Дело № 2-267/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Рудня 04 июня 2014 года
Руднянский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Е.В. Лемешкина,
при секретаре Осьмаковой О.И.,
с участием:
заместителя прокурора Руднянского района Волгоградской области Кузнецова М.С.,
представителей ответчика – МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка» Руднянского муниципального района, третьего лица – Отдела образования, опеки и попечительства, физической культуры и спорта администрации Руднянского муниципального района Парамошкиной И.Н. по доверенностям,
представителя ответчика – администрации Руднянского муниципального района Вязковой Н.В. по доверенности,
в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело по иску прокурора Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка» Руднянского муниципального района Волгоградской области, администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области об оборудовании здания образовательной организации системой телевизионного (видео-) наблюдения, суд
УСТАНОВИЛ:
В Руднянский районный суд обратился прокурор Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка» Руднянского муниципального района Волгоградской области (далее – МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка»), администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области (далее – администрации района) с вышеназванным иском, в обоснование требований указав, что проведенной проверкой исполнения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка» установлено, что в нарушение действующего законодательства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка» не проводились мероприятия, направленные на уменьшение возможности совершения противоправных действий в отношении как учащихся и персонала образовательного учреждения, так и имущества школы, а именно в учреждении отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой. Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников организации во время образовательного процесса, их защиту от любых противоправных посягательств со стороны третьих лиц. Просит суд обязать администрацию Руднянского муниципального района Волгоградской области обеспечить финансирование в целях приобретения и установки оборудования системы телевизионного (видео-) наблюдения для здания МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка»; обязать МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка» оборудовать здание образовательной организации системой телевизионного (видео-) наблюдения.
В судебном заседании прокурор Руднянского района Кузнецов М.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка», третьего лица Отдела опеки администрации Руднянского муниципального района Парамошкина И.Н. исковые требования признала в полном объеме, не возражает против их удовлетворения. Пояснила, что проведение работ по оборудованию образовательного учреждения системой видеонаблюдения из-за недостатка финансовых средств в ДД.ММ.ГГГГ году не планируется.
Представитель ответчика – администрации Руднянского муниципального района Вязкова Н.В. исковые требования признала в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.
Выслушав прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования прокурора Руднянского района Волгоградской области подлежащими удовлетворению. Выводы суда основаны на следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку требования прокурора являются законными и не противоречат действующему законодательству.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" от 20.11.1989 года указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности, здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.
В силу п.п. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) определено, что отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее – законодательство об образовании).
Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно п. п. 3, 5, 7 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы, телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
При этом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся с их финансовыми возможностями, отсутствием финансовой возможности на их выполнение.
Согласно пункту 5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 01.09.2009 № 390, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Пунктами 3, 6, 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст. ст. 34, 41 указанного закона, обучающимся предоставляются академические права, в том числе и на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В силу п. <данные изъяты> Устава МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка», к основным целям деятельности Учреждения относятся: обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотр, уход и оздоровление детей.
В соответствии с п. <данные изъяты> Устава, к основным видам деятельности Учреждения относится реализация основной образовательной программы дошкольного образования, воспитательно-образовательная деятельность, развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовка их к обучению в школе.
Учредителем МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка»», в соответствии с п. <данные изъяты> Устава, является отдел образования, опеки и попечительства, физической культуры и спорта администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области.
Согласно п. <данные изъяты> Устава, МДБОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка», финансовое обеспечение Учреждения осуществляется путем предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), или на основании бюджетной сметы.
В силу п. <данные изъяты> Устава, муниципальное задание для Учреждения в соответствии с основными видами деятельности формирует и утверждает Учредитель. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субвенции и средств районного бюджета.
В соответствии с п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В судебном заседании установлено, что в МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка» проведение работ по оборудованию образовательного учреждения системой видеонаблюдения из-за недостатка финансовых средств в ДД.ММ.ГГГГ году не планируется, что следует из информации Отдела образования администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, мероприятия, направленные на уменьшение возможности совершения противоправных действий в отношении как учащихся и персонала образовательного учреждения, так и имущества образовательного учреждения, МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка», администрацией Руднянского муниципального района не проводились, в учреждении отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание вышеуказанные требования федерального законодательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в полном объеме, поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Выполнение обязанности по обеспечению технической укрепленности образовательного учреждения направлено на обеспечение безопасности детей и работников организации во время образовательного процесса, их защиту от любых противоправных посягательств со стороны третьих лиц.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Руднянского муниципального района Волгоградской области обеспечить финансирование в целях приобретения и установки оборудования системы телевизионного (видео-) наблюдения для здания МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка» Руднянского муниципального района Волгоградской области.
Обязать МБДОУ «Руднянский детский сад № 5 «Сказка» Руднянского муниципального района Волгоградской области оборудовать здание образовательной организации системой телевизионного (видео-) наблюдения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Руднянский районный суд Волгоградской области в течение 1 (одного) месяца.
Судья: Е.В. Лемешкин