Дело № 2 – 1250/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2021 г. г. Миасс Челябинской области
Миасский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Захарова А.В.
при секретаре судебного заседания Михайловой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полтавского А.К. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на назначение пенсии
У С Т А Н О В И Л:
Истец Полтавский А.К. обратился в суд с иском (с учётом уточнённых требований) к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в г. Миассе Челябинской области (далее по тексту – ответчик, Пенсионный фонд) об установлении факта своего нахождения на иждивении отца ФИО1, умершего ДАТА, признании незаконным решения Пенсионного фонда НОМЕР от ДАТА об отказе истцу в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, обязании ответчика назначить истцу страховую пенсию по случаю потери кормильца с ДАТА (момента смерти кормильца).
В обоснование заявленных требований истец указал, что находился на иждивении умершего отца. Обратившись с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, истец получил отказ по причине не доказанности его нахождения на иждивении умершего отца, что Полтавский А.К. полагает не соответствующим действующему законодательству (л.д. 3 – 4).
В судебном заседании истец Полтавский А.К. и его представитель Аксенов Е.В. поддержали утоненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Пенсионного фонда Пономарева Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, полагая оспариваемое решение вынесенным законно и обоснованно по указанным в нём основаниям.
Третье лицо Левина Л.И. (мать истца) полагала иск подлежащим удовлетворению, пояснив, что истец находился на иждивении отца, ежемесячно предоставлявшего не менее 12 000 рублей на его содержание, а так же оказывавшего иную материальную помощь. Доходы третьего лица не значительны, с учётом выплаты кредитного обязательства, оплаты коммунальных услуг ФИО9 не может предоставлять сыну соответствующее содержание.
Допрошенные в качестве свидетелей ФИО6, ФИО7 показали, что истец после смерти отца стал нуждаться в дополнительном доходе, поскольку при жизни ФИО1 фактически находился на его обеспечении.
Заслушав участвующих в деле лиц, свидетелей и исследовав все материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий.
При этом, в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ законодатель обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Частью 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что иждивенцами признаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166 - ФЗ (в посл. ред.) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с установленными условиями и нормами, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением трудовой (служебной) деятельности, а так же в иных случаях, в т.ч. наступления инвалидности или потери кормильца, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон о страховых пенсиях) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных, которые находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в п. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона о страховых пенсиях, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
В силу п. 3 ст. 10 Закона о страховых пенсиях члены семьи признаются состоящими на иждивении заявителя, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в частности, так же признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами;
Частью 10 ст. 10 Закона о страховых пенсиях установлено, что страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных ч. 11 настоящей статьи.
В системе норм действующего законодательства под полным содержанием понимаются действия, направленные на обеспечение членов семьи заявителя всеми необходимыми жизненными благами, при этом члены семьи должны получать содержание только от заявителя (лица, на обеспечении которого находятся), а доходы (имущество) заявителя должны являться для иждивенца единственным источником средств к существованию.
Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь заявителя (лица, на обеспечении которого находится член семьи), осуществляемая систематически в течение определённого (как правило длительного) периода времени (помощь не может быть разовой либо незначительной).
Таким образом, из приведённых выше правовых норм следует, что основанием к выплате соответствующей пенсии по случаю потере кормильца является нахождение на иждивении получателя пенсии (заявителя) лица, находящегося на полном содержании пенсионера (заявителя) либо получающего от него помощь, являющуюся основным источником средств к существованию.
При этом по смыслу Закона факт нахождения достигшего совершеннолетия лица на иждивении не презумируется (предполагается), а подлежит доказыванию по правилам ст. 56 ГПК РФ, согласно которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, в данном случае для признания Полтавского А.К. находившимся на иждивении в целях получения пенсии по случаю потери кормильца необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, нахождения на иждивении, наличие у умершего кормильца страхового стажа и установления факта того, что оказываемая отцом помощь являлась основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Из представленных суду материалов (свидетельство о рождении, свидетельство о смерти, актовые записи органов ЗАГС) следует, что истец Полтавский А.К., ДАТА года рождения, являлся сыном ФИО1, умершего ДАТА (л.д. 14).
Истец Полтавский А.К. с ДАТА обучается на 4 курсе в ... срок окончания обучения ДАТАг., форма обучения очная на бюджетной основе (л.д. 14).
Согласно справке о доходах из учебных заведений НОМЕР от ДАТА размер стипендии истца за период с ДАТА. по ДАТА составила 4986,74 рублей (л.д. 38).
Доказательств наличия у истца Полтавского А.К. самостоятельного заработка (заработной платы, иного дохода) в материалы дела не предоставлено.
После смерти отца, ДАТА истец Полтавский А.К. обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, предоставив запрашиваемые документы.
Решением Пенсионного фонда НОМЕР от ДАТА Полтавскому А.К. было отказано в установлении страховой пенсии по случаю потере кормильца, поскольку не установлен факт её нахождения на иждивении умершего кормильца (л.д. 24 – 26).
Суд полагает, что Пенсионным фондом незаконно было отказано в назначении истице страховой пенсии по случаю потери кормильца, по следующим основаниям.
Истец Полтавский А.К. будучи сыном ФИО8 (что подтверждено надлежащими доказательствами), являлся членом его семьи, доказательств обратному суду не предоставлено.
Из справки о доходах третьего лица Левиной Л.И. (матери истца) следует, что за ДАТА реальный доход Левиной Л.И. составил (с учётом вычета подоходного налога) 25 620 рублей (л.д. 51).
Третье лицо Левина Л.И. выплачивает денежные суммы по кредитному договору, заключенному ДАТА в размере более 10 000 рублей ежемесячно (л.д. 54-55).
На оплату ежемесячных коммунальных услуг третье лицо Левина Л.И. расходует более 4 000 рублей в месяц.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что размер свободных денежных средств у третьего лица Левиной Л.И. после осуществления всех необходимых ежемесячных выплат составляет не значительную сумму (не более 11 000 рублей).
Постановлением Губернатора Челябинской области от 08.02.2021 г. № 25 установлен прожиточный минимум надушу населения по основным социально – демографическим группам, согласно которому в 4-м квартале 2020 г. ежемесячный прожиточный минимум для трудоспособного населения составлял 12 056 рублей. в расчёте на 1-го человека.
Следовательно, общий доход семьи третьего лица Левиной Л.И (включая отсутствие дохода у истца) значительно меньше размера прожиточного минимума, что свидетельствует о том, что основным и постоянным источником средств к существованию истцы являлась материальная помощь, оказываемая ему отцом ФИО13
С учётом имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что истец Полтавский А.К. фактически находился на иждивении отца ФИО1
Разница в доходах отца и отсутствием собственного дохода истца подтверждает наличие у умершего с учетом его собственных нужд возможности оказывать истцу помощь, которая являлась для него постоянным и основным источником средств, при этом суд исходит из положений семейного законодательства, которыми урегулированы в том числе имущественные отношения между родителями и детьми.
Сравнивая размеры доходов ФИО1 и Левиной Л.И. суд учитывает, что истец являлся сыном ФИО1 и членом его семьи, что подтверждает наличие у умершего отца с учетом его собственных нужд, возможности оказывать истцу помощь, которая являлась для него постоянным и основным источником средств существования.
Истец в настоящее время не достиг возраста 23 лет, обучается в учебном заведении на очной форме обучения, третье лицо вынуждена нести расходы на пропитание и приобретение одежды и обуви, оплаты коммунальных услуг и кредита, в связи с чем оказываемая отцом помощь составляла постоянную и основную часть ее средств к существованию, при отсутствии этой помощи в настоящее время истец не может обеспечить себя всем необходимым для жизни.
Разрешая требования Полтавского А.К. в части возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца с ДАТА (даты смерти отца), суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и ч. 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Из положений ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца (ч. 6 ст. 10).
В силу ч. 11 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» перевод с одного вида страховой пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, но не ранее дня приобретения права на страховую пенсию.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в случае отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии прекращение выплаты страховой пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
Поскольку презумпция нахождения ребенка до достижения возраста 18 лет на иждивении родителей следует из норм семейного права, факт нахождения истца на иждивении отца признан судом, Полтавский А.К. на момент смерти отца хоть и достиг совершеннолетия, но с ДАТА обучается по очной форме в учебном заведении, не имеет собственного дохода, пенсия по случаю потере кормильца должна быть ей назначена на период обучения по очной форме в образовательном учреждении, но не более чем до достижения им возраста 23 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Полтавского А.К. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) об установлении нахождения на иждивении, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на назначение пенсии удовлетворить.
Установить факт нахождения на иждивении ФИО1, ДАТА года рождения, умершего ДАТА в АДРЕС, Полтавского А.К., ДАТА года рождения.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) НОМЕР от ДАТА об отказе Полтавскому А.К. в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) назначить Полтавскому А.К., ДАТА года рождения, страховую пенсию по случаю потери кормильца ФИО1, ДАТА года рождения, умершего ДАТА, на основании ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», с ДАТА.
Настоящее решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда изготовлено 29 апреля 2021 года.