№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Перевалова А.М., при секретаре Никифоровой О.А.,
с участием представителя истца Жикиной К.С. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Индустриального района города Перми к Сулейманову О.А. об освобождении земельного участка от самовольной постройки и возложении прочих обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> (далее – истец) обратилась в суд с иском к Сулейманову О.А. (далее – ответчик) о возложении обязанности освободить самовольно занимаемый земельный участок от торгового киоска и привести территорию земельного участка в первоначальное состояние.
Требования мотивированы тем, что ответчик самовольно занял земельный участок площадью 10 кв.м. под торговый киоск по адресу: <адрес>, что подтверждается актом обследования территории и постановлением по делу об административном правонарушении. Ответчику вручено предписание об устранении нарушений земельного законодательства, однако в установленный срок ответчиком нарушения не устранены. Просит суд в случае ненадлежащего исполнения ответчиком решения суда об освобождении самовольно занятого земельного участка, представить истцу право исполнить решение суда самостоятельно или с привлечением третьих лиц с последующим отнесением расходов на ответчика.
Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает.
Ответчик извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении не заявил.
Суд полагает возможным рассмотреть данный спор по правилам главы 22 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенном в отношении ответчика, установлено, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ без оформления документов, удостоверяющих права на землю, самовольно занял земельный участок площадью 10 кв.м., установив торговый киоск возле дома по адресу: <адрес>, за что был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (л.д. 6-8).
В тот же день ответчику заместителем начальника земельного надзора управления Росреестра по Пермскому краю вынесено предписание об устранении указанных в постановлении нарушений земельного законодательства путем оформления правоустанавливающих документов на землю или освобождения земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Предписание вручено ответчику под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с актами обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ киоск (объект некапитального типа) по-прежнему расположен во дворе дома по указанному адресу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) сведения о зарегистрированных правах на земельный участок по указанному адресу отсутствуют.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно части 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с частью 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, ответчик установил киоск на земельном участке самовольно, владеет и пользуется земельным участком без оформления на него документов, удостоверяющих права.
Доказательств того, что ответчик в настоящее время использует занятый киоском земельный участок на законных основаниях, суду не представлено.
На основании пункта 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Законами Пермского края не предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые в городе Перми не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти Пермского края.
Законодательство об автомобильных дорогах в данном случае не применяется.
Таким образом, приведенные нормы с учетом отсутствия сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок, расположенный в черте города Перми, свидетельствуют о том, что указанным земельным участком вправе распоряжаться администрация г. Перми и (или) от ее имени уполномоченный орган администрации города Перми.
В соответствии с пунктами 1.1 и 3.4.2, 3.4.3 Решения Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 207 (ред. от 25.09.2012) «О территориальных органах администрации города Перми» территориальный орган администрации города Перми - администрация района в городе Перми. Территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: в области земельных отношений:
- выявляет и ведет учет самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявляет самовольные постройки, в том числе самостоятельно предъявляет в суд соответствующие иски, осуществляет представительство во всех судебных органах и во всех судебных инстанциях по данным делам;
- организует снос самовольных построек после вступления в законную силу судебных решений, организует демонтаж, перемещение и хранение, транспортирование и захоронение либо утилизацию самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов в установленном порядке и выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в качестве истца, ответчика и третьего лица по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению и хранению таких объектов.
Из приведенных положений законодательства следует, что истцу администрацией г. Перми предоставлены полномочия по освобождению земли от строений и по обращению в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
На основании ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Учитывая, что ответчик самовольно занял киоском не принадлежащий ему земельный участок, распоряжение которым по вопросам освобождения его некапитальных строений осуществляет истец, ответчик должен освободить его от киоска и восстановить территорию за счет собственных средств.
Если ответчик не исполнит решение в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ст. 206 ГПК РФ).
Согласно подпункту 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Истец, будучи органом местного самоуправления, в силу приведенной нормы НК РФ освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 200 рублей.
Исковые требования удовлетворены полностью.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб. в местный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 и 237 ГПК РФ, суд
ЗАОЧНО РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Обязать Сулейманова О.А. освободить самовольно занимаемый земельный участок от расположенного на нем торгового киоска по адресу: <адрес>, привести территорию земельного участка в первоначальное состояние.
В случае неисполнения решения суда ответчиком предоставить истцу право исполнить решение суда самостоятельно или с привлечением третьих лиц за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Ответчик вправе подать в Индустриальный районный суд г. Перми заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья – подпись – А.М. Перевалов