Дело № 2-296/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2015 года город Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска
в составе: председательствующего судьи Костевской И.Д.
при секретаре Буйских М.А,
с участием представителя истца Дудкина М.В., действующего по доверенности от 23.09.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нешинкиной ФИО8 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на получение ГЖС, возложении обязанности восстановить в реестре граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить ГЖС, и включить в сводный список получателей ГЖС, выдать ГЖС в порядке очередности,
установил:
Нешинкина Н.А. обратилась в суд с названным иском, в обоснование которого указала, что она и ее дети: ФИО9 проживают в жилом помещении, предоставленном ее бывшему мужу ФИО10 в период прохождения им военной службы на состав семьи 4 человека на основании ордера от 10.09.1990г. № №, выданного Бикинской КЭЧ Минобороны СССР. После его смерти, Бикинской КЭЧ ДВО с ней 30.07.2007г. заключен договор найма жилого помещения № №. Занимаемое жилое помещение расположено в военном городке Минобороны России, который, согласно распоряжению Правительства РФ от 01.06.2000г. № 752-р, был отнесен к числу закрытых. В связи с проживанием на территории закрытого военного городка, решением жилищной комиссии в/ч № (протокол от 16.05.2008г. № №) она признана участником подпрограммы, в рамках которой предусмотрен выпуск и реализация ГЖС. С указанной даты состоит в очереди на получение ГЖС по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, составом семьи 3 чел. по избранному месту жительства – Хабаровский край. В связи с реорганизацией квартирно-эксплуатационных органов Минобороны России и ликвидацией Бикинской КЭЧ, ее учетное дело было направлено в ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России, в которое она обратилась с вопросом об обеспечении ее ГЖС, а также с целью уточнить ее очередность среди участников подпрограммы. На обращение она получила ответ от 22.10.2014г., в котором ей было сообщено о том, что она утратила право на получение ГЖС и снята с учета в связи с тем, что военный городок, в котором она проживает, исключен из перечня закрытых. С данным решением не согласна, поскольку, ссылаясь на Закон о статусе военнослужащих, Правила выпуска и реализации ГЖС, снятие с военного городка статуса закрытого не имеет решающего значения, поскольку ее право на получение ГЖС возникло в 2008г., когда городок имел статус закрытого. С 2008г. она состояла на учете и имела право на получение сертификата, однако Минобороны России не исполнило гарантированные государством обязательства и своевременно не выдало ей сертификат, что привело к нарушению ее жилищных прав. Просит признать ее право на получение ГЖС составом семьи 3 человека; обязать ответчика восстановить ее в реестре граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС и включить ее в сводный список граждан – получателей ГЖС по Министерству обороны России составом семьи 3 человека: она (истец), дочь – ФИО11., сын – ФИО12. с даты первоначальной постановки на учет 16.05.2008г.; обязать ответчика выдать ей в порядке очередности ГЖС на состав семьи 3 человека.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, причину неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Дудкин М.В. заявленные Нешинкиной Н.А. требования поддержал, просит удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, просит рассмотреть дело без его участия. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Представителем ответчика поданы возражения на иск, в которых, ссылаясь на Закон о статусе военнослужащих, на Правила выпуска и реализации ГЖС, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, от 17.12.2010г. № 1050, распоряжение Правительства РФ от 19.08.2011г. № 1470-р, указал, что с момента утраты военным городком статуса закрытого, отпало условие, при наличии которого у истца имелось право на получение субсидии в виде ГЖС для переселения. В связи с этим, истец перестала отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ей мер социальной поддержки на переселение по категории «Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков», поэтому подлежала исключению из состава участников ФЦП «Жилище» на 2011-2015гг. по данной категории. В отсутствие правовых оснований для отселения истца и членов ее семьи из военного городка не имеет значения дата его обращения с заявлением на получение ГЖС и включения в список граждан – участников программы по переселению из закрытых военных городков, длительность участия в программе, поскольку наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными актами, для получения ГЖС должно иметь место и на момент реализации такого права. Законодательные акты, регламентирующие порядок обеспечения ГЖС граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы их права на получение ГЖС в случае утраты военным городком статуса закрытого. Право на получение ГЖС по линии Минобороны России у граждан, проживающих в городках, утративших статус закрытых, не имеется. 30.07.2007г. с Нешинкиной Н.А. был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данный факт не лишает возможности Нешинкину Н.А. реализовать свое право на приватизацию этой квартиры в общем порядке. Просит отказать истцу в удовлетворении ее требований.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела усматривается, Нешинкина Н.А. с 24.04.1982г. по 22.05.1998г. состояла в брачных отношениях с ФИО13., проходившим военную службу в Вооруженных Силах России с 04.11.1976г. по 17.01.1998г. 23.12.2003г. ФИО14. умер.
10.09.1990г. Бикинской КЭЧ ФИО15. с семьей, состоящей из трех человек: жена – Нешинкина Н.А., дочь – ФИО16. и сын – ФИО17. был выдан ордер № № на занятие двухкомнатной квартиры № № площадью 30 кв.м. в доме № № <адрес>.
30.07.2007г. между Бикинской КЭЧ ДВО и Нешинкиной Н.А. заключен договор найма жилого помещения № №, согласно которому истцу во временное пользование была предоставлена <адрес>.
В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы и проживают: истец, дочь – ФИО18 и сын – ФИО19
Истец и её дети в собственности иного жилья не имеют.
16.05.2008г. решением Жилищной комиссии войсковой части № Нешинкина Н.А. включена в списки кандидатов Государственных жилищных сертификатов.
Из ответа ФГКУ «Востокрегионжилье» от 22.10.2014г., данного на обращение Нешинкиной Н.А., следует, что в связи с исключением военного городка № 2, место дислокации – с.Лермонтовка Бикинского района Хабаровского края, из списка закрытых, Нешинкина Н.А. была исключена из состава участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг. по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытого военного городка».
Указанные обстоятельства установлены судом на основании свидетельства о браке, свидетельства о расторжении брака, свидетельства о смерти, ордера № № от 10.09.1990г., договора найма жилого помещения № № от 30.07.2007г., выписки из финансово-лицевого счета, поквартирной карточки, справки филиала «Хабаровский» ОАО «Славянка», справок Военного комиссариата Хабаровского края, уведомления Управления Росреестра по Хабаровскому краю, уведомления Управления Росреестра по г.Санкт-Петербургу, уведомления Управления Росреестра по Приморскому краю, справки ГУ КБТИ Бикинского филиала, заявления Нешинкиной Н.А. в состав участников подпрограммы, обязательства, выписки из протокола № № от 16.05.2008г.
17.09.2001г. постановлением Правительства Российской Федерации № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010гг., в состав которой были включены: федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. №153 утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг. (далее по тексту – Правила).
Согласно пункту 2 Правил, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения… Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
В пункте 5 Правил перечислены категории граждан Российской Федерации, которые имеют право на участие в подпрограмме.
Так, согласно подпункту «б» названного пункта, к таким гражданам отнесены граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также граждане (подпунк «а» данных Правил), уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 6-8 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание. Из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах«а» - «д» и «ж» пункта5 настоящих Правил, субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: а)отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б)проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в)проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Согласно подпункту «а» пункта 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпунктах «а» - «в» пункта5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме…, к которому прилагают следующие документы: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилья опостановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010гг.» приказом Минобороны РФ от 10 июня 2006г. № 215 утвержден «Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов» (далее по тексту – Порядок).
Согласно пунктам 2, 3 Общих положений Порядка, для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, подают в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке, заявление (рапорт) вместе с документами, указанными в подпункте «а» пункта 19 Правил. Командир воинской части организует работу жилищной комиссии по проверке этих документов и содержащихся в них сведений. Документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, и содержащиеся в них сведения подлежат проверке в довольствующей квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района или отделении морской инженерной службы (ОМИС), о результатах которой КЭЧ района (ОМИС) уведомляет командира воинской части. По итогам проверок жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан - участников подпрограммы. Решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части. Выписка из решения жилищной комиссии воинской части в недельный срок направляется заявителю. В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Учетное дело ведется жилищной комиссией воинской части.
Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в ФЦП «Жилище» на 2011-2015гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050, в п.2 которого определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015гг. осуществляется в порядке, установленном утвержденными Правилами.
Таким образом, поскольку истец была признана в установленном порядке нуждающейся в получении жилого помещения, она приобрела право на получение государственного жилищного сертификата на основании подп.«а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг.
Вместе с тем, оснований для предоставления истцу ГЖС на основании подп.«б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг. в настоящее время не имеется, поскольку распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011г. № 1470-р военный городок № 2, место дислокации – с.Лермонтовка, Бикинский район, Хабаровский край, исключен из списка закрытых военных городков.
Следовательно, с момента утраты военным городком статуса закрытого отпало условие, при наличии которого у истца имелось право на получении субсидии в виде ГЖС для переселения. Законодательные акты, регламентирующие порядок обеспечения ГЖС граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы их права на получение ГЖС в случае утраты военным городком статуса закрытого военного городка.
По указанной причине истец была исключена из состава участников подпрограммы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Нешинкина Н.А. не имеет право на получение ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг., в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований по указанным истцом основаниям, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Нешинкиной ФИО20 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на получение ГЖС, возложении обязанности восстановить в реестре граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить ГЖС, и включить в сводный список получателей ГЖС, выдать ГЖС в порядке очередности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 02 марта 2015г.
Судья И.Д.Костевская