№ 2-2012/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2017 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего Горелика А.Б.,
при секретаре Толмачевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соломатиной Н.Н. к Мещерякову Н.Г., Казенному предприятию Тамбовской области «Дирекция капитального строительства» о признании договора действительным и признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Соломатина Н.Н. обратилась в суд с иском к Мещерякову Н.Г. о признании договора купли-продажи объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ действительным, признании права собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № по адресу: <адрес> В заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ между Мещеряковым Н.Г. и ней заключен договор купли-продажи объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты>м., расположенного по адресу: <адрес>. Стоимость указанного имущества составила 1500000 рублей, которые были уплачены продавцу до подписания договора. Указанный жилой дом принадлежал Мещерякову Н.Г. на основании договора инвестирования строительства № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ним и Казенным предприятием Тамбовской области «Дирекция капитального строительства». ДД.ММ.ГГГГ спорный жилой дом был ей передан, что подтверждается актом приема-передачи. После заключения договора купли-продажи она фактически вступила во владение имуществом и добросовестно исполняет обязанности по его содержанию. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области для осуществления государственной регистрации перехода права собственности. 21.08.2017 года ей было отказано в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности, в связи с отсутствием второй стороны сделки. Мещеряков Н.Г. отказывается от регистрации сделки, на связь с ней не выходит.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено Казенное предприятие Тамбовской области «Дирекция капитального строительства».
В судебном заседании представитель истца Соломатиной Н.Н. по доверенности Первушина И.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Казенного предприятия Тамбовской области «Дирекция капитального строительства» по доверенности Трофимова Н.А. указала на смену наименования организации с Казенное предприятие Тамбовской области «Дирекция капитального строительства» на Казенное предприятие Тамбовской области «Капиталстрой», относительно удовлетворения исковых требований не возражала, дополнительно пояснив, что Мещеряковым Н.Г. обязанности по договору инвестирования строительства исполнены, однако право собственности на возведенный жилой дом за ним не зарегистрировано.
Ответчик Мещеряков Н.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, определены положениями Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Права инвесторов перечислены в ст. 6 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», к ним в том числе относятся: владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между Казенным предприятием Тамбовской области «Дирекция капитального строительства» (застройщик) и Мещеряковым Н.Г. (инвестор) заключен договор инвестирования строительства №, предметом которого является финансирование строительства индивидуального жилого дома площадью <данные изъяты> расположенного на земельном участке <данные изъяты>. по адресу: <адрес>
Пунктом 4.1 указанного договора установлено, что индивидуальный жилой дом, построенный за счет средств инвестора, переходит в собственность инвестора с момента государственной регистрации права собственности.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ в договор инвестирования строительства внесены изменения в части общей площади возведенного жилого дома, она составила <данные изъяты>
Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается прием Мещеряковым Н.Г. работ по строительству жилого дома, получение всех документов для осуществления государственной регистрации права собственности в полном объеме.
В силу п. 1, 2 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Статьей 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Частью 2 ст. 223 ГК РФ определено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (в ред. от 29.12.2015 года) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Аналогичные положения содержатся в п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В материалах дела отсутствуют, а лицами, участвующими в деле, не представлены доказательства, подтверждающие исполнение Мещеряковым Н.Г. надлежащим образом обязанности по государственной регистрации права собственности на спорный жилой дом площадью <данные изъяты>., расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Абзацами 2, 3 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» определено, что если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи. При этом судам необходимо учитывать, что положения законодательства об инвестициях (в частности, статьи 5 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», статьи 6 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений») не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое за их счет недвижимое имущество. Право собственности на объекты недвижимости возникает у лиц, заключивших договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (включая случаи, когда на такого рода договоры распространяется законодательство об инвестиционной деятельности), по правилам пункта 2 статьи 223 ГК РФ, то есть с момента государственной регистрации в ЕГРП этого права за покупателем.
Не выполнив требования о государственной регистрации права, Мещеряков Н.Г. не приобрел право собственности на спорный жилой дом.
Таким образом, Мещеряков Н.Г., несмотря на финансирование им строительства, лишен возможности распоряжаться указанным имуществом.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В том числе собственник вправе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Общие положения о договорах перечислены в главе 27 ГК РФ.
Понятие и признаки договора купли-продажи закреплены в ст. 454 ГК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ между Мещеряковым Н.Г. и Соломатиной Н.Н. заключен договор купли продажи объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>
Указанный жилой дом передан Соломатиной Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом приема-передачи.
Отсутствие права собственности Мещерякова Н.Г. на спорный жилой дом и права распоряжения объектом недвижимого имущества, исключает возможность признания договора купли-продажи объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ действительным.
В силу п. 59, 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Принимая во внимание заключение договора купли-продажи объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ после вступления в силу после вступления в силу Закона о регистрации, требования Соломатиной Н.Н. о признании права по смыслу положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, не подлежат удовлетворению.
Доводы представителя истца Соломатиной Н.Н. по доверенности Первушиной И.Н. о том, что невозможность государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи, заключенному между Соломатиной Н.Н. и Мещеряковым Н.Г. вызвана исключительно неявкой последнего в Управление Росреестра опровергаются Уведомлением об отказе в государственной регистрации от 21.08.2017 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, из которого следует, что Соломатиной Н.Н. отказано в государственной регистрации права собственности на спорный жилой дом в связи с отсутствием в ЕГРП записи о регистрации права собственности на спорный жилой дом за продавцом Мещеряковым Н.Г.
Ссылка представителя истца Соломатиной Н.Н. Первушиной И.Н. на положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», закрепляющие невозможность признания договора недействительным по основанию отсутствия государственной регистрации перехода права собственности к покупателю, также не может быть принята во внимание, поскольку основана на неправильном толковании норм права.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования Соломатиной Н.Н. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Соломатиной Н.Н. о признании договора купли-продажи объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ действительным и признании права собственности на жилой дом отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: А.Б. Горелик