Решение по делу № 2-1764/2018 ~ М-1307/2018 от 30.03.2018

Дело № 2-1764/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 мая 2018 года      город Уфа

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сыртлановой О.В.,

при секретаре Денисламове А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского <адрес> города Уфы в интересах Низамова А. Х. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Орджоникидзевского <адрес> города Уфы в интересах Низамова А. Х. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указывая, что прокуратурой Орджоникидзевского <адрес> г. Уфы проведена проверка по обращению Низамова А.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о нарушении его права на предоставление внеочередного и отдельного жилого помещения, в ходе которой установлено, что Низамов А. Х., является инвалидом 2 группы, с 1993 года наблюдается у врача психиатра с диагнозом «параноидная шизофрения, непрерывный тип лечения». Код заболевания по международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем F- 20.004. Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского <адрес> ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ Низамов А.Х. включен в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма вне очереди, однако до настоящего времени Низамов А.Х. жилым помещением не обеспечен. Приводя данные обстоятельства, истец просит суд обязать ответчиков предоставить Низамову А.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и технических требованиям, площадью не менее 28 кв.м. с учетом права Низамова А.Х. на дополнительную жилую площадь.

Представитель истца помощник прокурора Орджоникидзевского <адрес> г. Уфы Иткулова Н.У., исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Низамов А.Х. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель Администрации городского округа <адрес> РБ Туктамышева А.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель Администрации Орджоникидзевского <адрес> городского округа <адрес> РБ Блохина М.С. в судебном заседании указала, что Администрация Орджоникидзевского <адрес> городского округа <адрес> РБ не является надлежащим ответчиком по делу.

Правительство РБ, Министерство финансов РБ о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.

Суд, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) находит возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, неявившихся на судебное заседание.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы настоящего гражданского дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Европейский суд по правам человека указывает, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес (решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу James and Others).

Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления.

В силу положений ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категории граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции РФ.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительстве Российской Федерации перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Таким образом, указанная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 указанного Закона).

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. 1 ст. 56, ст. 60 и 61 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным Законодательством, организация строительства и содержания муниципального Жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики
Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Судом установлено, Низамов А.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 2 группы бессрочно.

Согласно сведений Республиканской психиатрической больницы от 27.02.2018г. /а, Низамов А.Х. с 1993 г. наблюдается у врача психиатра с диагнозом «Пароноидная шизофрения, непрерывный тип течения, F20.004». Учитывая выраженную социально-бытовую адаптацию, неспособность к полноценному обслуживанию, Низамов А.Х. нуждается в постороннем уходе и самостоятельно проживать не может. Указанный диагноз Низамова А.Х. подтверждается выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ , заключением врачебной комиссии РПБ МЗ РБ от ДД.ММ.ГГГГ , заключением врачебной комиссии ГБУЗ РБ РКПБ от ДД.ММ.ГГГГ .

Заболевание, которым страдает Низамов А.Х., входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав Низамова А.Х. на недвижимое имущество отсутствуют.

Согласно постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ Низамов А.Х. включен в список очередников на получение жилой площади.

Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского <адрес> городского округа <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ Низамов А.Х. включен в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди.

Таким образом, ответчик признал право истца на предоставление ему жилого помещения во внеочередном порядке и взял на себя обязанность по реализации этого права.

Доказательств предоставления жилого помещения по договору социального найма Низамову А.Х., как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, материалы дела не содержат.

Исходя из данных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Низамов А.Х. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, а поскольку ему до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма, как лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, не предоставлено, суд признает за Низамовым А.Х. право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня. Обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

На основании ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Также в ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Решением Совета городского округа г. Уфа № 12/22 от 08.06.2006 «Об
утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества Находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого смещения, действующих на территории городского округа г. Уфа» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 14 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Республики Башкортостан № 260-з от 28 декабря 2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1 января 2005 года и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне (п. 11 введен Законом РБ от 02.12.2016 N 428-з).

Согласно ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» государственными полномочиями, предусмотренными ст. 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.

Исходя из вышеизложенного следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на Администрацию городского округа город Уфа РБ.

Довод представителя Администрации городского округа г.Уфы РБ о том, что он является ненадлежащим ответчиком, так как согласно действующему законодательству государственным заказчиком и главным распорядителем средств, представляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Республике Башкортостан на осуществление государственных полномочий Российской федерации по обеспечению жильем указанной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является государственный комитет по строительству и архитектуре РБ, судом отклонен, поскольку вопрос о финансировании мероприятий, направленных на внеочередное обеспечение граждан, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями по договорам социального найма предметом рассматриваемого спора не является. Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма.

Довод представителя Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфы РБ относительно того, что в их обязанности не входит обеспечение граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, заслуживает внимания и подтверждается Положением об Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфы РБ, утвержденном решением Совета городского округа г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ .

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Низамов А.Х., учитывая приведенные правовые нормы, относится к числу граждан, имеющих право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной площадью, но не менее - 28,0 кв. м общей площади.

Руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Низамова А. Х. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Низамову А. Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной площадью, но не менее - 28,0 кв. м общей площади.

В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Низамова Алфера Хаматовича к Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы.

Судья          О.В. Сыртланова

2-1764/2018 ~ М-1307/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Низамов Алфер Хаматович
Прокурор Орджоникидзевского района г.Уфы в интересах Низамова Алфера Хаматовича
Ответчики
Администрация ГО г.Уфа РБ
1566
Другие
Правительство РБ
Министерство финансов РБ
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Сыртланова О.В.
Дело на странице суда
ordjonikidzovsky--bkr.sudrf.ru
30.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2018Передача материалов судье
02.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2018Подготовка дела (собеседование)
17.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2018Судебное заседание
11.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2019Дело оформлено
23.01.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее