Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-220/2013 (2-2649/2012;) ~ М-2563/2012 от 29.11.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2013 Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

с участием помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области Ищенко А.В.,

с участием истца Козлова Д.Н.,

при секретаре Дроздачевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-220/2013 по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах Козлова Д. Н. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», Правительству Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

Установил:

Прокурор Дзержинского района г. Н.Тагила в интересах Козлова Д.Н. обратился в суд с иском к Администрации МО «город Нижний Тагил», Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, в котором просил возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность построить (приобрести) жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил», для Козлова Д.Н., распределить данное жилье Козлову Д.Н. и передать его в собственность муниципального образования «город Нижний Тагил»; возложить на Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» заключить с Козловым Д.Н. договор социального найма на данное жилье.

В связи с переименованием ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, к участи в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Свердловской области, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».

Определением суда от 23.01.2013 принято уточненное исковое заявление прокурора Дзержинского района г. Н.Тагил в интересах Козлова Д.Н. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации МО «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Определением суда от 20.03.2013 принято уточненное исковое заявление прокурора Дзержинского района г. Н.Тагил в интересах Козлова Д.Н. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Правительству Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Определением суда от 20.05.2013 принято уточненное исковое заявление прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Козлова Д. Н. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения», в котором указано, что в связи с изменениями в ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения, либо собственниками жилых помещений однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанному Порядку на 2011-2015 годы обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств областного бюджета является ГКУ «Фонд жилищного строительства», осуществляющий размещение государственного заказа на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство жилых помещений. Просил возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность построить (приобрести) жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления МО «город Нижний Тагил» для Козлова Д.Н.; возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность передать распределенное Козлову Д.Н. жилое помещение в оперативное управление ГКУ «Фонд жилищного строительства»; обязать ГКУ «Фонд жилищного строительства» заключить с Козловым Д.Н. договор найма специализированного жилого помещения, в отношении распределенного истцу жилого помещения.

В судебном заседании прокурор, истец заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержали в полном объеме, указав в обоснование доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в суд не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражал против заявленных исковых требований, указав, что в соответствии с ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не вне очереди по договору социального найма. Глава 9 Жилищного кодекса РФ не предусматривает права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилым помещением и не устанавливает срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Право истца на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено.

Представитель ответчика Администрации МО «город Нижний Тагил» в суд не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, причину не явки суду не сообщил, ходатайств об отложении или рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлял. На основании ст.167 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд рассмотрел дело без его участия.

Представитель ответчика Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что жилищные права Козлова Д.Н., приобретенные до 01.01.2013 в соответствии с законом № 159-ФЗ, подлежат реализации в соответствии с новым правовым регулированием на условиях однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в порядке очередности исходя из даты их принятия на учет. Постановление Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП не предусматривает обеспечение жильем детей-сирот во внеочередном порядке по решениям судов. Предоставление жилья детям-сиротам по решениям судов за счет средств областного бюджета, выделенных для приобретения (строительства) детям -сиротам жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд, нарушает права детей-сирот, не обращавшихся в суд, и ставит под угрозу исполнение указанного постановления Правительства Свердловской области. Считает, что нарушения прав Козлова Д.Н. со стороны Фонда отсутствуют, он поставлен на учет для обеспечения жильем и согласно положениям действующего законодательства будет обеспечен жильем в порядке очередности.

Представитель третьего лица Министерства финансов Свердловской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав в отзыве, что, согласно п.2 ст.5 Закона Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области», решения о предоставлении жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными Правительством Свердловской области. Жилищный Кодекс РФ не устанавливает срок для обеспечения жильем детей-сирот. Предоставление детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется путем принятия их на учет в порядке, предусмотренном действующим законодательством, но не во внеочередном порядке.

Заслушав прокурора, истца, огласив позицию не явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

к детям оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статус Козлова Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается свидетельством о его рождении, в котором матерью указана К.Е.Н., отцом - К.Н.А., сведения об отце внесены на основании заявления матери ребенка К.Е.Н. (л.д.10,11,19), заочным решением Дзержинского районного суда г. Н.Тагила Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым К.Е.Н. ограничена в родительских правах в отношении сына Козлова Д.Н., ребенок передан на воспитание органам опеки и попечительства (л.д.12-13), постановлением Главы г. Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ , на основании которого попечителем несовершеннолетнего Козлова Д.Н. назначена Г.Н.Н. (л.д. 14).

Из ответа Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Козлов Д.Н. на основании заявления постановлением Главы города Нижний Тагил принят по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении до договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена очередь ), включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное обеспечение жильем по г. Н.Тагил (установлена очередь ) (л.д. 15,16).

Козлов Д.Н. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> вместе со своей матерью К.Е.Н., дом является непригодным для проживания. Закрепленного жилого помещения истец не имеет (л.д. 33,41), фактически проживает по адресу попечителя в <адрес>, в квартире зарегистрированы: Г.Н.Н., Г.Е.С., Г.П.С., К.А.А., Г.Е.С., К.А.Н., П.Е.С. (л.д. 32). По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, квартира по <адрес> принадлежит на праве собственности Г.Н.Н. (л.д. 30).

Согласно справке СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» и сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, жилые помещения, расположенные на территории г.Н.Тагила, принадлежащие на праве собственности Козлову Д.Н., не зарегистрированы (л.д. 42,43).

Таким образом, в собственности Козлова Д.Н. жилое помещение отсутствует, закрепленного за ним жилого помещения нет.

Согласно справке ГОУ НПО Профессиональное училище , Козлов Д.Н. учится на первом курсе по специальности сварщик (л.д. 53).

Статья 37 действовавшего ранее Жилищного Кодекса РСФСР основанием для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, устанавливала отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.

Жилищный кодекс РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как указал Конституционный суд в своем Определении от 7 июня 2011 г. N 746-О-О, Жилищным кодексом Российской Федерации расширен перечень оснований признания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) положение п.2 части 2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях, в том числе на основании пунктов 2-4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности).

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2013, внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); а также лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии со ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.02.2012) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

На этом основании право Козлова Д.Н. на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит реализации в соответствии с новым правовым регулированием путем однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, заключаемому на пятилетний срок, и независимо от достижения возраста 23 лет.

01.01.2013 вступил в силу Закон Свердловской области от 07.12.2012 года № 95-ОЗ «Об управлении государственным жилищным фондом Свердловской области», который в статье 7 возложил осуществление полномочий Свердловской области как собственника жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, реализацию прав нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области и исполнение нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области своих обязанностей на исполнительные органы государственной власти Свердловской области, государственные учреждения Свердловской области, казенные предприятия Свердловской области и государственные предприятия Свердловской области, которым принадлежат жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области. Установление порядка обеспечения осуществления полномочий Свердловской области как собственника жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области возложил на Правительство Свердловской области.

Отношения, связанные с предоставлением жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Законом Свердловской области от 07.12.2012 года № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области», вступившим в законную силу с 01.01.2013.

Согласно ст.3 этого Закона, жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области предоставляются гражданам путем:

1) принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области гражданам, имеющим право на предоставление им таких жилых помещений;

2) заключения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, договоров социального найма, договоров найма специализированных жилых помещений или договоров безвозмездного пользования;

3) передачи гражданам, с которыми заключены договоры, жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.

Жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гражданам после их распределения (статья 4).

Порядок распределения жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области.

Решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, указанных в подпункте 11 пункта 2 статьи 2 настоящего Закона, принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными Правительством Свердловской области.

Порядок заключения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, договоров найма специализированных жилых помещений устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (п.4 ст.4, п.2 ст.5, п.4 ст.6).

Жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области передаются гражданам, подписавшим договоры найма специализированных жилых помещений, заключившими эти договоры исполнительными органами государственной власти Свердловской области, государственными учреждениями Свердловской области, казенными предприятиями Свердловской области или государственными предприятиями Свердловской области (статья 7).

Законом Свердловской области от 19.12.2012 № 107-ОЗ, вступившим в силу 01.01.2013, внесены изменения в Закон Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области», в части учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно этому Закону, документы учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых до 01.01.2013 на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, передаются до 01.03.2013 органами местного самоуправления органам опеки и попечительства, осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Аналогичные нормы предусмотрены и Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП "Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно пункту 9 которого, уполномоченной организацией на заключение договоров найма специализированных жилых помещений социального найма определен Фонд жилищного строительства.

На этом основании на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области следует возложить обязанность однократно распределить Козлову Д.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета на срок 5 лет, не ниже установленный нормы предоставления жилья в размере 15 метров общей площади жилого помещения на одного человека, на ГКУ «Фонд жилищного строительства» - обязанность по заключению с Козловым Д.Н. договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на срок 5 лет.

Исковые требования прокурора в интересах Козлова Д.Н. к Администрации города Нижний Тагил и Правительству Свердловской области удовлетворению не подлежат, поскольку возложение на этих лиц обязательств по предоставлению жилья противоречит нормам Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ и Законов Свердловской области от 07.12.2012 года № 96-ОЗ, от 19.12.2012 № 107-ОЗ.

В силу ст.333-36 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 209, 321, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Козлова Д. Н. удовлетворить частично.

Возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность однократно распределить Козлову Д. Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенное (приобретенное) за счет средств областного бюджета по месту жительства в городе Нижний Тагил не ниже установленной нормы предоставления в размере 15 метров общей площади жилого помещения на одного человека, передав жилое помещение на праве оперативного управления Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства».

Возложить на Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» обязанность заключить с Козловым Д. Н. договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на срок пять лет.

В удовлетворении требований прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» и Правительству Свердловской области отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

В окончательной форме решение изготовлено 15 июля 2013 года.

Судья:

2-220/2013 (2-2649/2012;) ~ М-2563/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Козлов Денис Николаевич
Прокурор Дзержинского района в интересах Козлова Д.Н.
Ответчики
Министерство строительства и архитектуры Свердловской области
Администрация г. Н.Тагил
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Цыдаева В.П.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
29.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2012Передача материалов судье
04.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2013Судебное заседание
22.03.2013Судебное заседание
22.04.2013Судебное заседание
20.05.2013Судебное заседание
10.07.2013Судебное заседание
15.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее