Дело № 2-1329/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2014 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Сергеева Ю.С.
при секретере Чернюговой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Терещенко В.А. к Министерству образования и науки Красноярского края, администрации г. Минусинска о понуждении совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в Минусинский городской суд с иском в интересах Терещенко В.А. к Министерству образования и науки Красноярского края, администрации г. Минусинска, в котором просит обязать ответчика Министерство образования и науки Красноярского края включить Терещенко В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по вступлению решения суда в законную силу. Обязать ответчика администрацию г. Минусинска предоставить Терещенко В.А. по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью не менее 33 кв.м., с допусками установленными ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 № 12-961 «О защите прав ребёнка» (не менее 28 и не более 42 кв.м.).
Свои требования мотивирует тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе проверки установлено, что Терещенко В.А. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать указанного лица – ФИО1., отец – ФИО2. решением Минусинского городского суда от 31 марта 1998 года лишены родительских прав в отношении сына.
Жилое помещение за Терещенко В.А. не закреплялось. В настоящее время истец не имеет жилого помещения, в котором он мог бы проживать постоянно и на законных основаниях. Истец до достижения 23 лет обращался в органы опеки и попечительства г. Минусинска с просьбой оказания помощи в постановке на учет в Министерство образования и науки Красноярского края, но до настоящего времени жильём Терещенко В.А. не обеспечен.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения – 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В судебном заседании прокурор Глуховерова Г.А. исковые требования в интересах Терещенко В.А. поддержала в полном объеме, по основаниям изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Минусинска Ольховская Г.В. (доверенность л.д. 51) с заявленными требованиями прокурора не согласилась в полном объёме. Дополнительно пояснила, что права Терещенко В.А. по не предоставлению жилого помещения вне очереди не нарушены, так как истец в администрацию г. Минусинска по постановке его на учет, с целью получения жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался, тем самым основания для его предоставления у администрации г. Минусинска отсутствуют.
Истец Терещенко В.А., представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края г. Красноярска, третье лицо Терещенко Н.А. (определение о привлечении от 22 апреля 2014 года, л.д. 55) в судебное заседание не явились, о дате, времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом (л.д. 84, л.д. 87-88).
Истец Терещенко В.А. причины неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении либо о рассмотрении дела в его отсутствие суду не направил. В предварительном судебном заседании Терещенко В.А. суду пояснил, что в связи с отсутствием собственного жилья вынужден проживать на городской свалки в городе Минусинске, личные вещи, в том числе одежда, хранятся у знакомых, которые проживают по адресу: <адрес>
Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края г. Красноярска причины неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении либо о рассмотрении дела в его отсутствие суду не направил. Представитель ответчика Шугалеева Т.А. (доверенность л.д. 67) направила в суд пояснения, в которых сообщила, что вопрос о включении Терещенко В.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями Министерством не рассматривался, заявление о постановке на учет, на получение жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в адрес Министерства от Терещенко В.А. не поступало, не учёте указанное лицо не состоит.
Третье лицо Терещенко Н.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д. 85).
Учитывая надлежащее извещение сторон, направленное пояснения по делу, с учетом явившихся участников процесса, которые не возражали на рассмотрении дела, в отсутствие не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело с имеющейся явкой.
Выслушав пояснения явившихся участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Терещенко В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в десятилетнем возрасте остался без попечения родителей, его отец ФИО2 и мать ФИО1 решением Минусинского городского суда от 31 марта 1998 года были лишены в отношении него, а также его сестер Терещенко Н.А., ДД.ММ.ГГГГ/р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГр. родительских прав (л.д. 8).
В 2008 году истец находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается постановлением администрации города Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении в интернатное учреждение несовершеннолетнего Терещенко В.А.», а также заявлением директора приюта <данные изъяты> ФИО4 к директору СОШ № ФИО5 с просьбой принять несовершеннолетнего Терещенко В.А. в 1 класс (л.д. 75, л.д. 13).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно Терещенко В.А. обучался в ПУ № <адрес>, что подтверждается полученным свидетельством по окончании обучения (л.д. 14), данный факт не оспаривался сторонами. Согласно полученным сведениям администрации Шушенского района Красноярского края за период обучения в <адрес> Терещенко В.А. жилое помещение на территории Шушенского района не предоставлялось, на учете в администрации п. Шушенское для получения жилья, истец, как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не состоял (л.д. 76).
Из информационной справки следует, что 20 октября 2011 года Терещенко В.А. обратился в администрацию города Минусинска, с вопросом оказания содействия в постановке на учет в Министерство образования и науки Красноярского края в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что документы не были предоставлены, истцу была дана общая консультация.
29 декабря 2011 года Терещенко В.А. обратился вновь в администрацию города Минусинска с данный вопросом, предоставил личное дело, но в связи с отсутствием регистрации, истец поставлен на учёт не был.
14 ноября 2012 года истец обратился в администрацию города Минусинска, представил копию паспорта с регистрацией. Терещенко В.А. была дана общая консультация, рекомендовано обратиться в суд с иском о предоставлении жилого помещения.
16 января 2014 года истец обратился в органы опеки и попечительства, где ему было рекомендовано обратится в суд с иском о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма (л.д. 21-22).
При рассмотрении дела судом было установлено, что в 2013 году прокурор в интересах сестры истца – ФИО3 обратился в суд с иском Министерству образования и науки Красноярского края, администрации г. Минусинска о понуждении совершить действия. Исковые требования прокурора были удовлетворены в части, а именно суд обязал администрацию г. Минусинска предоставить ФИО3 на территории г. Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02 ноября 2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка» (но не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.). В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края отказал (л.д. 58-61). Решение суда от 19 февраля 2013 года вступило в законную силу, что подтверждается апелляционным определением от 26 мая 2014 года (л.д. 81-83).
При рассмотрении дела судом установлено, что истец в десятилетнем возрасте остался без попечения родителей, был направлен в интернатное учреждение, на полное государственное обеспечение, по завершению среднего образовательного обучения направлен в ПУ № <адрес>, в котором обучался до середины 2007 года. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, не опровергаются стороной ответчика, который по запросу суда пояснил, что законные представители, представители органа опеки и попечительства администрации г. Минусинска, а также иные лица в администрацию г. Минусинска с заявлением о предоставлении Терещенко В.А. жилья по договору найма специализированного жилого помещения не обращались (л.д. 37).
Обязанность и ответственность по включению детей в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы ФЗ от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, хотя законодательством субъектов РФ может быть определен иной уполномоченный орган исполнительной власти.
В отношении жилищного обеспечения лиц из числа детей-сирот, достигших 23 лет, то есть «возрастных» лиц, ФЗ № 15-ФЗ с обратной силой распространены положения нового порядка предоставления жилья, если такие лица не получили жилье до 01 января 2013 года. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Суд считает, что ненадлежащее выполнение обязанностей опекунов, попечителей, органа опеки и попечительства, образовательного и иного учреждения, в котором обучался Терещенко В.А. в период своего несовершеннолетия, не может являться уважительной причиной для пропуска срока. В том числе в силу своей неполной дееспособности и особой жизненной ситуации Терещенко В.А. требовалось содействие в реализации его прав, которое своевременно не смог получить.
Судом было установлено, что до достижения 23-него возраста Терещенко В.А. предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не был поставлен на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, в том числе регистрации на территории г. Минусинска и Минусинска. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Терещенко В.А. не был утрачен, в связи с чем он не утратил и право на социальную поддержку от государства, в том числе право на получение жилья по названной категории.
Суд приходит к выводу о том, что право Терещенко В.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по тем или иным причинам не реализованное до указанного в Федеральном законе от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ возраста, сохраняется и должно быть обеспечено на законодательном уровне.
Согласно справки отдела адресно-справочной работы отдела УФМС по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе по состоянию на 18 марта 2014 года Терещенко В.А. с 07 августа 2012 года был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 33). 25 января 2014 года истец был снят с регистрационного учета указанного адреса, что подтверждается вкладкой в паспорте «место жительства» (л.д. 50-50 оборот).
За Терещенко В.А. на территории г. Минусинска и Минусинского района зарегистрированные права на объекты недвижимого имущества отсутствуют, что подтверждается сведениями БТИ г. Минусинска, федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю Минусинскому отделу (л.д. 35, л.д. 38), договор найма по предоставлению Терещенко В.А. жилого помещения не заключался.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика администрации г. Минусинска о том, что жилое помещение Терещенко В.А. должно быть представлено в порядке очередности, в связи с тем, что за период рассмотрения дела судом был установлен, тот факт, что Терещенко В.А. в настоящее время вынужден проживать на городской свалки в городе Минусинске, личные вещи, в том числе одежда, хранятся у знакомых, которые проживают по адресу: <адрес> в связи с тем, что у истца отсутствует собственное жилье на территории г. Минусинска и Минусинского района, в связи с этим ставить указанное лицо в зависимость от времени включения его в список и установления ему какой-либо очередности нельзя.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, имеют право на однократное внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Судом установлено, сторонами данный факт не оспаривался, Терещенко В.А. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации г. Минусинска являются обоснованными и правомерными.
Как следует из материалов дела, Терещенко В.А. неоднократно обращался в администрацию г. Минусинска по вопросу предоставления жилого помещения, но в связи с отсутствием регистрации на территории г. Минусинска и Минусинского района, отсутствие содействия со стороны органов опеки и попечительства в реализации его прав, которое своевременно он не смог получить, тем самым до настоящего времени истец не воспользоваться своим на предоставление жилого помещения по договору найма. Несмотря на то, что администрацией воспитательного учреждения и компетентным органом местного самоуправления, осуществляющим надзор за соблюдением прав детей-сирот на жилое помещение, был известен тот факт, что одной из главных причин отказа в постановке Терещенко В.А. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения до достижения им возраста 18 лет не было предпринято мер по его регистрации, отсутствие регистрации в г. Минусинске и Минусинском районе исключало возможность принятия его на учет для обеспечения жилым помещением.
Поскольку постоянным местом жительства истца является г.Минусинск, жилое помещение должно быть предоставлено ему на территории г.Минусинска администрацией этого муниципального образования.
Исковые требования, предъявленные к Министерству образования и науки Красноярского края удовлетворению не подлежат, поскольку список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется Министерством в хронологическом порядке для предоставления жилых помещений в порядке очередности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 33 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.14 ░░. 17 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░ 2000 ░░░░ № 12-961 «░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2014 ░░░░.