Решение по делу № 2-4225/2016 ~ М-4630/2016 от 01.07.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2016 года Свердловский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Федоровой И.А., при секретаре Хороших Е.А.

с участием: представителя истцов Ветровой В.П., представителя ответчика Сокольниковой Е.А.

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4225/16 по исковому заявлению Арсентьевой Т.Ю. Тарасенко Г.Н. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании недействительным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений прав,

УСТАНОВИЛ:

     В Свердловский районный суд г. Иркутска обратились Арсентьева Т.Ю., Тарасенко Г.Н. с иском к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании недействительным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, устранении допущенных нарушений прав. В обоснование иска указали, что являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес обезличен>. Для оформления земельного участка под указанным домом истцы, собрав необходимый пакет документов, обратились в Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. <Дата обезличена> Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на то, что в соответствии с подпунктом 1,2 пункта 8 ст. 39.15, подпунктами 3,4 пункта 16 ст. 11.10, 7 ст. 11.9, подпунктом 17 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, являются: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному    проекту    планировки    территории;    указанный земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. Кроме того, с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов. Согласно проекту планировки территории г. Иркутска, утвержденному постановлением Администрации города от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении проекта планировки северной части Свердловского округа г. Иркутска», испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территории размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения, частично в границах территории общего пользования. С указанным решением истцы не согласны в связи с тем, что в силу ст.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> ад. <адрес обезличен> выстроен в <Дата обезличена> году ФИО6 и ее мужем на земельном участке площадью .... кв.м., в <Дата обезличена> году половина дома была продана ФИО7 Впоследствии наследником ФИО6 стала ее дочь ФИО8, которая .... долю указанного дома подарила своей дочери Тарасенко Г.Н. После ФИО7 наследником на основании свидетельства о праве на наследство являлся ее сын ФИО9, наследницей которого стала его дочь Арсентьева Т.Ю. С <Дата обезличена> по настоящее время границы земельного участка не менялись, спорный земельный участок был предназначен для обслуживания указанного дома. В обжалуемом отказе, в отношении территории, на которой расположен земельный участок, принадлежащий истцам, правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска, утверждены решением Думы города Иркутска от <Дата обезличена>. В соответствии с ч. 4 ст. 43 Градостроительного Кодекса РФ, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Такие же нормы содержатся в ст. 22 Правил, градостроительный регламент устанавливается с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства. В связи с указанным, прежде чем устанавливать границы красных линий, администрация обязана была учесть фактические правила землепользования. В соответствии с ч. 1,2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа «государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону «ли иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Согласно ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков. Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранение всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Одним из способов защиты гражданских прав это признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 12 ГК РФ). На основании изложенного, руководствуясь Конституцией РФ, ст.ст. 209, 264, 304 ГК 1РФ, ст. ст. 1, 7,15, 35, 41, 61, 85 ЗК РФ, ст. ст. 1, 34, 43 ГрК РФ, ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», истцы просили суд: признать недействительным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области об отказе, выраженное в письме <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на имя Арсентьевой Т.Ю., Тарасенко Г.Н. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> общей площадью .... кв. м., возложить на Министерство имущественных отношений Иркутской области обязанность устранить допущенное нарушение прав Арсентьевой Т.Ю. и Тарасенко Г.Н. путем согласования заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> общей площадью .... кв.м.. Арсентьевой Т.Ю., Тарасенко Г.Н. и утверждения схемы расположения земельного участка в соответствии с положениями действующего ЗК РФ.

     В судебном заседании <Дата обезличена> представитель истцов Ветрова В.П., действующая на основании нотариально удостоверенных доверенностей от <Дата обезличена><Номер обезличен> в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила исковые требования и просила суд: признать недействительным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области об отказе, выраженное в письме <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на имя Арсентьевой Т.Ю., Тарасенко Г.Н. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> общей площадью .... кв. м., возложить на Министерство имущественных отношений Иркутской области обязанность устранить допущенное нарушение прав Арсентьевой Т.Ю., Тарасенко Г.Н. путем рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в установленном законом порядке.

     Уточнение иска было принято к рассмотрению судом <Дата обезличена>.

     В судебное заседание истцы Арсентьева Т.Ю., Тарасенко Г.Н. не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

     Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

     Представитель истцов Ветрова В.П., действующая на основании нотариально удостоверенных доверенностей от <Дата обезличена><Номер обезличен> уточненные исковые требования своих доверителей поддержала в полном объеме, дав аналогичные пояснения. Суду пояснила о том, что ранее ее доверители обращались в Свердловский районный суд г. Иркутска за защитой нарушенных прав в порядке административного судопроизводства, однако определением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от <Дата обезличена>, вступившим в законную силу, в принятии административного искового заявления было отказано, поскольку имеется спор о праве, который рассматривается и разрешается в порядке, предусмотренным ГПК РФ.

     Представитель ответчика Сокольникова Е.А., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена> <Номер обезличен> против удовлетворения заявленных требований возражала в полном объеме, при этом указав в письменном отзыве, что исходя из положений ст.ст. 9,41,42 ГрК РФ планирование территории направлено, прежде всего не на фиксацию существующего положения, а на развитие (изменение) соответствующей территории в будущем, с учетом принципа сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении, в том числе, территориального планирования, предусмотренного ст.2 ГрК РФ.

     Представитель третьего лица Администрации г. Иркутска Марянян Л.К., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена> просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, в представленном отзыве указала, что поскольку государственная собственность на земельный участок указанный в заявлении истцов не разграничена, администрация г. Иркутска не имеет полномочий в распоряжении спорным участком, в связи с чем, вопрос об удовлетворении требований оставляет на усмотрение суда.

     Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть исковое заявление по существу в отсутствие представителя администрации г. Иркутска    в соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

     Выслушав пояснения представителя истцов, пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

     На основании ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

     Согласно ст. 3 Закона Иркутской области от 18.12.2014. № 162-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Иркутск по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством.

     На основании п.п. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

     В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

     Согласно п.п. 6 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.

     На основании п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

     Судом установлено, что Арсентьевой Т.Ю. и Тарасенко Г.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес обезличен>.

     Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела решением Свердловского районного суда г. Иркутска от <Дата обезличена>, вступившим в законную силу <Дата обезличена>, на основании которого на имя Арсентьевой Т.Ю. выдано свидетельство о государственной регистрации права <адрес обезличен> от <Дата обезличена>, в соответствие с которым, она является собственником жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 48,2 кв.м.

     Тарасенко Г.Н. является собственником части жилого дома, состоящего из ....комнат общей площадью .... кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес обезличен> от <Дата обезличена>, на основании договора дарения от <Дата обезличена>, заключенного между одаряемой Тарасенко Г.Н. и дарителем ФИО8, за которой, в свою очередь, вышеуказанным решением Свердловского районного суда г. Иркутска также было признано право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес обезличен> общей площадью .... кв.м.

     Указанные обстоятельства также подтверждаются ответом на запрос МУП БТИ г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, архивной выпиской из Государственного архива Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен> в которой указана площадь земельного участка .... кв.м.

     В силу ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

     Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (ст. 61 ГПК РФ).

     Таким образом, суд не входит в обсуждение вопроса о праве собственности на дом по адресу: <адрес обезличен>, поскольку указанные обстоятельства установлены решением суда, вступившим в законную силу, договор дарения, заключенный между ФИО8 Тарасенко Г.Н. в установленном законом порядке не оспаривался.

     Вместе с тем, суд учитывает тот факт, что истцами в материалы дела представлены документы, с достоверностью подтверждающие, что жилой дом по адресу: <адрес обезличен> был построен в <Дата обезличена> году и в результате ряда сделок, на которые ссылаются истцы в доводах искового заявления, перешел к ним на законных основаниях, а также тот факт, что с <Дата обезличена> года по настоящее время границы земельного участка под существующий дом не менялись.

     В письме от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на заявление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предварительном согласовании предоставления земельного участка адрес (местоположение): <адрес обезличен> площадью .... кв.м для эксплуатации дома Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее Министерство) сообщило Арсентьевой Т.Ю. и Тарасенко Г.Н. следующее.

     Согласно проекту планировки территории г. Иркутска, утвержденному постановлением администрации города Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении проекта планировки северной части Свердловского округа г. Иркутска», испрашиваемый земельный участок расположен частично в границах территории размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения, частично в границах территории общего пользования.

         Согласно правилам землепользования и    застройки    части территории г. Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, испрашиваемый земельный участок расположен частично в зоне размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения, на часть земельного участка действие градостроительных регламентов не распространяется.

     Согласно генеральному плану города Иркутска, утвержденному решением Думы г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в редакции решения Думы г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в границах испрашиваемого земельного участка расположены проектируемые улицы и дороги местного значения, предусмотрено прохождение проектируемой линии трамвая, зона планируемого размещения объектов капитального строительства.

     Генеральный план поселения, городского округа является документом территориального планирования поселения, городского округа. Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

     Учитывая изложенное, Министерство от имени Правительства Иркутской области отказало в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка на кадастровом плане территории адрес (местоположение): <адрес обезличен> площадью .... кв.м. для эксплуатации жилого дома.

     Проверяя основания отказа, суд учитывает, что в соответствии со ст.85 Земельного Кодекса РФ территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

     В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе если земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

     На основании подпункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

     -указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

     Для подтверждения оснований для отказа истцам в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка на кадастровом плане территории адрес (местоположение): <адрес обезличен> площадью .... кв.м. для эксплуатации жилого дома, Министерством в Департамент обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации <адрес обезличен> был сделан запрос о предоставлении сведений о красных линиях относительно земельного участка, в соответствие с предоставленным каталогом координат земельного участка.

     В письме от <Дата обезличена> Департамент обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска предоставил сведения в формате копий информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в составе: постановления администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении проекта планировки северной части Свердловского округа г. Иркутска» и чертеж красных линий в формате JPEG, с указанием, что для ориентирования по предоставленному разбивочному чертежу красных линий, земельный участок находится на отрезке от точки <Номер обезличен> до точки <Номер обезличен>.

     При этом, в письме от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Департамент обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, указывает на то, что информация о соответствии схем расположения земельных участков землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории в Департаменте обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска отсутствует.

     Из схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> площадью .... кв. м., а также письма Департамента обеспечения градостроительной деятельности в адрес зам.министра имущественных отношений Иркутской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и приложения <Номер обезличен> к указанному письму следует, что земельный участок согласно проекту планировки, расположен частично в границах территории размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения, частично в границах территории общего пользования.

     Пункт 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, устанавливая исключительное право собственников зданий, сооружений на приобретение земельных участков в собственность или в аренду, предусматривает, что исключения из данного правила могут быть установлены только настоящей статьей, то есть ст.39.20 Земельного кодекса РФ или другим федеральным законом.

     На основании п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:

     лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

     зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

     общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

     не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

     В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

     В силу п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

         Таким образом, Градостроительный кодекс РФ в ст.1 пунктах 11 и 12 разграничивает понятие территорий общего пользования и понятие красных линий. Красные линии обозначают не только существующие границы территорий общего пользования, расположение линейных объектов, но и планируемые, то есть изменяемые, вновь образуемые границы таких территорий общего пользования и планируемые границы расположения линейных объектов.

         В соответствии с п.2 ч.3 ст.23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.

         Следовательно, установление документами территориального планирования красных линий, проходящих через земельный участок, не означает, что данный земельный участок автоматически становится земельным участком общего пользования.

     Согласно п.п.1,2,5 ст.41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

     Пункт 3 ст.42 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что основная часть проекта планировки территории включает в себя:

     1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

     а) красные линии;

     б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

     в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

     г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

     2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

     В пункте 12 ч.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ содержится понятие территории общего пользования. Под ними понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

     Пункт 12 ст.85 Земельного кодекса РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

     Вместе с тем, судом из представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих и устанавливающих право собственности на жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, технических паспортов на указанный жилой дом, квитанций по оплате налога со строений и земельной ренты, достоверно установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес обезличен> какие-либо объекты, позволяющие в силу закона отнести данный земельный участок к землям общего пользования, не находятся, а спорный земельный участок попадает в границы красных линий в связи с документами территориального планирования.

     Суду представлено заключение кадастрового инженера МУП «БТИ г.Иркутска» ФИО13 от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, согласно которому, ею была выполнена схема по материалам геодезической съемки, был выезд геодезистов по адресу: <адрес обезличен> по установлению границ земельного участка. Выезд и обследование земельного участка показало, что земельный участок находится на границах геодезической съемки, участок огорожен забором, стоит в своих границах. В результате осмотра также установлено, что интересы землепользователей не затронуты, наложения на соседние земельные участки нет. Площадь участка составляет .... кв.м. На земельном участке находится жилой дом с кадастровым номером .... В связи с изложенным, формирование земельного участка не имеет проблем, на рис..... приложенном к ответу, наглядно видно, что на кадастровом учете соседние участки оформлены в своих границах. Также приложена схема расположения земельного участка и каталог координат межевых знаков земельного участка (приложение <Номер обезличен>).

     По информации с сайта Росреестра по состоянию на <Дата обезличена>, соседние земельные участки по адресам: <адрес обезличен> и <адрес обезличен> находятся в частной собственности, имеют статус: учтенный, относятся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными постройками.

     В отношении земельных участков в районе <адрес обезличен> также имеются сведения о том, что категория земель: земли населенных пунктов.

     Согласно ответа на запрос из ФГУ ДП «Востсибземкадастрсъемка» (отдел по г.Иркутску) <Номер обезличен>юр, мероприятия, необходимые для проведения кадастрового учета запрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу <адрес обезличен> не проводились, кадастровый номер участку не присвоен. В соответствии с Федеральным Законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» участку может быть присвоен условный номер. Условный <Номер обезличен>.

     Таким образом, анализ представленных документов по разрешенному использованию земель в районе испрашиваемого земельного участка, свидетельствует о том, разрешенное использование указанного земельного участка совпадает с фактическим использованием данного участка.

     В соответствии с ч.1 ст.262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться.

     Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок открыт для общего доступа, предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, государственным органом суду не представлено.

     В связи с изложенным, суд, исходя из толкования п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, проанализировав доводы ответчика о наличии указанных им причин для отказа в предварительном согласовании испрашиваемого истцом земельного участка, не находит оснований, по которым истцы не могла бы реализовать свое исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности жилой дом.

     Также суд принимает во внимание, что Градостроительный кодекс РФ предусматривает, что при подготовке документов территориального планирования должно учитываться существующее использование объектов капитального строительства и земельных участков.

     Так, согласно п.п.1, 4 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

     На основании ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

     Согласно п.9.1. ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137/ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

     В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

     Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

     Согласно п.1 ст.35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

    В связи с указанными выше обстоятельствами, с учетом положений п.9.1. ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137/ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п.1 ст.35 Земельного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что с приобретением в собственность жилого дома по адресу: <адрес обезличен> к истцам перешло право собственности на земельный участок, занятый указанным домом в том же объеме.

     В соответствии с п.3 ст.25, п.4 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка осуществляется изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ, при этом при уточнении границ земельного участка допускается изменение площади земельного участка на установленную п.5 ст.27 Закона о кадастре величину.

     При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.9 ст.38 Указанного закона).

     В связи с изложенным, по мнению суда, истцам перешло право собственности на земельный участок по адресу: <адрес обезличен>.

     При этом, минимальные расхождения площади спорного земельного участка, имеющиеся в различных документах, могут быть вызваны точностью измерительных приборов, используемых в настоящее время и это не будет являться основанием для приостановления кадастрового учета.

     При подготовке Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденных решением Думы г.Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении правил, землепользования и застройки части территории города Иркутска», не были учтены сложившаяся планировка территории и существующее землепользование.

     Виды территориальных зон регламентированы ст.24 Правил, а именно, границы территориальных зон, отображаемые на карте градостроительного зонирования, их наименования устанавливаются индивидуально, с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров и планируемого развития, определенных генеральным планом г.Иркутска, утвержденным решением Городской Думы от 28.06.2007 № 004-20-390583\7; определенных ГрК РФ зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных строительных участках.

     Согласно ст.22 Правил, градостроительный регламент устанавливается, в том числе с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

     Об использовании испрашиваемого земельного участка под эксплуатацию жилого дома однозначно было известно с <Дата обезличена> года.

     Вместе с тем, при принятии решения об отказе, данные обстоятельства и вышеуказанные нормы права государственным органом не были учтены.

     В материалы дела ответчиком в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих, что истцами исключительное право на приобретение испрашиваемого ими земельного участка, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности жилой дом не может быть реализовано по основаниям, установленным ст.39.20 Земельного кодекса РФ или другим федеральным законом.

     При таких обстоятельствах, учитывая, что имеющийся отказ создает препятствие истцам в оформлении прав на земельный участок в соответствии с действующими нормами права, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцами решение Министерства об отказе в предварительном согласовании предоставления им в собственность земельного участка по адресу: <адрес обезличен>. для эксплуатации индивидуального жилого дома является незаконным и нарушающим их исключительные права на приобретение земельного участка, на котором расположен принадлежащий им жилой дом, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования Арсентьевой Т.Ю. Тарасенко Г.Н., удовлетворить.

     Признать недействительным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области, выраженное в письме от <Дата обезличена> за <Номер обезличен> Министерства имущественных отношений Иркутской области об отказе Арсентьевой Т.Ю. Тарасенко Г.Н. в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по адресу: <адрес обезличен> площадью .... кв.м.

     Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области рассмотреть заявления Арсентьевой Т.Ю. Тарасенко Г.Н. о предварительном согласовании предоставления в собственность Арсентьевой Т.Ю., Тарасенко Галине Николаевне земельного участка по адресу: <адрес обезличен> площадью .... кв.м в порядке и сроки, предусмотренные законом.

         На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

     Председательствующий:

2-4225/2016 ~ М-4630/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тарасенко Галина Николаевна
Арсентьева Татьяна Юрьевна
Ответчики
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Другие
Администрация г. Иркутска
Суд
Свердловский районный суд г. Иркутска
Судья
Федорова Ирина Александровна
Дело на странице суда
sverdlovsky--irk.sudrf.ru
01.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2016Передача материалов судье
04.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2016Судебное заседание
27.07.2016Судебное заседание
17.08.2016Судебное заседание
01.09.2016Судебное заседание
13.09.2016Судебное заседание
23.09.2016Судебное заседание
06.10.2016Судебное заседание
20.10.2016Судебное заседание
25.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2016Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее