Дело № 2-171/12.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2012 года г. Шарыпово.
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Ефремовой И.В.,
при секретаре Байкиной С.В.
с участием: прокурора Рудакова А.В.,
представителя ответчика Комиссаренко В.Н. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах ФИО2 к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 13 (Шарыповский) об оспаривании бездействия и возложении обязанности по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 13 (Шарыповский) об оспаривании бездействия и возложении обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации: подгузниками № в количестве 60 штук в месяц, ежегодно, опорой для ходьбы «Петушок». В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то, что ФИО2 является ребенком-инвалидом. Согласно индивидуальной программе реабилитации ей необходимы технические средства реабилитации: абсорбирующее бельё – подгузники №, в количестве 60 штук в месяц, ежегодно, и опора для ходьбы «Петушок». Однако, ответчик в нарушение требований закона свои обязанности по отношению к инвалиду не исполняет, ФИО2 не обеспечена подгузниками № за период с марта 2010г. по настоящее время и опорой для ходьбы «Петушок», что не позволяет ФИО2пройти необходимую комплексную реабилитацию, в связи с чем, просит признать действия ответчика незаконными и обязать ответчика обеспечить ФИО2 указанными техническими средствами реабилитации.
В судебном заседании помощник прокурора Шарыповской межрайонной прокуратуры Рудаков А.В. поддержал исковые требования в части обеспечения ФИО2 опорой для ходьбы «Петушок», отказался от требований по обеспечению ФИО2 подгузниками № в количестве 60 штук в месяц, ежегодно.
Законный представитель несовершеннолетней ФИО2 – ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, в своем письменном заявлении, адресованном суду, отказалась от требований по обеспечению её дочери подгузниками № (судом вынесено определение о прекращении производства по делу в части данного иска к ответчику).
Представитель ответчика Комиссаренко В.Н. (по доверенности) иск не признал, ссылаясь на то, что направление ФИО2 на получение ТСР выдано, поставку опоры для ходьбы «Петушок» должно осуществить ООО «Кузбасский Центр лечения и реабилитации «Протекс-Гарант» на основании заключенного государственного контракта.
Заслушав объяснения помощника прокурора Шарыповской межрайонной прокуратуры Рудакова А.В., представителя ответчика Комиссаренко В.Н., исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
При таких обстоятельствах прокурор обладает правом обращения в суд за защитой прав, свобод и законных интересов ФИО2
Конституцией РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по инвалидности (ч.1 ст.39). В соответствии во ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45 Конституции РФ).
В соответствии со ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Статьей 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995г. (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г.) установлено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р “О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду” среди прочих к техническим средствам реабилитации отнесены и опоры.
Как следует из смысла п.п. 2-5 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, механизмом обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации служит постановка на учет по обеспечению техническим средством реабилитации в 15-дневный срок с даты поступления заявления инвалида (либо лица его представляющего) о предоставлении технического средства реабилитации, с одновременным предоставлением исполнительным органом Фонда социального страхования РФ по месту жительства направления на получение (изготовление) указанного средства (изделия) в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке.
В соответствии с п.16 Правил финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты.
Реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технические средства реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, содержатся в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст.11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу п.1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Согласно п.3 Положения в Фонд социального страхования Российской Федерации входят исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Совокупность приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возлагается на исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, к которым относится ответчик по делу – Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО2 является ребенком- инвалидом, справка МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 должна быть предоставлена опора для ходьбы «Петушок» (1 изделие на 2 года).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлена на учет в исполнительный орган ФСС по месту своего жительства – ГУ КРО ФСС РФ филиал № 13 (Шарыповский), что подтверждается уведомлением от той же даты.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано направление на получение опоры для ходьбы «Петушок» в ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант». За период времени с момента постановки на учет опора для ходьбы «Петушок» ФИО2 не предоставлена.
Таким образом, ГУ-КРО ФСС РФ в лице филиала №13 (Шарыповский) не выполнил свои обязательства перед ФИО2 по обеспечению её техническими средствами реабилитации в полном объеме, в связи с чем, суд находит исковые требования прокурора в интересах ФИО2 подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что Фондом социального страхования перед инвалидом обязательства выполнены, так как направление ФИО2 на получение ТСР выдано, поставку опоры для ходьбы «Петушок» должно осуществить ООО «Кузбасский Центр лечения и реабилитации «Протекс-Гарант» на основании заключенного контракта, суд находит необоснованными, поскольку, обязательства, возникающие из гражданско-правового договора, не заменяют собой обязательств ответчика, возникших в силу закона, поэтому и после заключения государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не освобождаются от обязанностей перед инвалидами.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах ФИО2.
Признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 13 (Шарыповский) по необеспечению ФИО2 техническим средством реабилитации в виде опоры для ходьбы «Петушок».
Обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № (Шарыповский) обеспечить ФИО2 техническим средством реабилитации в виде опоры для ходьбы «Петушок» согласно индивидуальной программе реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: И.В.Ефремова.