Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-292/2012 ~ М-302/2012 от 01.03.2012

Р Е Ш Е Н И Е № 292

Именем Российской Федерации

6 марта 2012 года город Североморск

Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Котова Б.Г., при секретаре Чечуриной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части майора Казакова А. А. об оспаривании действий начальника отдела федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел ЗРУЖО), связанных с отказом в признании нуждающимся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Решением начальника отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ Казакову на состав семьи в количестве 3-х человек отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма.

Считая указанные действия неправомерными, Казаков обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать начальника отдела ЗРУЖО признать его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.

В своем заявлении Казаков указал, что в настоящее время он зарегистрирован и проживает в 3-х комнатной квартире по адресу: <адрес>. В 2012 году подлежит увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. В связи с планируемым увольнением он обратился в отдел ЗРУЖО с заявлением о признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения с военной службы, в чем ему было отказано ответчиком со ссылкой на добровольное ухудшение жилищных условий, а именно на перевод занимаемого жилого помещения в разряд служебных.

Заявитель и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли. При этом заявитель ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, ответчик о причине неявки суд не известил.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Казакова подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что заявитель проходит военную службу в войсковой части , имеет общую продолжительность военной службы более 27 лет, в июле 2012 года планируется к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Как видно из справки формы № 9 муниципального бюджетного учреждения «Паспортно-учетная служба» ЗАТО г. Североморск от ДД.ММ.ГГГГ Казаков, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, предоставленной его семье по месту службы. Вместе с заявителем по данному адресу проживает его жена и сын. ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира переведена в разряд служебных.

В феврале 2012 года заявитель обратился с заявлением в ЗРУЖО с просьбой о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месту жительства – городе Подольске Московской области.

Однако, согласно решению начальника отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ , Казакову на состав семьи в количестве 3-х человек отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на ухудшение жилищных условий, связанных с порядком пользования жилым помещением. В решении указано, что на основании постановления администрации ЗАТО г. Североморск от ДД.ММ.ГГГГ занимаемая заявителем квартира с согласия последнего отнесена в разряд служебных, что в соответствии со ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации относится к намеренному ухудшению жилищных условий.

При таких обстоятельствах военный суд считает, что действия ответчика, не признавшего заявителя в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, являются неправомерными по следующим основаниям.

Так, согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

К числу таких специальных законов относится Федеральный закон «О статусе военнослужащих», которым устанавливаются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в частности их права на жилище.

Указанным законом определен особый порядок реализации военнослужащими права на жилище, в том числе определяющий специальные условия для реализации этого права теми из них, кто ко времени увольнения с военной службы изъявил желание переехать в другую местность.

Так, согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.

Обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения (п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»).

При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 15 этого же Федерального закона порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», согласно п.п. «и» п. 7 которых основанием признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Таким образом, признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, не зависит от наличия у него жилого помещения по месту службы, если оно отличается от последнего, а тем более категории такого жилья – муниципального или служебного, в связи с чем перевод жилого помещения, занимаемого Казаковым на основании постановления администрации в разряд служебных не является юридически значимым.

В связи с этим суд находит необоснованными мотивы отказа ответчика в признании Казакова нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства со ссылками на ст. 53 ЖК РФ, поскольку данная норма подразумевает совершение гражданином действий именно с целью признания нуждающимся в жилых помещениях.

По аналогичным основаниям суд не может согласиться и с таким основанием отказа, как изменение порядка пользования жилыми помещениями (п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (далее – Инструкция).

Кроме того, из дословного толкования данной нормы видно, что изменение военнослужащим порядка пользования жилым помещением должно быть связано с действиями по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, а как установлено в судебном заседании таких действий заявителем не совершалось.

Следовательно, каких-либо обстоятельств, препятствующих признанию Казакова нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, по мнению суда, не имеется, так как заявитель желает изменить постоянное место жительства после увольнения, хотя занимаемое им по месту службы жилье и переведено в разряд служебных.

Вместе с тем, в соответствии с п. 5 Инструкции правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о признании его таковым в судебном порядке.

Одновременно суд приходит к выводу, что право Казакова будет восстановлено путем возложения на отдел ЗРУЖО обязанности повторно рассмотреть его заявление о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 198 и 258 ГПК РФ, военный суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Казакова А.А. – удовлетворить.

Обязать начальника отдела федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет Казакова А. А. в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения с военной службы месту жительства по основанию совершения им действий по намеренному ухудшению жилищных условий, связанных с изменением порядка пользования жилым помещением, и повторно рассмотреть его документы о принятии на учет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение месяца.

Председательствующий по делу Б.Г. Котов

2-292/2012 ~ М-302/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Казаков Александр Александрович
Ответчики
отдел 4 ЗРУЖО МО РФ
Суд
Североморский гарнизонный военный суд (Мурманская область)
Судья
Котов Б.Г.
Дело на странице суда
sevgvs--mrm.sudrf.ru
01.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2012Передача материалов судье
01.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2012Судебное заседание
26.04.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2012Дело оформлено
26.04.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее