Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Жигулевск 28 мая 2013 года
Судья Жигулевского городского суда Самарской области Балова А.М.,
с участием представителя заявителя Кудрявцева С.В. – Давлетбаевой И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Пашиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1070/2013 по заявлению Кудрявцева С.В. об оспаривании действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Кудрявцев С.В. в лице представителя Давлетбаевой И.В. обратился в Жигулевский городской суд с указанным выше заявлением, требуя признать незаконным и необоснованным отказ компетентного органа Администрации городского округа Жигулевск в согласовании схемы расположения дополнительного земельного участка, площадью 599 кв.м, расположенного по адресу: городской округ <адрес>, <адрес> <адрес>); обязать Администрацию городского округа Жигулевск согласовать схему, поставить земельный участок на кадастровый учет, сформировать его с учетом требований земельного законодательства РФ.
Согласно доводам заявления, Кудрявцев С.В. является собственником жилого дома и земельного участка, площадью 900 кв.м, по адресу: <адрес>. В фактическом пользовании заявителя находится прилегающий к его земельному участку участок, площадью 599 кв.м, на который он намерен оформить право аренды или выкупить его. Для этих целей Кудрявцев С.В. организовал проведение работ по межеванию участка. После этого схема расположения земельного участка была предоставлена на согласование в Администрацию городского округа Жигулевск. Однако, письмом за подписью руководителя Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации городского округа Жигулевск в согласовании схемы было отказано по мотивам нахождения земельного участка в зоне возможного катастрофического затопления. Однако заявитель с таким выводом не согласен, в связи с чем предъявлены данные требования.
В судебном заседании представитель заявителя Кудрявцева С.В. – Давлетбаева И.В. заявленные требования полностью поддержала и сослалась на обстоятельства, изложенные в заявлении, пояснив, что работы по межеванию и подготовке схемы расположения спорного земельного участка осуществляло по договору ООО «<данные изъяты>», которое и обращалось в Администрацию городского округа Жигулевск для согласования данной схемы. Отказ в согласовании схемы был направлен ООО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель намерен приобрести право на испрашиваемый земельный участок либо по договору аренды, либо путем его выкупа.
Представитель заинтересованного лица – Администрации городского округа Жигулевск в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с учетом фактических обстоятельств и доказательств по делу, указывая, что, согласно материалам генерального плана городского округа Жигулевск, утвержденного решением Думы городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый земельный участок находится в зоне возможного затопления. Статьей 76 Водного кодекса РФ установлено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. На территории, подверженной затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается. Пунктом 3.14 СНиП 2.01.51.-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» определено, что в существующих городах запрещается размещение новых жилых районов в зонах возможного катастрофического затопления (л.д. 28).
Выслушав пояснения представителя заявителя, учитывая позицию представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 245 ГПК РФ установлено, что суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 11.1. ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса (ст. 11.3. ЗК РФ).
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 11 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В силу ст. 28 ЗК РФземельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле» установлено, что земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона и муниципальным правовым актом об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства и индивидуального жилищного строительства, может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно однократно в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) отсутствуют споры о границах земельного участка со смежными землепользователями;
2) земельный участок имеет общую границу с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;
2.1) земельный участок по фактически сложившимся границам должен быть со всех сторон ограничен смежными земельными участками и (или) территориями общего пользования;
3) минимальный размер земельного участка соответствует требованиям абзаца пятого настоящей части.
Минимальный размер земельного участка, указанного в абзаце первом настоящей части и предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства и индивидуального жилищного строительства, устанавливается муниципальным правовым актом. При этом он может быть установлен равным фактическому размеру указанного земельного участка (абз. 5 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле»).
Распоряжением мэра городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуальной жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства», принятым в целях применения части 3 статьи 9 Закона Самарской области «О земле», предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуальной жилой застройки были установлены в пределах 600 кв.м (л.д. 53).
Статьей 38 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 7).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1).
Частью 3 данной статьи установлено, что, если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Частью 4 статьи 34 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании обращения граждан с учетом зонирования территорий утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Отношения, связанные с подготовкой и утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории при предоставлении земельных участков в соответствии с земельным законодательством регламентируются Законом Самарской области от 04.03.2011 года № 16-ГД «О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории».
Статьей 3 названного Закона предусмотрено, что утверждение Схемы осуществляется обладающим соответствующим полномочием органом местного самоуправления или в случаях, предусмотренных федеральным законом, - уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти <адрес> (далее - уполномоченный орган). Уполномоченный орган принимает меры к получению необходимых сведений, предусмотренных для принятия соответствующего решения в срок, не превышающий срок для утверждения Схемы.
Схема утверждается путем принятия уполномоченным органом соответствующего правового акта. В правовом акте об утверждении Схемы указываются сведения о разрешенном использовании земельного участка с указанием принадлежности его к территориальной зоне, сведения о красных линиях и иных ограничениях (обременениях) в отношении земельного участка. Подготовленная Схема утверждается в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Утвержденная Схема является основанием для выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ.
Статьей 4 Закона Самарской области «О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» определены следующие основания для отказа в утверждении Схемы:
1) несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов;
3) несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам;
4) наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием;
5) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам;
6) невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
7) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Уведомление об отказе в утверждении Схемы должно содержать причины невозможности ее утверждения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты.
В ходе рассмотрения дела установлено, что заявителю Кудрявцеву С.В. по праву собственности принадлежат земельный участок, площадью 900 кв.м, из земель населенных пунктов, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 16), а также расположенный на данном земельном участке жилой дом, общей площадью 163,4 кв.м (л.д. 48).
По договору, заключенному Кудрявцевым С.В. в лице ФИО1 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре нотариуса за № (л.д. 52), с ООО «<данные изъяты>» на оказание услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, исполнитель принял на себя обязанность оказать комплекс услуг при проведении межевания земельного участка, в том числе по подготовке схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>; подготовить землеустроительную документацию, необходимую для постановки земельного участка на кадастровый учет (л.д. 49). На основании данного договора ООО «<данные изъяты>» подготовило ситуационный и топографический планы, а также схему расположения на кадастровом плане территории в отношении дополнительного земельного участка, площадью 599 кв.м, расположенного юго-западнее участка № по <адрес>, принадлежащего заявителю (л.д. 12-14).
Спорный земельный участок по фактически сложившимся границам со всех сторон ограничен смежным земельным участком и территориями общего пользования, возражений от смежных землепользователей не имеется (л.д. 46).
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью руководителя Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации городского округа Жигулевск в согласовании схемы расположения дополнительного земельного участка отказано по мотивам наличия ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием, а именно, нахождением испрашиваемого земельного участка в зоне возможного катастрофического затопления (л.д. 5).
Оценивая перечисленные выше доказательства и основания отказа в согласовании схемы, суд также принимает во внимание содержание понятий «ограничение (обременение)», которые законодателем определяются как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других) – статья 1 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Доказательств установления таких запрещений в отношении земельного участка, в формировании которого заинтересован заявитель, суду органом местного самоуправления не предоставлено. Установление особых условий использования земельного участка (ведение строительства с обеспечением специальных защитных мероприятий - статья 67 Водного кодекса РФ) не может расцениваться как запрет на владение, пользование и, соответственно, предоставление таких земельных участков гражданам на предусмотренных законом основаниях. При разрешении заявленных требований суд обращает внимание на тот факт, что наличие таких условий использования территории не воспрепятствовало органу местного самоуправления решать вопрос о ее застройке индивидуальными жилыми домами, которые, как и дом заявителя, находятся в зоне возможного затопления. Кроме того, формирование участка, как объекта земельных правоотношений, не предрешает вопроса о предоставлении такого земельного участка в собственность, поскольку стороной заявителя поясняется о намерении приобретения прав в отношении спорного земельного участка либо по договору аренды, либо в результате его выкупа, тем более, что в силу ч. 5 ст. 34 ЗК РФ решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю органом местного самоуправления принимается только после его постановки на кадастровый учет и предоставления кадастрового паспорта.
При указанных обстоятельствах суд признает установленным, что в согласовании схемы расположения дополнительного земельного участка органом местного самоуправления отказано без каких-либо законных к тому оснований, в связи с чем данный отказ, как нарушающий права заявителя, заинтересованного в формировании спорного земельного участка, следует признать незаконным.
Однако суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о возложении на Администрацию городского округа Жигулевск обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет и формировании его с учетом требований земельного законодательства РФ, поскольку данная обязанность в силу ч. 4 ст. 34 ЗК РФ возложена на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования, заявленные Кудрявцевым С. В., удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа Жигулевск в согласовании схемы расположения дополнительного земельного участка, площадью 599 кв.м, находящегося юго-западнее участка № по <адрес> городского округа <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Жигулевск согласовать схему расположения дополнительного земельного участка, площадью 599 кв.м, находящегося юго-западнее участка № по <адрес> городского округа <адрес>.
В остальной части требований, заявленных Кудрявцевым С. В., отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Жигулевского
городского суда А.М. Балова