Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2013 года город Красноярск
Октябрьский районный суд Красноярска в составе
Председательствующий: Майко П.А.
При секретаре Мухачевой К.Ю.
рассмотрев исковое заявление Быкова А8 к Сибирскому филиалу ФКУ «Z» о восстановлении нарушенного права
У С Т А Н О В И Л
Истец обратился в суд с данным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и необоснованным решение ответчика от 00.00.0000 г., У, об исключении из списка лиц, состоящих на учете, как нуждающихся в жилых помещениях, а также обязать восстановить его в списках лиц, состоящих на учете, нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи из Z человек.
В обоснование своих доводов указывает, что ответчик снял его своим решением с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, не мотивировано. Он является нуждающимся в улучшении жилья, т.к. проживает в жилом помещении общей площадью Z кв.м. составом семьи Z человек, а учетная норма в Х, где он проживает, определена в размере Z кв.м. на человека.
В судебном заседании истец просит – признать не законным и не обоснованным решение Сибирского филиала ФКУ «Z» У от Z года об исключении из списка лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях ( улучшении жилищных условий). Обязать восстановить в списке лиц, состоящих на учете в нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель ответчика суду пояснил, что истец обеспечен жилым помещением более необходимой учетной нормы, чтобы признать его нуждающимся, т.к. он является собственником Z доли жилого помещения, общей площадью Z кв.м. и на его долю приходится Z кв.м., что больше необходимой учетной площади в Х, в размере Z кв.м., для признания истца нуждающимся.
Представитель ФГКУ «Специальное Управление ФПС У Z», иск поддержал полностью, указывая, что истец проживает с семьей, состоящей из Z человек, что делает истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Суд выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установил –
Согласно контракта по службе от 00.00.0000 г., А5 проходит службу в Специальном Управлении ФПС У сроком до 00.00.0000 г.. Изначально, истец был принят на службу в ГПС МВД России, Управление ГПС У, с 00.00.0000 г., согласно приказа У л/с от 00.00.0000 г..
Из справки выписки из домовой книги от 00.00.0000 г., истец проживает по адресу – Х, Х, в Z комнатной квартире, общей площадью Z кв.м., жилой площадью Z кв.м. составом семьи из Z человек : жена А1, дочь А2, сын А3, сын А4.
Изначально, согласно решения суда от 00.00.0000 г. по иску А5 к ГУ «Специальное Управление ФПС У Z», решение жилищно бытовой комиссии ФПС У об отказе А5 во включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, было признано не законным и жилищно бытовая комиссия ФПС У обязано было включить А5 в список нуждающихся на улучшении жилищных условий составом семьи из Z человек с момента подачи заявления с 00.00.0000 г..
Во исполнение решения суда от 00.00.0000 г., жилищно бытовая комиссия ФПС У МЧС России 00.00.0000 г. приняло решение ( протокол У), согласно которого истец включен в список работников на улучшение жилищных условий.
А5 обратился с рапортом на участие в подпрограмме предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 г. У, с составом семьи Z человек.
Согласно протокола У от 00.00.0000 г. ФКУ «Z» Сибирский филиал, истец, как лицо, обеспеченное жильем, свыше установленной нормы, был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Мотивом принятия данного решения послужило то обстоятельство, что истец имел на праве собственности жилое помещение общей площадью Z кв.м. в размере Z доли.
00.00.0000 г., согласно выписки из протокола ответчика У, А5 отказано в участие в подпрограмме программы «Жилище».
Право собственности истца, членов его семьи, на доли в жилом помещении подтверждено договором на передачу в собственность жилого помещения (приватизации) от 00.00.0000 г., справками ФГУП «Ростехинвентаризация», согласно которым, в результате приватизации, истец, его супруга и дочь, стали собственниками квартиры по адресу – Х Х, общей площадью Z кв.м., жилой площадью Z кв.м..
Также данное право подтверждено и свидетельством о государственной регистрации права, согласно которого, истец владеет на праве собственности Z доли жилого помещения общей площадью Z кв.м., по адресу - Х, Х. Другими сособственниками являются А1 и А2.
Из выписок из ЕГРП, видно, что истец и члены его семьи, кроме приватизированного жилья, иной собственности в отношении недвижимости не имеют.
В настоящий момент, согласно выписки из домовой книги, истец проживает в одной квартире со своей уже бывшей женой – А1, с которой развелся, согласно свидетельства о расторжении брака, 00.00.0000 г., и Z детьми.
При этом, согласно справки участкового на запрос суда, истец проживает со своей бывшей супругой и детьми одной семьей, ведут общее хозяйство и образ жизни.
Норму площади жилого помещения для постановки на учет граждан РФ, проживающих в городе Z, суд установил из решения горсовета Z, от 00.00.0000 г. УР, согласно которого данная норма составляет Z кв.м.
Выслушав участников процесса, изучив представленные суду доказательства и доводы сторон, суд полагает возможным отказать в удовлетворении иска истцу. Свой вывод суд основывает на следующем -
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в соответствии с которой правом на улучшение жилищных условий в рамках программы имеют следующие категории граждан РФ, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством:
военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования;
граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 00.00.0000 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, либо ликвидация предприятия (учреждения, организации), либо сокращение численности или штата работников, либо состояние здоровья;
граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В судебном заседании установлено, что истец состоит на службе в настоящий момент в органах МЧС России и является сотрудником федеральной противопожарной службы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с п. 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, в числе прочих категорий граждан, имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
При этом согласно п. 19 вышеназванных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) на участие в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) с приложением следующих документов:
справка об общей продолжительности военной службы (службы);
выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка).
Таким образом, участниками программы могут быть граждане, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Данный порядок регламентирован федеральным и местных законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин или как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Законные и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ, определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесены к компетенции субъектов РФ.
Таким образом, действующим федеральным законодательством определение порядка учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
В свою очередь, статья 51 ЖК РФ предусматривает, что 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из статьи 51 ЖК РФ усматривается, что нуждаемость в улучшении жилищных условий не зависит от факта наличия или отсутствия у гражданина в собственности жилого помещения. Обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является уровень обеспеченности его и членов его семьи (бывших членов семьи) общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Решением горсовета ЗАТО Z, нуждающимися могут быть признаны граждане обеспеченные жильем менее Z кв.м.
Однако, истец будучи разведенным со своей супругой, и являясь собственником Z доли жилого помещения площадью Z кв.м., не является, по своей сути, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Довод истца, что его семья состоит, несмотря на расторжение брака, из бывшей супруги и детей, суд не может признать состоятельным, т.к. только зарегистрированный брак может нести правовые последствия для членов семьи.
П.2 ст. 10 СК РФ предусматривает, что права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния, то есть незарегистрированный брак не порождает прав и обязанностей супругов, в том числе и прав на общее имущество.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Именно супруг понимается членом семьи, т.е. то лицо, с которым оформлен брак.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Вместе с тем, несмотря на справку участкового, представленную суду, в период рассмотрения данного спора, о том что истец проживает совместно одной семьей со своей бывшей супругой и детьми, суд полагает, что данное обстоятельство нельзя признать достоверным фактом.
А1 – бывшая супруга истца, сама указывает в своем иске о расторжении брака, поданного мировому судье судебного участка У, 00.00.0000 г., что их семья фактически распалась в Z году, общее хозяйство не ведется, сохранение семьи невозможно. Решение о расторжении брака принято 00.00.0000 г., согласно свидетельства о расторжении брака, т.е. в тот момент, когда истец пожелал воспользоваться правами, предоставляемыми программой «Жилище», хотя, исходя из иска супруги истца, они прекратили брачные отношения задолго до этого.
Данное исковое заявление полностью опровергает доводы истца, изложенные в его иске о составе его семьи из Z человек, а также его заявления и рапорта по месту службы о необходимости признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий исходя из состава семьи 5 человек.
То обстоятельство, что истец, его бывшая супруга и дети проживают на одной жилплощади, не свидетельствует бесспорно, что все они живут одной семьей, т.к. дети имеют право проживать с обоими родителями, в том числе и с матерью, которая является собственником доли в жилом помещении наряду с истцом. Решения компетентного органа, либо соглашения родителей, о порядке проживания детей с родителями, при расторжении брака, суду не представлено, т.к. согласно пояснений истца и исходя из иска о расторжении брака, его не имеется. Иск и решение судьи о расторжении брака также свидетельствуют, что истец его дети и бывшая жена проживают на одной жилплощади, но при этом истец и его бывшая супруга, не составляют семью.
Довод истца и третьего лица, что состоялось решение суда, имеющегося преюдициальное значение, в части признания истца с членами его семьи, нуждающимися в улучшении жилищных условий, суд не приемлет, т.к. данное решение вынесено по спору между истцом и иным ответчиком, чем тот, который участвует в данном процессе. Кроме того, спор шел между истцом и жилищно бытовой комиссий, в части возможности состоять на учете именно по месту службы (истцу было отказано в нахождении на учете по смету службы, ввиду отсутствия того обстоятельства, что данный учет ведут органы местной власти, но не работодатель), а не по вопросу наличия самого права истца на улучшение жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований Быкова А9 к Сибирскому филиалу ФКУ «Z» о восстановлении нарушенного права, отказать в полном объеме.
Апелляционные жалоба может быть подана в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое можно получить через 5 дней в канцелярии суда.
Председательствующий судья : Майко П.А.