09.2016 №121, Порядка организации и проведения публичных слушаний на территории г.о. Отрадный Самарской обалсти, утвержденного постановлением Думы г.о. Отрадный Самарской области от 21.12.2005 №59, Устава г.о. Отрадный, постановлением Администрации городского округа Отрадный Самарской области от 24.03.2022 № 396 назначено проведение публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «Объекты дорожного сервиса - в отношении земельного участка площадью 600 кв. м с кадастровым номером 63:06:0301005:202, расположенного по адресу: Самарская область, г. <адрес>, находящегося в границах территориальной зоны Ж1 «Зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами». Срок проведения публичных слушаний с 30.03.2022 по 18.04.2022. Собрание участников публичных слушаний было назначено на 14.04.2022.
Постановление о назначении проведения публичных слушаний было опубликовано в газете «Рабочая трибуна» 30.03.2022 года/13 (6882).
В соответствии с частью 3 статьи 39 ГрК РФ, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
В соответствии с частью 4 статьи 39 ГрК РФ направлено соответствующее сообщение о проведении публичных слушаний правообладателю земельного участка по ул. Озерная, д. 37, смежного с участком заявителя, на которое получен ответ от 31.03.2022 с просьбой отказать заявителю в рассмотрении вопроса изменения вида разрешенного использования, в связи с нарушением его законных прав и интересов.
14.04.2022 было проведено собрание участников публичных слушаний, в котором приняли участие представитель заявителя Чернов А.В., супруг заявителя Кузин Д.А. с участием представителя отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Отрадный Самарской области.
Во время проведения собрания представителем отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Отрадный Самарской области зачитана вся необходимая информация о теме публичных слушаний, срок проведения слушаний и территории, в отношении которой проводятся слушания. Также присутствующие были ознакомлены с поступившим предложением от правообладателя земельного участка по ул. Озерная, д. 37.
При указанных обстоятельствах доводы административного истца и его представителя о том, что проведенные общественные слушания являются фиктивными, не соответствуют действительности.
Заключение о результатах публичных слушаний от 15 апреля 2022 года подготовлено на основании протокола публичных слушаний (ч.21 ст.5.1 ГрК РФ) и опубликовано в газете «Рабочая трибуна» 27.04.2022 года/17 (6886) с содержанием внесенного предложения и замечания участников публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания.
В соответствии с частью 3 статьи 5.1 ГрК РФ участниками публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.
На основании части 1 статьи 5.1 ГрК РФ и части 8 статьи 39 ГрК РФ публичные слушания проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, результаты которых учитываются в процессе последующей работы по принятию решений.
По результатам публичных слушаний, в соответствии с частью 8 статьи 39 ГрК РФ, 28 апреля 2022 года Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа Отрадный Самарской области (далее - Комиссия) подготовлены рекомендации об отказе в предоставлении запрашиваемого условного разрешенного вида с учетом пункта 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» утвержденного постановлением Администрации городского округа Отрадный Самарской области от 30.05.2019№ 685 (в редакции Постановления от 09.04.2020 № 381):
- несоответствие требований техническим регламентам, иным нормативным документам (согласно ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов);
- использование земельного участка с расположенным на нем объектом с нарушением градостроительного регламента, установленного для условно разрешенного вида использования «Объекты дорожного сервиса, в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В своем решении Комиссия руководствовалась следующими нормативными требованиями.
В соответствии с Положением о порядке деятельности Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа Отрадный Самарской области (утв. Постановлением Главы Администрации городского округа Отрадный Самарской области от 01.03.2011 № 234) является постоянно действующим консультативным органом при Главе Администрации городского округа Отрадный. Согласно части 7.1 Положения все решения принимаются Комиссией коллегиально, путем открытого поименного голосования.
Из Постановления № 574 от 29.04.2022 Администрации городского округа Отрадный Самарской области «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вил использования «Объекты дорожного сервиса» в отношении земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Лесная, д.22, находящегося в границах территориальной зоны Ж1 «Зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами», усматривается, что рассмотрев рекомендации Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа Отрадный Самарской области от 28.04.2022, руководствуясь статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденным постановлением Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 30.05.2019 № 685, Администрация городского округа, постановила:
1. Отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «Объекты дорожного сервиса» в отношении земельного участка площадью 600 кв. м с кадастровым номером 63:06:0301005:202, расположенного по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Лесная, д. 22, находящегося в границах территориальной зоны Ж1 «Зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами» по следующим основаниям:
- использование земельного участка с расположенным на нем объектом с нарушением градостроительного регламента, установленного для условно-разрешенного вида использования «Объекты дорожного сервиса», в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- несоответствие требованиям технических регламентов, иным нормативным документам (согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такою использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов).
Постановление № 574 от 29.04.2022 опубликовано в газете «Рабочая трибуна» 04.05.2022/18 (6887).
04.05.2022 Кузиной М.В. было направлено заявление на разъяснение данного Постановления № 574 от 29.04.2022.
31.05.2022 за №167/04-03 в адрес Кузиной М.В. направлен ответ на ее обращение, в котором указано, что одним из оснований в отказе предоставления условно разрешенного вида использования земельного участка является несоответствие требованиям технических регламентов, иным нормативным документам (согласно ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов). Указанное основание подтверждается решением Отрадненского городского суда Самарской области от 05.12.2019. Согласно Решению в случае блокировки в целях пожарной безопасности должны быть выполнены условия Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Согласно ст. 88 ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.В силу ст. 78 ФЗ для блокированных, многофункциональных зданий должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Вместе с этим решением суда установлено, что строительство объекта велось с отклонением от разрешительной документации, с нарушением градостроительных норм, пожарного законодательства, в связи с чем нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц, существует угроза жизни и здоровью граждан.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ в обязанности собственника земельного участка по использованию земельного участка относится соблюдение требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественноделового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии со статьей 35 ГрК РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
ДД.ММ.ГГГГ Отрадненским городским судом <адрес> было принято судебное решение по гражданскому делу № по иску ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> о признании права собственности на жилой дом со встроенным гаражом.
Кузина М.В. просила признать за ней право собственности на жилой дом со встроенным гаражом, общей площадью 665,9 кв.м., жилой площадью 80,2 кв.м., площадью застройки 282,9 кв.м, число этажей-2, год завершения строительства 2018г., расположенный по адресу: РФ, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером: №.
Судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО2 было отказано в удовлетворении исковых требований..
Апелляционным определением от 05.03.2020 решение суда от 05.12.2019 оставлено без изменения и определением кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2020 решение суда от 05.12.2019 и апелляционное определением от 05.03.2020 оставлены без изменения.
При этом в судебных актах суда первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанций указано, что Кузиной М.В. принадлежит земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Отделом архитектуры и градостроительства г.о. <адрес> был разработан градостроительный план земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы г.о. <адрес> утвержден градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером № и ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получено разрешение на строительство № жилого дома по адресу <адрес>. После завершения строительства спорного объекта ФИО2 отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку возведенный объект создан с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, не соответствует проектной документации, а именно: в разрешении на строительство предусматривалось строительство двухэтажного жилого дома общей площадью, фактически построенный объект имеет площадь 665,9 кв.м. Жилой дом со встроенным гаражом сблокирован со зданием автосервиса и магазином «Автозапчасти», расположенным на соседнем земельном участке с разрешенным и фактическим использованием для строительства автосервиса с магазином «Автозапчасти» по <адрес>, что свидетельствует о нарушении санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований. При возведении строения нарушено минимальное допустимое расстояние застройки на территории муниципального образования городской округ <адрес>. Согласно ПЗЗ минимальный отступ от границ земельного участка должен быть не менее трех метров. Фактический же отступ от границ земельного участка до объекта капитального строительства с западной стороны (со стороны земельного участка № составляет 0 м., с северной стороны (со стороны земельного участка с кадастровым номером № - 1,2 м., с восточной стороны (сторона выходящая на <адрес>) - 0,4 м. Поскольку строительство велось с нарушением градостроительных, пожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства и противопожарных требований, судами установлено, что тем самым нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц, существует угроза жизни и здоровью граждан.
Оценивая в совокупности вышеизложенное, суд пришел к выводу, что оспариваемое Постановление № 574 от 29.04.2022 принято правомочным органом с соблюдением порядка принятия решения по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства». Суд полагает, что при принятии Администрацией г.о. Отрадный Самарской области Постановления №574 от 29.04.2022 административным ответчиком не были нарушены требования закона.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Суд отказывает в удовлетворении требований, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, административные исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░.░░░░░░░░, ░░.░░░░░░, ░░░ 18, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 574 ░░ 29 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░