Дело № 12-419/2014
РЕШЕНИЕ
21 ноября 2014 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Файзрахманова Л.А., при секретаре Сергеевой А.В., с участием:
Представителя Главного управления МЧС России по Пермскому краю – Моисеева А.Ю., действующего на основании доверенности,
рассмотрев жалобу Самонова А.А. на постановление главного специалиста отделения надзорной деятельности г. Перми по Дзержинскому району № от Дата о привлечении к административной ответственности по ч. 2, 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
В период с Дата по Дата 1 Отделом надзорной деятельности по г.Перми была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «...» (Далее – ООО «...») обязательных требований пожарной безопасности с целью принятия неотложных мер по требованию прокуратуры Дзержинского района г.Перми от Дата №, а именно: выполнения ранее выданного предписания № от Дата об устранении допущенных нарушений в области пожарного законодательства.
Дата в ... час. ... мин. при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «...» по адресам: Адрес, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
Общие мероприятия: не представлены документы, подтверждающие организацию обучения (сроки проведения обучения работников организаций и его виды, программу проведения обучения); не представлены документы, подтверждающие проведение бесед на противопожарную тему с жильцами дома, что является нарушением п.3 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 (Далее – Правила), п.6.9 приказа МЧС №645 от 12.07.2007 г.
По Адрес установлены двери выхода на кровлю с неизвестным пределом огнестойкости; не определена и не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класс зоны технического помещения(машинное отделение лифта); техническое помещение (машинное отделение лифта) не отделено противопожарными преградами от помещений иного назначения; допущена установка дополнительных перегородок на межквартирных площадках 12,5,3,1 этажей, ограничивающая зону действия системы дымоудаления, что является нарушением п.п. 20, 23 Правил, п. 7.4 СНиП 21-01-97*.
По Адрес: допущена установка дополнительных перегородок на межквартирных площадках 10,9,8,6,5,1 этажей, ограничивающая зону действия системы дымоудаления; установлены двери выхода на кровлю с неизвестным пределом огнестойкости; не определена и не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны технического помещения (машинное отделение лифта); техническое помещение (машинное отделение лифта) не отделено противопожарными преградами от помещений иного назначения, что является нарушением п.п. 20, 23 Правил, п.п. 7.4, 8.4 СНиП 21-01-97*.
По Адрес не определена и не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны технического помещения (машинное отделение лифта); технические помещения (машинное отделение лифта, электрощитовая) не отделены противопожарными преградами от помещений иного назначения; установлены двери выхода на кровлю с неизвестным пределом огнестойкости, что является нарушением п.20 Правил, п.п. 7.4, 8.4 СНиП 21-01-97*.
По Адрес установлены двери выхода на кровлю с неизвестным пределом огнестойкости; не определена и не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны технического помещения (машинное отделение лифта); техническое помещение (машинное отделение лифта) не отделено противопожарными преградами от помещений иного назначения; допущена установка дополнительных перегородок на межквартирных площадках 12,11, 10,7,6,5, 4,3,1 этажей, ограничивающая зону действия системы дымоудаления, что является нарушением п.п. 20, 23 Правил, п.п. 7.4, 8.4 СНиП 21-01-97*.
По Адрес: установлены двери выхода на кровлю с неизвестным пределом огнестойкости; установлены двери в машинное отделение с неизвестным пределом огнестойкости; люк машинного отделения, выходящий на лестничную клетку установлен с неизвестным пределом огнестойкости; не определена и не обозначена на дверях машинного отделения категория помещения по пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ, что является нарушением п. 20 Правил, п.п. 7.4, 8.4 СНиП 21-01-97*.
Общие мероприятия: не представлены документы, подтверждающие исправность и обслуживание системы внутреннего противопожарного водоснабжения; пожарные краны на всех этажах не укомплектованы пожарными рукавами, стволами; не представлены документы, подтверждающие исправность и обслуживание системы противодымной защиты, что является нарушением п.п. 55, 57, 61 Правил.
По Адрес: эксплуатируются осветительные приборы на лестничных площадках, в лифтовых холлах, на межквартирных площадках 10,9,6 этажей со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильник; допускается размещение мебели, овощных коробов, кладовок на 10,5,4,2 этажах у мусоропровода, в лифтовом холле; допущена перепланировка переходов в незадымляемую лестничную клетку на 6 этаже; демонтирована дверь, отделяющая незадымляемую лестничную клетку от лифтового холла на 1 этаже, что является нарушением п.п. 23, 33, 36, 42 Правил.
По Адрес: эксплуатируются осветительные приборы на лестничных площадках, в лифтовых холлах, на межквартирных площадках 9,8 этажей со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; допускается размещение мебели, овощных коробов, кладовок на 11 этажах у мусоропровода, в лифтовом холле; допущена перепланировка переходов в незадымляемую лестничную клетку на 6 этаже; демонтирована дверь, отделяющая незадымляемую лестничную клетку от лифтового холла на 1 этаже, что является нарушением п.п. 23, 33, 36, 42 Правил.
По Адрес: допущена установка дополнительных перегородок на межквартирных площадках 16 - 1 этажей; не обеспечены устройствами для самозакрывания двери, ведущие в лестничную клетку на 13,12,11,10,9,6,5,1 этажах; эксплуатируются осветительные приборы на лестничных площадках, в лифтовых холлах, на межквартирных площадках 13,12,11,10,9,8,7,6, 4,3,2,1 этажей со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, что является нарушением п.п. 23, 33, 36, 42 Правил.
По Адрес: эксплуатируются осветительные приборы на лестничных площадках, в лифтовых холлах, на межквартирных площадках 12,9,8,7,6,5,3,2 этажей со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; не обеспечены устройствами для самозакрывания двери, ведущие в лестничную клетку на 6,2,1 этажах; допускается размещение мебели, овощных коробов, кладовок на 3 этажах у мусоропровода, в лифтовом холле, что является нарушением п.п. 23, 33, 36, 42 Правил.
По Адрес: не проводится проверка работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения (отсутствуют акты); не укомплектованы пожарные шкафы (отсутствуют стволы рукавов); не проводится перекатка пожарных рукавов; система дымоудаления находится в нерабочем состоянии; система противопожарного водоснабжения находится в неисправном состоянии, что является нарушением п.п. 55, 57, 61 Правил
По Адрес: не проводится проверка работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения (отсутствуют акты); не укомплектованы пожарные шкафы (отсутствуют рукава, стволы); не проводится перекатка пожарных рукавов; система дымоудаления находится в неисправном состоянии; система противопожарного водоснабжения находится в неисправном состоянии; мусоросборная камера не оборудована спринклерной системой пожаротушения. Ствол мусоропровода не оборудован автоматическим пожаротушением, что является нарушением п.п. 55, 57, 61 Правил, п.7.3.11, 9.31 СНиП 31-01-2003.
Постановлением главного специалиста отделения надзорной деятельности г.Перми по Дзержинскому району 1 ОНД по г.Перми Самонов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1, 5 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом положений ч.2 ст.20.4 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
В жалобе Самонов А.А. указывает на свое несогласие с указанным постановлением, считает его вынесенным с нарушением требований законодательства. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Самонов А.А. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, об его отложении не ходатайствовал.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании доказательств имеющихся в материалах дела.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления надзорного органа не нахожу в силу следующего.
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 2 ст. 20.4 КоАП РФ).
В соответствии с требованиями части 5 ст. 20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела протокол об административном правонарушении был составлен Дата в период действия на территории Дзержинского района г.Перми особого противопожарного режима (с Дата по Дата) установленный постановлением Администрации г.Перми № от Дата и постановления Администрации г. Перми № от Дата, в связи с чем, события административного правонарушения допущенного Самоновым А.А. квалифицированы надзорным органом по ч.2, 5 ст.20.4 КоАП РФ.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно ч.1 ст. 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В зависимости от способа управления многоквартирным домом обязанность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности, может быть возложена на управляющую организацию (ст. 162 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
ООО «...» осуществляет свою деятельность на основании Устава Общества, целью создания которого является расширение рынка услуг по управлению эксплуатацией жилого и нежилого фонда, а так же извлечение прибыли. Самонов А.А. является должностным лицом – директором ООО «...» на которого в соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» возложена ответственность за соблюдение ООО «...» требований пожарной безопасности.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица…
Внеплановая выездная проверка проведена должностным лицом органа государственного пожарного надзора на основании распоряжения начальника 1 отделения надзорной деятельности г. Перми ФИО1
Основанием проведения внеплановой проверки послужило истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности № от Дата, срок исполнения, которого, истек Дата. Результаты проверки оформлены актом проверки, в котором изложены выявленные нарушения со ссылкой на нарушение конкретных норм и правил, регламентирующих требования, предъявляемые к пожарной безопасности.
Факт совершения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2, 5 ст. 20.4 КоАП РФ подтверждается указанным актом, протоколами об административном правонарушении, иными документами.
Из материалов дела усматривается, что на момент проведения внеплановой выездной проверки, доказательства, подтверждающие соответствие объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности отсутствовали.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Устранение в дальнейшем допущенных и выявленных нарушений не освобождает лицо от административной ответственности.
Поскольку Самонов А.А. является должностным лицом – директором ООО «...», которой в соответствии с действующим законодательством заключены договоры на управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: ..., следовательно, он является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в данных жилых домах. Доказательства, подтверждающие, что Самоновым А.А. были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в жилых домах по адресам: ... не представлены.
Возможности применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, судья не усматривает.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. назначено Самонову А.А. по правилам, установленным ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, то есть в пределах санкции, предусматривающей наказание более строгого административного наказания (части 5 ст.20.4 КоАП РФ), с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данные о привлекаемом лице, материальном положении.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Самонова А.А. допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление главного специалиста отделения надзорной деятельности г.Перми по Дзержинскому району 1 ОНД по г.Перми по делу об административном правонарушении № от Дата в отношении должностного лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «...» Самонова А.А., предусмотренном ч. 2, 5 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение в течение десяти суток со дня получения (вручения) может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья Л.А. Файзрахманова