Дело №2-151-155/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 19 мая 2014 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сутягиной Е.М., при секретаре Николаевой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по искам прокурора Лахденпохского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Лахденпохского городского поселения, Администрации Мийнальского сельского поселения, Администрации Куркиёкского сельского поселения, Администрации Элисенваарского сельского поселения, Администрации Хийтольского сельского поселения о понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Прокурор Лахденпохского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с аналогичными исковыми требованиями к администрации Лахденпохского городского поселения (далее – администрация ЛГП), администрации Мийнальского сельского поселения (далее - администрация МСП), администрации Куркиекского сельского поселения (далее – администрация КСП), администрации Элисенваарского сельского поселения (далее – администрация ЭСП), администрации Хийтольского сельского поселения (далее – администрация ХСП) о понуждении к действиям.
Гражданские дела по искам прокурора объединены в одно производство.
Исковые требования заявлены по следующим основаниям.
В ходе прокурорской проверки исполнения на территории Лахденпохского района законодательства в сфере безопасности дорожного движения были выявлены факты нарушения прав граждан на безопасность дорожного движения.
Со ссылками на п.5 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.9 ст.5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прокурор указывает, что к вопросам местного значения поселений относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения. Автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением дорог федерального, регионального, межмуниципального значения и частных дорог, относятся к собственности поселения.
Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм – ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР (далее – ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Согласно п.1.2 ВСН1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все дороги общего пользования. Учет и паспортизация проводится по каждой дороге в отдельности.
В соответствии с п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 года № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления.
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Отсутствие данного документа нарушает право граждан на безопасность дорожного движения.
Согласно информации, полученной от администраций поселений не проведена паспортизация дорог: по <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> (ХХ.ХХ.ХХ. м.) (Лахденпохское городское поселение); по <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> (Мийнальское сельское поселение); по <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> (Куркиекское сельское поселение); автомобильной дороги № ХХ.ХХ.ХХ. по <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> (Элисенваарское сельское поселение); по <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> (Хийтольское сельское поселение).
В соответствии со ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Поскольку безопасность дорожного движения на дорогах поселений затрагивает интересы всех граждан, проживающих на территории поселений, круг которых определить невозможно, прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать ответчиков в течение ХХ.ХХ.ХХ. провести паспортизацию указанных выше автомобильных дорог в соответствии с требованиями федерального законодательства и ВСН 1-83.
В последующем прокурор Макиев Т.Ю. отказался от исковых требований заявленных к администрации Элисенваарского сельского поселения в связи с тем, что главой администрации Герасимовой Т.В. в суд представлена копия технического паспорта на дорогу по <адрес ХХ.ХХ.ХХ.>. Суд находит возможным принять отказ от заявленных требований к администрации ЭСП, поскольку заявленный отказ не нарушает прав других лиц и не противоречит действующему законодательству.
Требования к остальным ответчикам прокурор поддержал полностью по основаниям, изложенным в исках.
Представители ответчиков - администрации ЛГП, администрации МСП, администрации КСП, администрации ЭСП, администрации ХСП, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании отсутствовали.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, допросив специалистов, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что ответчиками: администрацией ЛГП, администрацией МСП, администрацией КСП, администрацией ХСП не проведена паспортизация автомобильных дорог общего пользования на территории указанных поселений, в том числе автомобильных дорог, в отношении которых заявлены исковые требования. Указанные факты подтверждаются ответами ответчиков на запросы прокуратуры (л.д. 5, 15, 24, 45).
В соответствии с п.5 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные полномочия также отражены в Уставах муниципальных образований «Лахденпохское городское поселение», «Мийнальское сельское поселение», «Хийтольское сельское поселение», «Куркиекское сельское поселение» (л.д. 57-94).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.9 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В соответствии с п.8 ст. 6 указанного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с требованиями п.1.1, п.1.2 ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Приказом Минавтодора РСФСР, паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования, учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности. Паспортизация автомобильных дорог проводится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии, паспортизация необходима для рационального планирования дорог, строительства, реконструкции, ремонту и содержанию.
В судебном заседании по делу были даны заключения специалистов - государственного инспектора Управления дорожного надзора по Республике Карелия Б.В.Э. и государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОП по Лахденпохскому району МО МВД России «Сортавальский» Я.А.В.
Специалист Б.В.Э. пояснил, что технический паспорт автомобильной дороги является единственным документом, в котором отражается объективно состояние дороги. Отсутствие такого паспорта не позволяет администрациям поселений вступать в различные программы финансирования по ремонту автомобильных дорог, тогда как в настоящее время осуществляются такие программы на федеральном и республиканском уровне, выделяются значительные финансовые ресурсы. Состояние дорог напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Управлением дорожного надзора в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ проводились проверки поселений, главы всех поселений Лахденпохского района знают о необходимости проведения паспортизации дорог. Также специалист указал, что паспортизация дорог это длительный и затратный процесс.
Специалист Я.А.В. показал, что ГИБДД контролируется содержание автомобильных дорог, регулярно проводится комиссионное обследование автомобильных дорог. О необходимости проведения паспортизации дорог всем поселениям известно. Эта работа фактически проводится только в Мийнальском сельском поселении. Остальные поселения ссылаются на отсутствие средств. После оформления паспортов дорог деятельность органов местного самоуправления и обслуживающих организаций по обеспечению безопасности дорожного движения будет значительно эффективнее.
На основании анализа законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, с учетом приведенных выше заключений специалистов, суд приходит к выводу, что паспортизация автомобильных дорог поселений относится к полномочиям ответчиков органов местного самоуправления – администрации Лахденпохского городского поселения и администраций сельских поселений. Наличие паспортов на автомобильные дороги общего пользования поселений обеспечит возможность более эффективной организации дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения, улучшению состояния дорог. Отсутствие паспорта автомобильной дороги нарушает права граждан на безопасность дорожного движения.
Таким образом, требования об обязании ответчиков в течение ХХ.ХХ.ХХ. со дня вступления решения суда в законную силу произвести паспортизацию автомобильных дорог, указанных в исках, подлежат удовлетворению. Указанный срок исполнения решения суд полагает обоснованным в связи с объемом работы, которая должна быть проведена и необходимостью финансовых вложений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать в течение ХХ.ХХ.ХХ. со дня вступления решения суда в законную силу:
-Администрацию Лахденпохского городского поселения- произвести паспортизацию автомобильной дороги по <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> (ХХ.ХХ.ХХ. метров);
-Администрацию Мийнальского сельского поселения - произвести паспортизацию автомобильной дороги по <адрес ХХ.ХХ.ХХ.>;
-Администрацию Куркиёкского сельского поселения -произвести паспортизацию автомобильной дороги по <адрес ХХ.ХХ.ХХ.>;
-Администрацию Хийтольского сельского поселения- произвести паспортизацию автомобильной дороги по <адрес ХХ.ХХ.ХХ.>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Сутягина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.05.2014г., последний срок подачи апелляционной жалобы- 26.06.2014г.
Судья Е.М. Сутягина