Дело № 2-2998(2016) копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2016 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Козловской В.Н., с участием представителя истца ст. помощника ФИО1 <адрес> – ФИО4, представителя ответчика Администрации ФИО1 муниципального района ФИО5, представителя ответчика Управления образования – ФИО6, представителя МАОУ «<адрес> средняя школа» - ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ФИО1 <адрес> ФИО1 края к Администрации ФИО1 муниципального района, Управлению образования ФИО1 муниципального района, Муниципальному автономному образовательному учреждению «<адрес> средняя школа» об устранении нарушений законодательства о военно-патриотическом воспитании несовершеннолетних в МАОУ «<адрес> средняя школа»,
установил:
ФИО1 <адрес> ФИО1 края обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ФИО1 муниципального района, Управлению образования ФИО1 муниципального района, Муниципальному автономному образовательному учреждению «<адрес> средняя школа» об устранении нарушений законодательства о военно-патриотическом воспитании несовершеннолетних в МАОУ «<адрес> средняя школа».
В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой ФИО1 <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о военно-патриотическом воспитании несовершеннолетних и молодежи на территории ФИО1 муниципального района. В ходе проверки установлено, что МАОУ «<адрес> средняя школа» требования вышеуказанного законодательства выполняются ненадлежащим образом, т.е. отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Ненадлежащая учебно-материальная база препятствует надлежащему освоению обучающимися учебного материала и препятствует формированию должного чувства патриотизма и надлежащей военной подготовки несовершеннолетних, что может привести к отсутствию положительных мотиваций в дальнейшем к службе в вооруженных силах РФ.
Представитель истца – старший помощник ФИО1 <адрес> ФИО4 в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, просила установить срок для устранения нарушений для Администрации и Управления образования до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Администрации ФИО1 муниципального района – ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Управления образования Администрации ФИО1 муниципального района – ФИО6 в судебном заседании возражал против заявленных требований, поддержал ранее представленные возражение на иск и дополнительные возражения на иск.
Представитель ответчика МАОУ «<адрес> средняя школа» - ФИО7, в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила, что в школе разработана программа по военно-патриотическому воспитанию, задачи по формированию патриотического обучения школой выполняются. Поддержала возражения, представленные Управлением образования администрации ФИО1 муниципального района.
Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчиков. Изучив материалы дела, установил следующее.
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (отношения в сфере образования) регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
В силу статьи 12 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
Согласно статье 11 этого же Закона обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
военно-патриотическое воспитание;
подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
медицинское освидетельствование.
Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 названного Закона до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В соответствии с пунктом 4 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 года N 1441, граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации.
Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах. С гражданами женского пола отдельно от граждан мужского пола проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний (пункты 5, 16 Положения).
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 96, Министерства образования и науки Российской Федерации N 134 от 24.02.2010 года утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, пункт 14 которой предусматривает создание в учебных заведениях учебно-материальной базы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и ее совершенствование. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ФИО1 <адрес> ФИО1 края проведена внеплановая выездная проверка исполнения МАОУ «<адрес> средняя школа» законодательства о военно-патриотическом воспитании несовершеннолетних и молодежи.
В ходе проверки установлено, что требования вышеуказанного законодательства образовательным учреждением выполняются ненадлежащим образом, т.е. на момент проверки отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) (л.д.52).
Пункт 13 Инструкции от 24 февраля 2010 года N 96/134 закрепляет, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования осуществляется в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" в числе прочего утвержден стандарт среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях: базовом и профильном.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры, основан на воспитательных и развивающих задачах общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета ориентирован с учетом потребностей обучающегося и основан на его подготовке к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.
Согласно стандарту основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности в результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать в том числе: основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан, состав и предназначение Вооруженных Сил РФ, порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу, основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе, основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы, а также владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; навыками в области гражданской обороны; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; уметь оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Согласно пункту 9.5 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 года N 413 (далее по тексту - Стандарт) требования к предметным результатам освоения базового курса "Основы безопасности жизнедеятельности" должны отражать, в том числе: знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка; знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.
В силу абзаца 9 пункта 23 Стандарта финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных (частных) образовательных учреждениях и организациях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах Стандарта.
Таким образом, нормативные требования к учебно-материальному обеспечению устанавливаются в зависимости от уровня изучения учебного предмета - базового или профильного. Изучение основ технической и прикладной физической подготовки, в том числе упражнение на специальных снарядах, изучение оружия, занятия в стрелковом тире, преодоление полос препятствий, входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ на профильном уровне в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности, в то время как изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в МАОУ «Соколовская средняя школа» осуществляется на базовом уровне.
Для правильного разрешения предъявленных прокурором требований о возложении обязанности оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий и стрелковый тир (электронный стрелковый тренажер) необходимо установить, обеспечивается ли при проведении занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе исполнение требований базового уровня стандарта среднего (полного) образования, входят ли занятия в стрелковом тире в обязательный минимум содержания основных образовательных программ государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности на базовом уровне.
Из представленного Управлением образования отзыва следует, что МАОУ «<адрес> средняя школа» разработано календарно-тематическое планирование по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) на 2015/2016 учебный год. Обучение по профильному уровню указанной учебной дисциплины в учреждении не осуществляется.
Согласно календарно-тематическому планированию в 10 классе огневой подготовке отведен 1 ч., в рамках которого изучается автомат Калашникова (назначение и его боевые свойства), а также порядок неполной разборки и сборки автомата (практическое занятие). В 11 классе огневая подготовка не изучается.
Юноши 10 класса, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях ФИО1 муниципального района, ежегодно направляются на учебные сборы.
МАОУ «<адрес> средняя школа» также ежегодно направляет учеников 10 класса на учебные сборы, что подтверждается приказами учреждения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно рабочей программе под ред. ФИО8 «Основы безопасности жизнедеятельности» изучению основ военной службы в 10 классе отведен 21 час (раздел 7 тематического планирования (часть 1), 10 класс), среди которых только 4 ч. предусмотрено для огневой подготовки (тема 20 раздела 7).
При этом в рамках темы «Огневая подготовка» изучаются следующие вопросы: назначение и боевые свойства автомата Калашникова (изучают и объясняют назначение и боевые свойства автомата Калашникова), порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова (отрабатывают порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова), приемы и правила стрельбы из автомата (отрабатывают приемы подготовки автомата к стрельбе и в выполнении упражнений стрельб по неподвижным целям днем).
Таким образом, в 10 классе в общеобразовательном учреждении изучаются только теоретические основы огневой подготовки, что следует из положений рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности».
Согласно рабочей программе «Основы безопасности жизнедеятельности» изучению основ военной службы в 11 классе отведено 30 часов (раздел 7 тематического планирования (часть 1), 11 класс). При этом основы огневой подготовки в 11 классе не изучаются.
Практические учения основ военной службы проводятся только для 10 классов в рамках учебных сборов. Согласно рабочей программе «Основы безопасности жизнедеятельности» изучению основ военной службы в 10 классе отведено 5 дней, всего 35 часов (раздел 7 тематического планирования (часть 2), 10 класс).
На учебных сборах огневой подготовке отводится 9 ч., в рамках которой осуществляется тренировка в выполнении упражнения стрельб по неподвижным целям днем и выполнение упражнений стрельбы по неподвижным целям.
На учебных сборах физической подготовке отводится 6 ч., в рамках которой отрабатывается преодоление полосы препятствий. |
Требования Прокуратуры ФИО1 <адрес> ФИО1 края об обязании администрации ФИО1 муниципального района, Управления образования обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ МАОУ «<адрес> средняя школа» денежными средствами на установку спортивного городка с элементами полосы препятствий, а также установку стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) основаны на п. 14 Инструкции о подготовке граждан по основам военной службы, согласно которой в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
По смыслу п. 14 Инструкции о подготовке граждан по основам военной службы образовательные организации обязаны создавать учебно-материальную базу в соответствии с тем уровнем образовательной программы, на реализацию которой имеют лицензию.
В данном случае МАОУ «<адрес> средняя школа» реализует базовый уровень программы «Основы безопасности жизнедеятельности», который не предусматривает практических занятий по огневой и физической подготовке, кроме как на учебных сборах.
Таким образом, законодательно обязанность образовательных организаций среднего общего образования оборудовать учебно-материальную базу стрелковым тиром или местом стрельбы (электронным стрелковым тренажером), а также спортивным городком с элементами полосы препятствия не закреплена.
В соответствии с п.п. 1.3., 1.11. Устава, утвержденного приказом Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ №, МАОУ «<адрес> средняя школа» является муниципальным автономным общеобразовательным учреждением, которое организует обучение по общеобразовательным программам дошкольного образования, начального общего и основного общего образования. На базе основного общего образования учреждение реализует программу среднего общего образования.
Полномочия и функции учредителя МАОУ «<адрес> средняя школа» осуществляет Управление образования (п. 1.4. Устава).
МАОУ «<адрес> средняя школа» осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №.
На сегодняшний день в МАОУ «<адрес> средняя школа» разработаны образовательная программа и календарно-тематическое планирование по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) на 2015/2016 учебный год. Обучение по профильному уровню указанной учебной дисциплины в учреждении не осуществляется.
В связи с отсутствием законодательно закрепленной обязанности МАОУ «<адрес> средняя школа» оборудовать учебно-материальную базу спортивным городком с элементами полосы препятствия и стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), поскольку требования федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом уровне учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не предусматривают обучение огневой и физической подготовке, требования ФИО1 об обязании администрации ФИО1 муниципального района и Управления образования обеспечить МАОУ «<адрес> средняя школа» денежными средствами на установку спортивного городка с элементами полосы препятствий, а также установку стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) в срок до ДД.ММ.ГГГГ., обязании МАОУ «<адрес> средняя школа» на выделенные денежные средства в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить спортивный городок с элементам полосы препятствий, а также стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО1 <адрес> ФИО1 края к Администрации ФИО1 муниципального района, Управлению образования ФИО1 муниципального района, Муниципальному автономному образовательному учреждению «<адрес> средняя школа» о возложении обязанности на Администрацию ФИО1 муниципального района, Управление образования ФИО1 муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ. обеспечить денежными средствами Муниципальное автономное образовательное учреждение «<адрес> средняя школа» на установку спортивного городка с элементами полосы препятствий, а так же установку стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), о возложении обязанности на Муниципальное автономное образовательное учреждение «<адрес> средняя школа» на выделенные денежные средства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить допущенные нарушения законодательства: установить спортивный городок с элементами полосы препятствий, а также стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2016 года.
Судья: /подпись/
Копия верна:
Судья: О.В.Безматерных