Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4330/2023 ~ М-4072/2023 от 31.07.2023

Дело №2а-4330/23

73RS0001-01-2023-004509-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2023    года                                                                                                г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Бирюковой О.В.,

при секретаре Матанцевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крылова е.г. к и.о. прокурора Засвияжского района г.Ульяновска А.Н. Ефремкину, Прокуратуре Ульяновской области о признании незаконным действия (бездействия), возложении обязанности провести проверку

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Крылов Е.Г. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к и.о. прокурора Засвияжского района г.Ульяновска А.Н. Ефремкину, Прокуратуре Ульяновской области о признании незаконным действия (бездействия), возложении обязанности провести проверку. В обоснование иска административный истец указал, что 10 мая 2023 года им подана жалоба в прокуратуру Засвияжского района г.Ульяновска на действия (бездействие) СО по Засвияжскому району г.Ульяновска об отказе в проведении проверки по заявлению о преступлении в отношении судебного пристава-исполнителя Клочковой Н.В. предусмотренной ст. 140 УК РФ в соответствии со ст. 144-145 УПК РФ, чего ФИО10. сделано не было. Из ответа и.о. прокурора Засвияжского района г.Ульяновска А.Н. Ефремкина следует, что оснований для прокурорского вмешательства не имеется, принято решение о направлении копии обращения в СУ СК РФ по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о проведении процессуальной проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ по обращению истца. Считает, что действия и.о. прокурора Засвияжского района г.Ульяновска А.Н. Ефремкина нарушили конституционные права истца, Главу 1 «Надзор за исполнением законов» закона «О прокуратуре РФ». Просит признать действия сотрудника прокуратуры А.Н. Ефремкина, выразившиеся в виде направления копии жалобы в прокуратуру (обращения) в СУ СК РФ по Ульяновской области – незаконными; обязать Прокуратуру провести проверку силами прокуратуры Засвияжского района г.Ульяновска в отношении СО СК по Засвияжскому району на предмет нарушения закона ст. 144-145 УПК РФ по заявлению о преступлении в отношении Клочковой Н.В. в соответствии со ст. 140 КУ РФ; признать действия (бездействие) сотрудника прокуратуры А.Н. Ефремкина незаконными, выразившиеся в непринятии мер в отношении лица, чьи права и свободы гражданина были нарушены, имеются основания полагать о характере преступления, чтобы лица его совершившие были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Административный истец Крылов Е.Г., представитель административного истца в судебном заседании на иске настаивали, в целом дали пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске.

Представители административного ответчика Прокуратуры Ульяновской области в судебном заседании исковые требования не признали, в целом дали пояснения аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных в материалы дела. В том числе пояснили, что прокуратурой не допущено бездействия при организации рассмотрения обращения Крылова Е.Г., его направление для рассмотрения по существу в уполномоченный орган соответствует положениям законодательства и не нарушает конституционные права и свободы административного истца.

Представитель СУ СК России по Ульяновской области в судебном заседании поддержал возражения Прокуратуры Ульяновской области, указав что Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» административным ответчиком в отношении истца не нарушен; его жалоба в порядке УПК РФ рассмотрена Засвияжским районным судом г.Ульяновска и оставлена без удовлетворения.

Иные лица участвующие в деле в судебном заседании не участвовали, извещались.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В судебном заседании установлено, что административный истец Крылов Е.Г. направил 10.05.2023 посредством почтовой связи жалобу в прокуратуру Засвияжского района г.Ульяновска, которая поступила в прокуратуру 17.05.2023, что не оспаривается административным истцом.

Суд отмечает, что просительная часть жалобы в экземпляре, предоставленном суду административным истцом, отсутствует, в связи с чем, суд принимает во внимание текст жалобы, предоставленный в материалы дела заинтересованными лицами. Из указанной жалобы следует, что Крылов Е.Г. просил прокуратуру Засвияжского района Ульяновской области признать бездействие (действие) следователя О.С. ФИО11 об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 140 УК РФ незаконным и обязать возбудить уголовное дело по ст. 140 УК РФ в отношении судебного пристава-исполнителя Клочковой Н.В..

Рассмотрев указанную жалобу Крылова Е.Г., и.о. прокурора района А.Н. Ефремкиным в установленный законом срок - 22.05.2023 направлен ответ на обращение Крылову Е.Г., из которого следует, что по результатам рассмотрения обращения принято решение о направлении копии обращения в СУ СК РФ по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о проведении процессуальной проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. При этом прокурор также разъяснил Крылову Е.Г., что прокурор не наделен правом проведения процессуальных проверок, возбуждения и последующего расследования уголовных дел. В настоящее время оснований для прокурорского вмешательства не имеется.

Не согласившись с данным ответом на обращение и.о. прокурора района А.Н. Ефремкина, административный истец обратился в суд с настоящим иском, оспаривая действие прокурора, выразившееся в направлении копии жалобы в СУ СК РФ по Ульяновской области и бездействие, выразившиеся в непринятии мер в отношении лица, чьи права и свободы гражданина были нарушены, при этом в тексте жалобе, предоставленной суду, о принятии каких-либо мер в отношении себя не просил. В ходе судебного разбирательства административный истец требования ст. 62 КАС РФ не исполнил.

В соответствии с положениями статьи 33 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации предоставлено право личного обращения, также право подачи индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного Закона.

Частью 3 статьи 8 названного Закона определено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (статья 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

Согласно пункту 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых, вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, орган прокуратуры самостоятельно определяет результат разрешения обращения, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.

Как следует из статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки.

Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1); поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3); запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются (пункт 5).

Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 этого Закона.

Инструкцией предусмотрено, что по обращению, поступившему в органы прокуратуры, может быть принято решение о направлении обращения в другой орган (абзац пятый пункта 3.1). Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (пункт 3.5).

Проанализировав изложенные нормы права, доказательства, предоставленные суду, суд приходит к выводу о том, что предусмотренный порядок рассмотрения жалоб и обращений в органах прокуратуры Российской Федерации административным ответчиком нарушен не был. Обращение Крылова Е.Г. переадресовано компетентным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий на рассмотрение в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией, в установленном законом порядке, в срок, установленный Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, о чем заявитель был уведомлен в установленном законом порядке.

Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по результатам исследования доводов жалоб и иных обращений заявителя и материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Изложенные в обращении доводы Крылова Е.Г. не требовали применения мер прокурорского реагирования, что подтверждает правомерность действий должностного лица прокуратуры по направлению обращения административного истца в соответствующие инстанции для проведения проверки.

Действия и.о. прокурора Засвияжского района г.Ульяновска А.Н. Ефремкина по направлению 22.05.2022 жалобы в СУ СК РФ по Ульяновской области не повлекли для Крылова Е.Г. правовые и негативные последствия, доказательства обратному истцом суду не предоставлены.

Несогласие заявителя с содержанием ответа должностного лица прокуратуры Ульяновской области само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании незаконным и необоснованным действий административного ответчика. Таким образом, не имеется оснований для удовлетворения требований истца по его доводам.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Крылова е.г. к и.о. прокурора Засвияжского района г.Ульяновска А.Н. Ефремкину, Прокуратуре Ульяновской области о признании незаконным действия (бездействия), возложении обязанности провести проверку – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ленинский районный суд в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                О.В. Бирюкова

2а-4330/2023 ~ М-4072/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Крылов Е.Г.
Ответчики
и.о. прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Ефремкин А.Н.
Прокуратура Засвияжского района г. Ульяновска
Другие
Следователю СУ СК России по Ульяновской области Любаеву О.С.
СУ СК России по Ульяновской области
СПИ ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска Клочкова Н.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Бирюкова О. В.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
31.07.2023Регистрация административного искового заявления
01.08.2023Передача материалов судье
03.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее