Дело № 2-277/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Кулом 27 июля 2017 года
Усть-Куломский районный суд Республики Коми под председательством судьи Федоровой И.В.,
при секретаре судебного заседания Морохиной М.И.,
с участием прокурора Агапова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Куломского района, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации. В обоснование указал, что в тексте, размещенном на указанном сайте установлено наличие информации, описывающей элементы (составные части), характерные для изготовления взрывного устройства с огневым способом срабатывания (взывания) и достаточной для изготовления данного устройства. На основании норм Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, размещенная на указанном сайте, подлежит признанию в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для последующего включения сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми в судебном заседании не участвовал. В представленном суду ходатайстве просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, требования поддерживают, возражений по заявлению не имеют.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Закона РФ «О средствах массовой информации» предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по распространению материалов с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
В силу пункта 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 приведенного Закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).
В силу статьи 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя в том числе, подстрекательство к террористическому акту; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Одним из уголовно-наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (статья 205 Уголовного кодекса Российской Федерации), является террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Статьей 205.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта.
Под пособничеством в данной статье понимается умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации о способах изготовления взрывчатых веществ фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность, и в силу вышеуказанных законоположений недопустимо.
Как следует из акта осмотра сайта в сети Интернет с целью проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора Усть-Куломского района произведено исследование веб-страниц сайта <данные изъяты> на котором в открытом доступе расположена информация о способах изготовления взрывных устройств.
Специалистом Экспертно-криминалистического центра МВД Республики Коми в ходе анализа представленных копий материалов, содержащихся на сайте <данные изъяты> установлено, что на сайте перечислены элементы (составные части), характерные для изготовления взрывного устройства с огневым способом срабатывания (взывания).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически содержание об изготовлении и применении взрывчатых веществ указанного сайта раскрывает способы совершения преступлений террористической направленности, связанные с агитированием общества к совершению террористических актов и разъяснением возможности реализации механизма, совершения названного преступления. Свободный доступ к указанным сайтам является причинами и условиями, способствующими преступлений, актам терроризма.
Таким образом, указанная в исковом заявлении информация, распространяемая посредством сети «Интернет» является запрещенной для распространения, поскольку способствует террористической деятельности, представляющей опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства и за осуществление которой, предусмотрена уголовная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», введенной в действие Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии законных требований прокурора, удовлетворение которого является основанием для внесения указанного интернет сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Направить копию вступившего в законную силу решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий - И.В. Федорова