Дело № 2-80/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2015 года Дивногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего – судьи |
Мальченко А.А., |
при секретаре |
Паршиной Н.В., |
с участием помощника прокурора <адрес> |
Лабаевой Н.В., |
лица, в интересах которого заявлены тебования, |
Воднева А.Ю., |
представителя ответчика |
Готовко Ю.В., |
представителя третьего лица |
Циулиной З.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Воднева А.Ю. к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
Установил:
Прокурор <адрес> в интересах Воднева А.Ю. обратился с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
Исковое заявление мотивировано тем, что Воднев А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеет закрепленного жилого помещения, жилой площадью необеспечен. Согласно письму Министерства образования и науки <адрес>, Воднев А.Ю. поставлен на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, на основании решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от ДД.ММ.ГГГГ. Воднев А.Ю. включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением, номер очереди №.
О своём праве на получение жилого помещения Воднев А.Ю. знал, однако ждал от администрации предоставления ему жилого помещения. В возрасте до ДД.ММ.ГГГГ лет Воднев А.Ю. обращался с требованиями о предоставлении ему жилого помещения, однако до настоящего времени жилого помещения для проживания не имеет.
В связи с этим прокурор <адрес> просить возложить обязанность на администрацию <адрес> предоставить Водневу А.Ю. благоустроенное жилое помещение по договору специализированного жилого помещения в <адрес> не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В ходе рассмотрения дела прокурор <адрес> уточнил исковые требования, просил возложить обязанность на администрацию <адрес> предоставить Водневу А.Ю. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в срок по истечению 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Лабаева Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений.
Заинтересованное лицо Воднев А.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> поддержал в полном объеме с учетом уточнений. Дополнительно пояснил, что на момент смерти родителей ему было ДД.ММ.ГГГГ лет. В настоящее время зарегистрирован он в <адрес> в доме его бабушки по отцовской линии, которая в настоящее время умерла, и дом по завещанию остался его сестре. В настоящий момент жилья не имеет, правом на его получение не воспользовался, не смотря на то, что до ДД.ММ.ГГГГ лет обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения, стоит на очереди.
Представитель ответчика – администрации <адрес> Готовко Ю.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска прокурора. Поддержала представленный отзыв, в котором со ссылками на ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», письмо Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ №ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций», пояснила, что органы местно самоуправления получают субвенции из регионального фонда компенсации краевого бюджета на осуществление переданных им государственных полномочий. Общий объем субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий определяется в соответствии с методикой определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, полномочия администрации <адрес> по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей ограниченно и поставлено в прямую зависимость от выделения субвенций из Министерства образования и науки <адрес> на реализацию полномочий администрации <адрес> по предоставлению жилья вышеуказанным лицам. Кроме того, предоставление Водневу А.Ю. вне очереди жилого помещения по решению суда нарушит законные интересы лиц, поставленных на учет нуждающихся в жилье ранее.
Представитель третьего лица – Отдела образования администрации <адрес> – Циулина З.П. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска прокурора.
Представитель третьего лица – Министерства образования и науки <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, с ходатайствами об отложении дела не обращался, уважительных причин неявки суду не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав прокурора, Воднева А.Ю., представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора <адрес>.
В силу требований ст. 109 ЖК РФ, предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) предусмотрено право лиц, отнесенных к вышеуказанной категории и не имеющих жилого помещения, на однократное получение благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставляемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1, ч. 14 ст. <адрес> "О защите прав ребенка", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
<адрес> жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
Из материалов дела следует, что Воднев А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте ДД.ММ.ГГГГ лет остался без попечения родителей. ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ. Отец – ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду указанных обстоятельств, на основании решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детей, оставшихся без попечения родителей Министерством образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Воднев А.Ю. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Номер очереди №
С заявлением о предоставлении жилого помещения Воднев А.Ю. обращался в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу главы администрации <адрес>, Водневу А.Ю. в предоставлении жилого помещения было отказано по причине отсутствия финансовых средств.
Вместе с тем, доводы ответчика об отсутствии денежных средств, подлежат отклонению в силу следующего.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.
При этом Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства, формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Совокупностью исследованных судом доказательств установлен факт отсутствия у Воднева А.Ю. в собственности жилого помещения, а также его право получить таковое. Доказательств обратного суду не представлено. В связи с этим исковое заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Воднева А.Ю. к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение – удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию <адрес> предоставить Водневу А. Ю. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в срок по истечению ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в <адрес>вой суд в течение 1 (одного) месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Дивногорский городской суд <адрес>.
Согласовано___________________________________ А.А. Мальченко