Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-21662/2020 от 24.08.2020

Судья: Карабалиева С.В. Дело <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты> 2 сентября 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Рыбачук Е.Ю.,

судей     Гордиенко Е.С., Жарких В.А.,

при помощнике судьи Засориной И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Павленко А. Н. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма за счет жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации,

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ногинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,

Заслушав доклад судьи Рыбачук Е.Ю.,

объяснения представителя истца - Дарченко Е.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Павленко А.Н. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма за счет жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что Павленко А.Н. с 2002 года по настоящее время работает в войсковой части 61437, дислоцирующееся в населенном пункте Ногинск-<данные изъяты> в должности психолога. Ранее с 1983 года работала в военных организациях на различных должностях. Трудовой стаж составляет более 28 лет. <данные изъяты> истец в соответствии с действующим законодательством подала по месту работы командованию войсковой части 61437 заявление о постановке в очередь для получения жилого помещения. <данные изъяты> жилищной комиссией войсковой части 61437 было принято решение о постановке Павленко А.Н. с членами семьи в очередь бесквартирных и включении установленным порядком в компьютерный учет и для передачи в 198 КЭЧ района установленным порядком. В настоящее время истец проживает в служебном жилом помещении, предоставленном решением жилищной комиссии войсковой части 61437 от <данные изъяты> по договору краткосрочного найма без снятия с очереди на получение жилого помещения для постоянного проживания.

Истец просила суд признать за ней право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма за счет государственного жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации и обязать ответчика обеспечить Павленко А. Н. жилым помещением по договору социального найма в населенном пункте Ногиск-<данные изъяты>.

Представитель истца в суде первой инстанции поддержал исковые требования и просил его удовлетворить.

Представитель ответчика в суд первой инстанции не явился, представил возражение на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица – Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в суд первой инстанции не явился.

Решением суда от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены частично. За Павленко А.Н. признано право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма за счет государственного жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны РФ в порядке очередности. В удовлетворении исковых требований Павленко А.Н. к Министерству обороны Российской Федерации об обязании обеспечить жилым помещением по договору социального найма в населенном пункте <данные изъяты> отказано.

Не согласившись с ним, ответчиком подана апелляционная жалоба об его отмене, как незаконного.

В заседание суда апелляционной инстанции податель жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Поскольку он не просил об отложении дела, а также не представил никаких доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ сочла неявку без уважительных причин и пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в его отсутствие. В просительной части апелляционной жалобы представитель просил направить копию решения в адрес ответчика.

Представитель истца в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению обжалуемого решения. В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и постановил обоснованное и законное решение, при этом не допустил нарушений норм процессуального права.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1).

Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от <данные изъяты> № 122-ФЗ, устанавливалось, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 15), при этом те из них, кто имеет общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе посредством государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования (пункт 14 статьи 15).

Из приведенных законоположений следует, что до <данные изъяты> законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной формой - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от <данные изъяты> N 122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <данные изъяты> в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. При этом в соответствии с пунктом 14 той же статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Тем самым с <данные изъяты> граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до <данные изъяты> и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после <данные изъяты>, могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета.

Как следует из Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от <данные изъяты> N 122-ФЗ), приобретение жилья в собственность с помощью государственных жилищных сертификатов для граждан, вставших на учет нуждающихся в получении жилья до <данные изъяты>, - единственная форма обеспечения жильем, если они были уволены с военной службы до <данные изъяты>, и приоритетная форма обеспечения жильем, если они были уволены либо подлежат увольнению с военной службы после <данные изъяты>.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007г. <данные изъяты>-П п. 14 ст. 15 Федерального закона от <данные изъяты> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от <данные изъяты> N 122-ФЗ) в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до <данные изъяты>, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после <данные изъяты>, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет, признан не соответствующим Конституции РФ.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>-П также указано на то, что федеральному законодателю надлежит урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <данные изъяты> и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы.

Приказом Министра обороны от <данные изъяты> N 1455 функции жилищных комиссий и командиров войсковых частей по предоставлению гражданам, состоящим на жилищном учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий возложены на Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ и его специализированные организации.

Судом первой инстанции установлено, что истец Павленко А.Н. с 2002 года работает в войсковой части 61437, с 1983 года работала в военных организациях, имеет трудовой стаж Министерства обороны РФ 28 лет.

<данные изъяты> истец обратилась в Министерство обороны РФ с заявлением, в котором просила проинформировать о том, когда и каким образом она будет обеспечена жилым помещением для постоянного проживания по линии Министерства обороны РФ, рассмотреть возможность предоставляемого занимаемого помещения (<данные изъяты>-9, ул. 50 лет ВЛКСМ, <данные изъяты>, кВ.15) по договору социального найма (л.д.28).

<данные изъяты> ответчик дал ответ на заявление Павленко А.Н., в котором указал, что основания для заключения договора социального найма не имеется (л.д.29).

Согласно ст. 31 ЖК РСФСР (действовавшего на момент принятия истца нуждающейся в улучшении жилищных условий) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Пункт 65 Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от <данные изъяты> N 222 (срок действия 2014 - 2016 г.г.) устанавливает, что лица гражданского персонала, принятые на учет до <данные изъяты> по месту работы в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Приказом Министра обороны РФ от <данные изъяты> N 102 указанное Отраслевое соглашение продлено на 2017-2019 годы.

Совокупностью имеющихся в деле доказательств, а именно: протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 61437 <данные изъяты> от <данные изъяты> истец Павленко А.Н. поставлена в очередь бесквартирных военнослужащих, включена установленным порядком в компьютерный учет, оформив все необходимые документы для передачи в 198 КЭЧ района установленным порядком (л.д.11-12).

Материалами дела также подтверждено, что в настоящее время Павленко А.Н. и члены ее семьи (всего 3 человека) проживают по адресу: <данные изъяты>-9, ул. 50 лет ВЛКСМ, <данные изъяты>, кВ. 15, с ней заключен договор краткосрочного найма жилого помещения (л.д.13).

Решения о снятии Павленко А.Н. с жилищного учета по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 56 ЖК РФ на момент обращения в суд с настоящим иском не принималось, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что исковые требования Павленко А. Н. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма за счет жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, являются законными, обоснованными и доказанными, а потому подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильно установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределено между сторонами бремя доказывания указанных обстоятельств. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.

Выводы суда основаны на материалах дела.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к неверной интерпретации закона, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.

В части разрешенных требований об обязании ответчика обеспечить еежилым помещением по договору социального найма в населенном пункте Ногиск-<данные изъяты> суд не нашел оснований для удовлетворения требований, поскольку истцом не представлено доказательств, что она имеет право на внеочередное предоставление ей жилого помещения по договору социального найма.

В данной части решение суда сторонами не обжалуется и в силу положений ст. 327 и 327.1 ГПК РФ судебной коллегией не проверяется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ногинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-21662/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Павленко А.Н.
Ответчики
Министерство обороны РФ
Другие
Департамент Жилищного Обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
02.09.2020[Гр.] Судебное заседание
10.09.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2020[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее