Дело № 2-628/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Тимофте В.К.,
при секретаре Стасюк И.В.,
с участием прокурора Яковлевой Н.Н.;
представителя ответчика Шевченко Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воркуте
16 марта 2016 г. дело по иску прокурора города Воркуты в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Республиканский кожно-венерологический диспансер" и Министерству здравоохранения Республики Коми об устранении нарушений требований законодательства о комплексной безопасности
УСТАНОВИЛ:
В поданном в интересах неопределенного круга лиц исковом заявлении прокурор города Воркуты просит обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Республиканский кожно-венерологический диспансер" и Министерство здравоохранения Республики Коми устранить выявленные нарушения требований законодательства о комплексной безопасности в "Воркутинском кожно-венерологический диспансере" – филиале Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Республиканский кожно-венерологический диспансер", а именно установить систему видеонаблюдения, соответствующую требованиям пунктов 23, 30 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272; обеспечить филиал физической охраной для поддержания правопорядка согласно требованиям пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272; обязать Министерство здравоохранения Республики Коми профинансировать выполнение мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушений требований законодательства о комплексной безопасности.
В обоснование иска указал, что по результатам проведенной проверки за исполнением требований комплексной безопасности выявлены факты нарушений требований законодательства в филиале "Воркутинский кожно-венерологический диспансер" ГБУЗ РК "Кожно-венерологический диспансер", что создает угрозу несанкционированного проникновения на территорию филиала и совершению диверсионно-террористических актов.
В судебном заседании прокурор указал, что во вводной части искового заявления допущена техническая ошибка, из числа ответчиков следует исключить "Воркутинский кожно-венерологический диспансер" – филиал Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Республиканский кожно-венерологический диспансер". Одновременно прокурор уточнил предмет иска требованиями: возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Республиканский кожно-венерологический диспансер" и Министерство здравоохранения Республики Коми обязанность устранить выявленные в филиале "Воркутинский кожно-венерологический диспансер" нарушения требований законодательства о комплексной безопасности, а именно организовать в филиале "Воркутинский кожно-венерологический диспансер" в срок до 1 марта 2017 года: установку системы видеонаблюдения, соответствующей требованиям пунктов 23, 30 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272; обеспечение филиала физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272.
Ответчик Министерство здравоохранения Республики Коми надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания. Суд полагает возможным рассмотреть дело без представителя отсутствующего лица.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, суд считает иск в пределах указанных в заявлении требования и оснований с учетом уточненного предмета иска подлежащим удовлетворению.
Из акта обследования объекта с массовым пребыванием людей от 08.02.2016, следует, что комиссией в составе старшего помощника прокурора г. Воркуты, инспектора ОКЗОиОИПЮЛОУЗ ОВО по г. Воркуте – филиала ФГКУ УВО МВД по Республике Коми, главного специалиста-эксперта Роспотребнадзора проведено обследование филиала "Воркутинский кожно-венерологический диспансер" по адресу: г. Воркута, ул. Суворова, д.2Б. По результатам проверки комиссия выявила недостатки в антитеррористической защищенности: видеонаблюдение и квалифицированная физическая охрана в дневное время отсутствуют.
ОВО по г. Воркуте – филиал ФГКУ УВО МВД по Республике Коми проинформировало прокурора г. Воркуты, что по результатам проверки исполнения законодательства в сфере комплексной безопасности на объектах здравоохранения, образования и социально значимых с круглосуточным пребыванием людей в филиале "Воркутинский кожно-венерологический диспансер" по адресу: г. Воркута, ул. Суворова, д. 2Б выявлены недостатки: система видеонаблюдения не соответствует п. 23 "а" и п. 30 Требований, отсутствует квалифицированная физическая охрана объекта в дневное время, обеспечивающая поддержание правопорядка (п. 24 Требований).
В информационном письме от 12.02.2016 Отдел надзорной деятельности города Воркуты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми поставил в известность прокурора города Воркуты, что в филиале "Воркутинский кожно-венерологический диспансер", расположенном по адресу: г. Воркута, ул. Суворова, д. 2Б имеется: автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании, наружное противопожарное водоснабжение, внутреннее противопожарное водоснабжение, вывод сигнала о срабатывании систем АПС в подразделение ПО в здании, обеспеченность персонала корпуса средствами индивидуальной защиты органов дыхания, обеспеченность персонала корпуса носилками для эвакуации маломобильных пациентов; система оповещения – проводная, способ вывода сигнала в подразделение ПО – беспроводная, состояние эвакуационных путей - соответствует.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006).
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Обязанность по обеспечению медицинских учреждений системами видеонаблюдения, организации их физической охраны установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий). В пунктах 23, 24, 30 главы 2 раздела 4 (мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей) указано на необходимость оборудования в обязательном порядке системами видеонаблюдения мест массового пребывания людей независимо от установленной категории. Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
На обязательность обеспечения на территории лечебно-профилактических организаций лечебно-охранительного режима указано в п. 2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10, в п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2564-09.
В судебном заседании представитель ответчика не возражал против удовлетворения требований, объяснил, что ведутся работы по установке видеонаблюдения. Представил локальную смету ... на систему видеонаблюдения в здании Воркутинского кожно-венерологического диспансера ГБУЗ РК "РКВД". Сообщил, что проведением аукциона по физической охране здания будет заниматься ГБУЗ РК "РКВД".
Отсутствие в здании филиала "Воркутинский кожно-венерологический диспансер" по адресу: г. Воркута, ул. Суворова, д. 2Б системы видеонаблюдения, квалифицированной физической охраны объекта в дневное время, обеспечивающей поддержание правопорядка, свидетельствует о наличии угрозы несанкционированного проникновения на территорию филиала посторонних лиц, совершения диверсионно-террористических актов.
Согласно Уставу ГБУЗ РК "РКВД" является юридическим лицом, ведет самостоятельный баланс, ему принадлежит имущество на праве оперативного управления. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми. Собственником имущества учреждения является Республика Коми. Полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, осуществляет Агентство Республики Коми по управлению имуществом.
Одним из источников финансирования Учреждения являются субсидии из республиканского бюджета Республики Коми на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) (п.3.7 Устава).
Контроль и ревизия финансово-хозяйственной деятельности Учреждения осуществляется контрольными органами Министерства здравоохранения Республики Коми, а также налоговыми, природоохранными и иными уполномоченными органами в пределах их компетенции.
К компетенции и полномочиям Органа исполнительной власти Республики Коми, осуществляющего функции и полномочия учредителя относится в том числе установление Учреждению государственных заданий, принятие решения об изменении государственного задания; осуществление финансового обеспечения выполнения государственного задания Учреждением в порядке, утвержденном Правительством Республики Коми, рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности Учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также, в случаях, установленных законом, годовую бухгалтерскую отчетность Учреждения (п.5.2 Устава).
Пунктом 5.3 Устава предусмотрено что вопросы, относящиеся к компетенции Органа исполнительной власти Республики Коми, осуществляющего функции и полномочия учредителя, не могут быть переданы на рассмотрение органам управления Учреждения.
Согласно п.п. 1.1, 2.1 Положения Воркутинский кожно-венерологический диспансер - филиал ГБУЗ РК "РКВД" является обособленным структурным подразделением ГБУЗ РК "РКВД", осуществляющим функции учреждения, в том числе функции представительства на территории города Воркуты и прикрепленных территорий и не является юридическим лицом, находится в ведении Министерства здравоохранения Республики Коми.
Часть 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" указывает на организационные основы противодействия терроризму, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В ст. 5.1 Закона о противодействии терроризму закреплены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области противодействия терроризму. В соответствии с пунктом 7.1 статьи 14 и пунктом 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона Республики Коми от 26.12.2013 N 140-РЗ "О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми" Правительство РК осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.
Согласно пункту 1.4 Положения "О Министерстве здравоохранения Республики Коми", утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 N 283, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми (далее - в сфере охраны здоровья), фармацевтической деятельности, демографической политики, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми в сфере охраны здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации, координирующим в этих сферах деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Министерство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, общественными объединениями, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и их территориальными структурами и иными организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции. Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, а также субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Министерство здравоохранения Республики Коми исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству; исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми в сфере здравоохранения; обеспечивает при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми в сфере здравоохранения мониторинг цен и товарной номенклатуры (видов услуг), прогнозирование, планирование, бюджетирование, контрактацию и администрирование указанных закупок в порядке, установленном законодательством;
Пунктом 50 Положения предусмотрено, что Министерство здравоохранения Республики Коми проводит мероприятия по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий в соответствии с решениями Антитеррористической комиссии в Республике Коми.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только медицинских учреждений, но и органов государственной власти.
Требование прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ РК "РКВД", Министерству здравоохранения Республики Коми подлежат удовлетворению: на ГБУЗ РК "РКВД", Министерство здравоохранения Республики Коми следует возложить обязанность по устранению выявленных в филиале "Воркутинский кожно-венерологический диспансер" нарушений требований законодательства о комплексной безопасности, а именно организовать в филиале "Воркутинский кожно-венерологический диспансер" в срок до 1 марта 2017 года: установку системы видеонаблюдения, соответствующей требованиям пунктов 23, 30 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272; обеспечение филиала физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272.
При подаче иска истец был освобожден от уплаты госпошлины в размере ... руб., которая согласно ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Республиканский кожно-венерологический диспансер" с зачислением в бюджет Муниципального образования городского округа "Воркута".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ :
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Республиканский кожно-венерологический диспансер" и Министерство здравоохранения Республики Коми устранить выявленные в филиале "Воркутинский кожно-венерологический диспансер" нарушения требований законодательства о комплексной безопасности, а именно организовать в филиале "Воркутинский кожно-венерологический диспансер" в срок до 1 марта 2017 года: установку системы видеонаблюдения, соответствующей требованиям пунктов 23, 30 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272; обеспечение филиала физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Республиканский кожно-венерологический диспансер" государственную пошлину ... руб. с зачислением в бюджет Муниципального образования городского округа "Воркута".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца после даты изготовления мотивированного решения. Судья _____________
Мотивированное решение изготовлено 21.03.2016.