50RS0039-01-2021-005204-68
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2021 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Арекаевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матрос А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3325/21 по иску САО «ВСК» к Талбиеву Азимджону Махмадшарифовичу о признании договора ОСАГО недействительным –
установил:
Истец - САО «ВСК» обратилось в суд с иском, которым просит признать недействительным договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии РРР <номер> от <дата>.
В обоснование требований в иске указывает, что <дата>г. между истцом и ответчиком был заключен договор ОСАГО серии РРРР <номер>. При оформлении полиса и в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от <дата> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Истец в числе прочих обязательных сведений сообщил о том, что транспортное средство Киа Рио г.р.н. <номер> в отношении которого заключен указанный договор, используется ответчиком в личных целях. При оформлении договора страхования, сведения, предоставляемые потенциальным страхователем не проверяются, в т.ч. и с учетом положений п.5 ст. 10 ГК РФ. В ходе дополнительной проверки, проведенной уже после заключения договора, было установлено, что сведения о личных целях использования указанного в договоре транспортного средства являются недостоверными, т.к. согласно общедоступным данным сайта Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, указанное транспортное средство включено в реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси па территории Московской области и города Москвы. При этом из указанных данных следует, что еще до заключения договора страхования РРР <номер> указанное транспортное средство использовалось в качестве такси, что свидетельствует о заведомо ложном предоставлении данных о личных целях использования транспортного средства. Указывает, что ответчиком при заключении договора страхования были предоставлены заведомо недостоверные сведения, которые существенно повлияли на уменьшение размера страховой премии.
В судебное заседание представитель истца не явился, просит рассматривать дело в свое отсутствие.
Ответчик – ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом по месту жительства. В силу ст.ст.20, 165.1 ГК РФ считается извещенным надлежащим образом, поскольку гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. 233 ГПК РФ, дело постановлено рассмотреть в порядке заочного производства, в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного о рассмотрении дела.
Суд, исследовав материалы дела, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от <дата> N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее также - Закон об ОСАГО) обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 15 Закона об ОСАГО.
При этом в силу пункта 11 статьи 15 Закона об ОСАГО Банком России устанавливается форма заявления о заключении договора обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Правила ОСАГО), утвержденных Положением Банка России от <дата> N 431-П, страховой полис обязательного страхования и копия подписанного страхователем и страховщиком (представителем страховщика) заявления о заключении договора обязательного страхования выдаются страховщиком страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" или настоящими Правилами, представившему иные документы, а также исполнившему обязанность по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 3 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации, страховщик вправе требовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления.
В силу абзаца 7 пункта 1.6 Правил ОСАГО, страхователь несет ответственность за полноту и достоверность сведений и документов, представляемых страховщику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием обмана может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью с момента ее совершения.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что, <дата>г. между истцом и ответчиком был заключен договор ОСАГО в отношении транспортного средства Kia Rio государственный регистрационный знак <номер>, с указанием в графе цель использования транспортного средства - "личная". Срок страхования определен с <дата> по <дата>. В качестве лиц, допущенных к управлению автомобилем, указаны ответчик, а также ФИО6, ФИО7
По договору страхования была рассчитана страховая премия с применением базовой ставки страхового тарифа в размере 9.915,76 руб. в связи с использованием транспортного средства для личных целей. Страхователем страховая премия в указанном размере оплачена, выдан страховой полис серии РРРР <номер>.
Судом установлено, что согласно информации, имеющейся на сайте сайта Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, указанное транспортное средство включено в реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси па территории Московской области и города Москвы.
Таким образом, страхователь при заключении договора осознавал, что автомобиль Kia Rio государственный регистрационный знак В339ТУ62 будет использоваться не в личных целях, а для иных целей - перевозки пассажиров такси, но не сообщил эти сведения истцу, в то время как в соответствии с приведенными выше нормами права, сведения об использовании транспортного средства в качестве такси относятся к существенным обстоятельствам, влияющим не только на размер страховой премии, но и на степень принимаемого на страхование риска.
В силу того, что указанное обстоятельство специально оговорено в бланке-заявлении на заключение договора ОСАГО, где страхователь указал на использование транспортного средства для "личных" целей при наличии графы об использовании его в качестве такси, то в рассматриваемом случае усматривается факт умысла со стороны страхователя, заведомо предоставившего страховщику ложную информацию относительно цели использования транспортного средства.
При этом также следует указать, что факт использования транспортного средства в качестве такси по делу ответчиком не оспаривается, каких-либо доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199,233 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии <номер>, заключенный <дата> между САО «ВСК» и ФИО3.
Взыскать с ФИО2 пользу САО «ВСК» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6.000 рублей.
Решение может быть отменено Раменским городским судом по заявлению ответчика в течение 7 дней со дня вручения копии настоящего решения, а также может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено <дата>.