Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3977/2020 ~ М-2880/2020 от 10.07.2020

ДЕЛО № 2а-3977/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Асановой Р.Ю.,

с участием представителя административного истца Архипова Г.А. по ордеру адвоката Вороновой Н.В.,

представителя административного ответчика Администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Смирновой Ю.Ю., действующей также по доверенности в интересах заинтересованного лица Управления имущественных и земельных Администрации городского округа г. Воронеж,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Архипова Г.А. к Администрации городского округа г. Воронеж о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

у с т а н о в и л:

Архипов Г.А. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа г. Воронеж, в котором указал, что ему на праве собственности принадлежит железнодорожный тупик Г-20 протяженностью 170 м, с кадастровым номером (№), расположенный на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования город Воронеж кадастровый (№).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2018г. по делу № А 14-7117/2016 установлено, что площадь земельного участка, занятая тупиком и необходимая для его использования составляет 3469,1 кв.м.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.04.2013г. по делу № А 14-364/2013 признано право собственности ОАО «Строительное управление Московского военного округа» на тупик железнодорожный Г- 20 протяженностью 170м, расположенный по адресу: <адрес>, который был продан ему по договору купли-продажи от 28.04.2016 №ДКП/5, его право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.07.2016, запись регистрации №36-36/001-36/001/210/2016-613/2. Указывает, что прежнему собственнику принадлежал как тупик железнодорожный Г-20, так и земельный участок, на котором он расположен.

Считает, что в силу ч. 2 ст. 39.3, ст. 39.20, ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ имеет право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

17.04.2020г. он обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в пользование земельного участка, занятого железнодорожным тупиком Г-20 протяженностью 170 м, с кадастровым номером (№) и необходимого для использования тупика, общей площадью 3 469,1 кв.м. по адресу: <адрес>., а также просил предоставить следующую информацию: на каком праве и на каких условиях ему может быть выделен земельный участок во владение, безвозмездно или за плату, с указанием размера платы, расчета платы, площади, срока, на который земельный участок может быть предоставлен. В случае положительного рассмотрения настоящего заявления просил разъяснить порядок действий, необходимых для оформления прав на земельный участок.

В ответ на указанное обращение от административного ответчика поступило письмо исх. № 14170591 от 19.05.2020г., в котором указано, что порядок предоставления земельного участка без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 ЗК РФ и постановлением администрации городского округа город Воронеж № 867 от 19.11.2015 года «Об утверждении Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».

Также отмечено, что в соответствии с п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, подп. 14 п. 2.8.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов является не соответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

С данным отказом в предоставлении земельного участка и непредоставлении необходимой информации не согласен, поскольку в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ железнодорожный тупик, как и другие железнодорожные пути, является линейным объектом. Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами закона, при размещении линейного объекта на земельном участке в предоставлении этого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов не может быть отказано по причине не соответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Поскольку он является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, то имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду.

Исходя из п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Следовательно, он имеет право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Статья 39.1 ч. 1 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган в течение 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка осуществляет подготовку проекта договора в трёх экземплярах, подписывает их и направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю.

Ни одно из данных указаний закона административным ответчиком не исполнено и ему не представлено ни информации о порядке и возможности получения земельного участка, ни предоставлен сам земельный участок.

С учетом принятых судом уточнений просит признать незаконным отказ администрации городского округа г. Воронеж в предоставлении Архипову Г.А. земельного участка, площадью 3459,00 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в пределах кадастрового квартала (№) в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование на основании пп.1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ (т. 1, л.д. 5-8, 56-59).

В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление имущественных и земельных отношений городского округа г. Воронеж, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Управление Росреестра по Воронежской области (т. 1, л.д. 4, 249, т. 2, л.д. 24).

Судебное заседание было назначено на 25.11.2020г., 16.30 час., затем объявлен перерыв до 01.12.2020г., 10.00 час.

Административный истец Архипов Г.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца Архипова Г.А. по ордеру адвокат Воронова Н.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа г. Воронеж, заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж по доверенностям Смирнова Ю.Ю. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменный отзыв на иск (т. 1, л.д. 31-33).

Заинтересованные лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Управление Росреестра по Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государствен­ной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных от­дельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наде­ленные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что на­рушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осу­ществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возло­жены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодек­сом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездей­ствия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы админи­стративного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано со­ответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) пол­номочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого дей­ствия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия ос­париваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие осно­вания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование

Статья 39.2 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 19.11.2015 № 867 утвержден Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», предметом регулирования которого являются отношения, возникающие между заявителями, администрацией городского округа город Воронеж и МФЦ в связи с предоставлением муниципальной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования городской округ город Воронеж, без проведения торгов по основаниям, установленным пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6, пунктом 2 статьи 39.9 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанным регламентом разработан, в том числе стандарт представления услуги, определяющий исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем.

В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является направление (выдача) заявителю:

1) постановления администрации городского округа город Воронеж о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование;

2) проекта договора купли-продажи, аренды или безвозмездного пользования земельным участком;

3) постановления администрации городского округа город Воронеж об отказе в предоставлении земельного участка (постановления администрации городского округа город Воронеж об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах городского округа город Воронеж, садоводства и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка).

Судом установлено, что в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (№), площадью 6566 кв.м., разрешенное использование: для проектирования и строительства сельскохозяйственного рынка (т. 1, л.д. 38-40)

Административному истцу Архипову Г.А. на праве собственности принадлежит сооружение - железнодорожный тупик Г-20, кадастровый (№), назначение: нежилое, протяженностью 170 м, по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 13, л.д. 41-44).

Из представленного в материалы дела вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2018г., размещенного в картотеке арбитражных дел Арбитр, следует железнодорожный тупик Г-20, кадастровый (№) расположен на земельном участке с кадастровым номером (№), площадь занятая тупиком и необходимая для его использования составляет 3469,1 кв.м (т. 2, л.д. 7-18).

Обратившись в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Архипов Г.А. получил разъяснения (ответы от 11.03.2019 № 5К-11/431, от 02.03.2020 № 52-17-2756з) о том, что для приобретения земельного участка с кадастровым номером (№) ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию городского округа г. Воронеж (т. 2, л.д. 41, 42).

17.04.2020г. Архипов Г.А. подал в УИЗО Администрации городского округа г. Воронеж заявление, в котором просил предоставить ему в пользование земельный участок, занятый железнодорожным тупиком Г-20, протяженностью 170 с кадастровым номером (№) и необходимый для использования тупика, общей площадью 3469,1 кв.м по адресу: <адрес>. Также просил предоставить информацию: на каком праве и на каких условиях ему может быть выделен земельный участок во владение, безвозмездно или за плату, с указанием размера платы, расчета платы, площади, срока, на который земельный участок может быть предоставлен. В случае положительного рассмотрения настоящего заявления просил разъяснить порядок действий, необходимых для оформления прав на земельный участок (л.д. 36-37).

19.05.2020г. Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж подготовило Архипову Г.А. ответ за № 14170591, в котором указало, что в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (№), площадью 6566 кв.м., разрешенное использование: для проектирования и строительства сельскохозяйственного рынка. Согласно данным Управления Росреестра по Воронежской области за Архиповым Г.А. зарегистрировано право собственности на сооружение – тупик железнодорожный Г-20 с кадастровым номером (№) протяженностью 170 м, расположенное по адресу: г<адрес>. Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации городского округа город Воронеж от 19.11.2015 № 867 «Об утверждении Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов». В соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, подп. 14 п. 2.82 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (т. 1, л.д. 34-35).

Учитывая свободную форму обращения заявителя Архипова Г.А., а именно несоответствие его заявления форме заявления приведенной в приложении № 2 к вышеуказанному Административному регламенту, а также то обстоятельство, что по итогам рассмотрения Администрацией городского округа г. Воронеж не было направлено заявителю соответствующее постановление, суд не может расценивать направленный Архипову Г.А. ответ от 19.05.2020, как отказ в предоставлении земельного участка, и приходит к выводу о том, что его заявление было рассмотрено административным ответчиком в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу части 1 статьи 2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Вместе с тем, оценивая направленное Администрацией городского округа г. Воронеж Архипову Г.А. письмо от 19.05.2020г. № 141705, суд приходит к выводу, что административным ответчиком ответ по существу поставленных в обращении вопросов не дан, поскольку названный ответ не содержит фактически, как сам отказ в предоставлении земельного участка, так и информацию, которую просил предоставить заявитель Архипов Г.А., а именно на каком праве и на каких условиях ему может быть выделен земельный участок во владение, безвозмездно или за плату, с указанием размера платы, расчета платы, площади, срока, на который земельный участок может быть предоставлен, не разъяснен порядок действий, необходимых для оформления прав на земельный участок.

Нарушение стороной административного ответчика регламентированного положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" права на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Архипова Г.А. удовлетворить.

Признать незаконным ответ Администрации городского округа г. Воронеж от 19.05.2020 № 14170591 об отказе в предоставлении земельного участка по заявлению Архипова Г.А., датированного 17.04.2020г.

Обязать Администрацию городского округа г. Воронеж в течение тридцати дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Архипова Г.А., датированное 17.04.2020г.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 15.12.2020г.

ДЕЛО № 2а-3977/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Асановой Р.Ю.,

с участием представителя административного истца Архипова Г.А. по ордеру адвоката Вороновой Н.В.,

представителя административного ответчика Администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Смирновой Ю.Ю., действующей также по доверенности в интересах заинтересованного лица Управления имущественных и земельных Администрации городского округа г. Воронеж,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Архипова Г.А. к Администрации городского округа г. Воронеж о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

у с т а н о в и л:

Архипов Г.А. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа г. Воронеж, в котором указал, что ему на праве собственности принадлежит железнодорожный тупик Г-20 протяженностью 170 м, с кадастровым номером (№), расположенный на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования город Воронеж кадастровый (№).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2018г. по делу № А 14-7117/2016 установлено, что площадь земельного участка, занятая тупиком и необходимая для его использования составляет 3469,1 кв.м.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.04.2013г. по делу № А 14-364/2013 признано право собственности ОАО «Строительное управление Московского военного округа» на тупик железнодорожный Г- 20 протяженностью 170м, расположенный по адресу: <адрес>, который был продан ему по договору купли-продажи от 28.04.2016 №ДКП/5, его право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.07.2016, запись регистрации №36-36/001-36/001/210/2016-613/2. Указывает, что прежнему собственнику принадлежал как тупик железнодорожный Г-20, так и земельный участок, на котором он расположен.

Считает, что в силу ч. 2 ст. 39.3, ст. 39.20, ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ имеет право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

17.04.2020г. он обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в пользование земельного участка, занятого железнодорожным тупиком Г-20 протяженностью 170 м, с кадастровым номером (№) и необходимого для использования тупика, общей площадью 3 469,1 кв.м. по адресу: <адрес>., а также просил предоставить следующую информацию: на каком праве и на каких условиях ему может быть выделен земельный участок во владение, безвозмездно или за плату, с указанием размера платы, расчета платы, площади, срока, на который земельный участок может быть предоставлен. В случае положительного рассмотрения настоящего заявления просил разъяснить порядок действий, необходимых для оформления прав на земельный участок.

В ответ на указанное обращение от административного ответчика поступило письмо исх. № 14170591 от 19.05.2020г., в котором указано, что порядок предоставления земельного участка без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 ЗК РФ и постановлением администрации городского округа город Воронеж № 867 от 19.11.2015 года «Об утверждении Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».

Также отмечено, что в соответствии с п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, подп. 14 п. 2.8.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов является не соответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

С данным отказом в предоставлении земельного участка и непредоставлении необходимой информации не согласен, поскольку в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ железнодорожный тупик, как и другие железнодорожные пути, является линейным объектом. Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами закона, при размещении линейного объекта на земельном участке в предоставлении этого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов не может быть отказано по причине не соответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Поскольку он является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, то имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду.

Исходя из п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Следовательно, он имеет право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Статья 39.1 ч. 1 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган в течение 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка осуществляет подготовку проекта договора в трёх экземплярах, подписывает их и направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю.

Ни одно из данных указаний закона административным ответчиком не исполнено и ему не представлено ни информации о порядке и возможности получения земельного участка, ни предоставлен сам земельный участок.

С учетом принятых судом уточнений просит признать незаконным отказ администрации городского округа г. Воронеж в предоставлении Архипову Г.А. земельного участка, площадью 3459,00 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в пределах кадастрового квартала (№) в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование на основании пп.1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ (т. 1, л.д. 5-8, 56-59).

В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление имущественных и земельных отношений городского округа г. Воронеж, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Управление Росреестра по Воронежской области (т. 1, л.д. 4, 249, т. 2, л.д. 24).

Судебное заседание было назначено на 25.11.2020г., 16.30 час., затем объявлен перерыв до 01.12.2020г., 10.00 час.

Административный истец Архипов Г.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца Архипова Г.А. по ордеру адвокат Воронова Н.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа г. Воронеж, заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж по доверенностям Смирнова Ю.Ю. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменный отзыв на иск (т. 1, л.д. 31-33).

Заинтересованные лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Управление Росреестра по Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государствен­ной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных от­дельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наде­ленные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что на­рушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осу­ществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возло­жены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодек­сом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездей­ствия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы админи­стративного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано со­ответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) пол­номочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого дей­ствия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия ос­париваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие осно­вания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование

Статья 39.2 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 19.11.2015 № 867 утвержден Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», предметом регулирования которого являются отношения, возникающие между заявителями, администрацией городского округа город Воронеж и МФЦ в связи с предоставлением муниципальной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования городской округ город Воронеж, без проведения торгов по основаниям, установленным пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6, пунктом 2 статьи 39.9 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанным регламентом разработан, в том числе стандарт представления услуги, определяющий исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем.

В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является направление (выдача) заявителю:

1) постановления администрации городского округа город Воронеж о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование;

2) проекта договора купли-продажи, аренды или безвозмездного пользования земельным участком;

3) постановления администрации городского округа город Воронеж об отказе в предоставлении земельного участка (постановления администрации городского округа город Воронеж об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах городского округа город Воронеж, садоводства и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка).

Судом установлено, что в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (№), площадью 6566 кв.м., разрешенное использование: для проектирования и строительства сельскохозяйственного рынка (т. 1, л.д. 38-40)

Административному истцу Архипову Г.А. на праве собственности принадлежит сооружение - железнодорожный тупик Г-20, кадастровый (№), назначение: нежилое, протяженностью 170 м, по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 13, л.д. 41-44).

Из представленного в материалы дела вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2018г., размещенного в картотеке арбитражных дел Арбитр, следует железнодорожный тупик Г-20, кадастровый (№) расположен на земельном участке с кадастровым номером (№), площадь занятая тупиком и необходимая для его использования составляет 3469,1 кв.м (т. 2, л.д. 7-18).

Обратившись в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Архипов Г.А. получил разъяснения (ответы от 11.03.2019 № 5К-11/431, от 02.03.2020 № 52-17-2756з) о том, что для приобретения земельного участка с кадастровым номером (№) ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию городского округа г. Воронеж (т. 2, л.д. 41, 42).

17.04.2020г. Архипов Г.А. подал в УИЗО Администрации городского округа г. Воронеж заявление, в котором просил предоставить ему в пользование земельный участок, занятый железнодорожным тупиком Г-20, протяженностью 170 с кадастровым номером (№) и необходимый для использования тупика, общей площадью 3469,1 кв.м по адресу: <адрес>. Также просил предоставить информацию: на каком праве и на каких условиях ему может быть выделен земельный участок во владение, безвозмездно или за плату, с указанием размера платы, расчета платы, площади, срока, на который земельный участок может быть предоставлен. В случае положительного рассмотрения настоящего заявления просил разъяснить порядок действий, необходимых для оформления прав на земельный участок (л.д. 36-37).

19.05.2020г. Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж подготовило Архипову Г.А. ответ за № 14170591, в котором указало, что в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (№), площадью 6566 кв.м., разрешенное использование: для проектирования и строительства сельскохозяйственного рынка. Согласно данным Управления Росреестра по Воронежской области за Архиповым Г.А. зарегистрировано право собственности на сооружение – тупик железнодорожный Г-20 с кадастровым номером (№) протяженностью 170 м, расположенное по адресу: г<адрес>. Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации городского округа город Воронеж от 19.11.2015 № 867 «Об утверждении Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов». В соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, подп. 14 п. 2.82 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (т. 1, л.д. 34-35).

Учитывая свободную форму обращения заявителя Архипова Г.А., а именно несоответствие его заявления форме заявления приведенной в приложении № 2 к вышеуказанному Административному регламенту, а также то обстоятельство, что по итогам рассмотрения Администрацией городского округа г. Воронеж не было направлено заявителю соответствующее постановление, суд не может расценивать направленный Архипову Г.А. ответ от 19.05.2020, как отказ в предоставлении земельного участка, и приходит к выводу о том, что его заявление было рассмотрено административным ответчиком в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу части 1 статьи 2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Вместе с тем, оценивая направленное Администрацией городского округа г. Воронеж Архипову Г.А. письмо от 19.05.2020г. № 141705, суд приходит к выводу, что административным ответчиком ответ по существу поставленных в обращении вопросов не дан, поскольку названный ответ не содержит фактически, как сам отказ в предоставлении земельного участка, так и информацию, которую просил предоставить заявитель Архипов Г.А., а именно на каком праве и на каких условиях ему может быть выделен земельный участок во владение, безвозмездно или за плату, с указанием размера платы, расчета платы, площади, срока, на который земельный участок может быть предоставлен, не разъяснен порядок действий, необходимых для оформления прав на земельный участок.

Нарушение стороной административного ответчика регламентированного положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" права на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Архипова Г.А. удовлетворить.

Признать незаконным ответ Администрации городского округа г. Воронеж от 19.05.2020 № 14170591 об отказе в предоставлении земельного участка по заявлению Архипова Г.А., датированного 17.04.2020г.

Обязать Администрацию городского округа г. Воронеж в течение тридцати дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Архипова Г.А., датированное 17.04.2020г.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 15.12.2020г.

1версия для печати

2а-3977/2020 ~ М-2880/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Архипов Геннадий Александрович
Ответчики
Администрация городского округа г. Воронеж
Другие
ДИЗО по ВО
Территориальное управление Росимущества в Воронежской области
Смирнова Ю.Ю.
Воронова Н.В.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Воронежской области
Управление имущественных и земельных отношений администрации г.о. г. Воронеж
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Оробинская Ольга Валентиновна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
10.07.2020Регистрация административного искового заявления
11.07.2020Передача материалов судье
11.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2020Подготовка дела (собеседование)
24.07.2020Рассмотрение дела начато с начала
24.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2020Предварительное судебное заседание
24.08.2020Предварительное судебное заседание
22.09.2020Судебное заседание
22.09.2020Судебное заседание
16.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
16.11.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее