Дело № 2-100/2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2017 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Ю.С.
при секретаре Цурмиловой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елизаровой Л.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде (межрайонное), 3-и лица Министерство социальной политики Калининградской области, ГБУ социального обслуживания Калининградской области «Дом ветеранов» о признании права на досрочное установление страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Елизарова Л.Г. обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением ею медицинской деятельности по причине отсутствия на дату обращения требуемого специального стажа. Так, в частности в ее специальный стаж не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу в Областном ГУ социального обслуживания Калининградской области «Дом ветеранов». Настаивает на незаконности такого решения ответчика. Указывает, что учреждение, в котором она работала в указанный период, относится к социальным учреждениям, которое имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Просит обязать ответчика включить в ее специальный стаж период работы в должности медицинской сестры по массажу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУ социального обслуживания Калининградской области «Дом ветеранов» и назначить ей пенсию с даты обращения за таковой.
Елизарова Л.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Настаивала, что учреждение, в котором она работала в спорный период, по сути является домом престарелых.
Представитель ответчика Булатова Ю.С. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, в их удовлетворении просила отказать, ссылаясь на то, что наименование учреждения, в котором работала истица в спорный период, Списком № 781 не предусмотрено. Спорный период стажа истицы представлен работодателем без кода льготы.
Представитель 3-го лица ГБУ социального обслуживания Калининградской области «Дом ветеранов» Талай Г.В., в судебном заседании относительно заявленных исковых требований полагалась на усмотрение суда. Пояснила, что их учреждение является учреждением социального обслуживания для ветеранов, с которыми заключается договор на безвозмездное пользование жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области. Условием принятия в учреждение ветеранов является сохранение ими полной или частной способности к самообслуживанию. Ветераны сами готовят себе еду, сами ухаживают за собой, однако им оказываются социальные услуги, медицинские, в учреждении есть процедурный кабинет, организуется досуг проживающих.
Представитель Министерства социальной политики Калининградской области Антонова М.А. в судебном заседании относительно возможности удовлетворения требований Елизаровой Л.Г. также полагалась на усмотрение суда. Относительно учреждения, в котором работала истица в спорный период, пояснила, что это учреждение социального обслуживания, в которое направляются лица, имеющие звание ветеранов и нуждающиеся в жилом помещении, как одинокие, так и семейные пары. Обязательным условием является сохранение способности к самообслуживанию таких лиц. С последними заключается договор безвозмездного пользования жилым помещением (квартирой) в доме, тогда как для пребывания в доме интернате для престарелых и инвалидов заключается договор на социальное обслуживание таковых.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Елизарова Л.Г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии досрочно, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было в этом отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
В бесспорном порядке в специальный стаж истицы включено 24 года 00 месяцев 01 день, спорный период работы истцы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу в Областном ГУ социального обслуживания «Дом ветеранов» (ныне ГБУ социального обслуживания Калининградской области «Дом ветеранов») не включен в специальный стаж.
Факт осуществления истицей трудовой деятельности в спорный период подтверждается предоставленной трудовой книжкой, а более того не оспаривался в ходе судебного разбирательства стороной ответчика.
Так, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В разделе "наименование учреждений" списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены учреждения социального обслуживания: социальный приют для детей и подростков, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом-интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; дом-интернат для детей с физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью; дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий (п. 31), в разделе "наименование должностей" предусмотрена должность медицинской сестры по массажу.
При этом такой тип учреждения социального обслуживания как «Дом ветеранов» в указанный Списком не включен.
Доводы истца о том, что ее работа в спорный период тождественна работе медицинской сестры в таком учреждении социального обслуживания населения как дом-интернат для престарелых и инвалидов, которое предусмотрено Списком N 781, нельзя признать состоятельными ввиду следующего.
Так, Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 года N 558-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее по тексту ГОСТ Р 52880-2007).
В ГОСТ Р 52880-2007 реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации:
- от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";
- от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
- от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии с п. 4.1.2.7 ГОСТ Р 52880-2007 тип учреждения социального обслуживания определяется условиями, в которых учреждение осуществляет социальное обслуживание клиентов, и формами предоставления социальных услуг.
В зависимости от этих критериев учреждения подразделяются на следующие:
- учреждения стационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных условиях, то есть в условиях постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания клиентов в учреждениях;
- учреждения, оказывающие услуги по предоставлению жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования;
- учреждения полустационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в течение определенного времени суток пребывания клиентов в учреждениях;
- учреждения социального обслуживания на дому, предоставляющие социальные услуги по месту жительства граждан;
- учреждения срочного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги разового характера;
- комплексные учреждения социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных, полустационарных условиях и на дому;
- учреждения социального обслуживания, оказывающие социально-консультативную помощь.
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ Р 52880-2007 к учреждениям стационарного социального обслуживания относятся, в том числе, дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых), который определен как социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе (п. 4.2.1.1 ГОСТ Р 52880-2007).
Согласно п. п. 4.2.1.1.1, 4.2.1.1.2 ГОСТ Р 52880-2007 основными задачами дома-интерната являются:
- обеспечение создания условий жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов - клиентов дома-интерната, соответствующих их возрасту и состоянию здоровья;
- социально-бытовое обслуживание проживающих;
- оказание медицинской, психологической и юридической помощи лицам, находящимся в доме-интернате;
- питание клиентов дома-интерната, уход за ними;
- организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга клиентов дома-интерната.
В соответствии со своими основными задачами дом-интернат осуществляет следующие функции:
- прием и размещение граждан пожилого возраста и инвалидов с учетом их заболевания, тяжести состояния, возраста, проведение мероприятий по их адаптации к новой обстановке;
- квалифицированное медицинское обслуживание, реабилитацию, своевременную клиническую диагностику осложнений и обострений хронических заболеваний клиентов;
- организацию совместно с лечебно-профилактическими учреждениями консультативной медицинской помощи клиентам дома-интерната;
- организацию рационального, в том числе диетического питания проживающих с учетом состояния их здоровья;
- предоставление клиентам необходимых социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) в соответствии с ГОСТ Р 52143.
При этом п. 4.3. – 4.3.1. ГОСТ Р 52880-2007 также предусмотрены учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие услуги по предоставлению жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования - специальный дом для одиноких граждан пожилого возраста (престарелых) - специализированный дом, входящий в состав жилищного фонда социального использования, создающийся для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из числа сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей.
Специальный дом предназначается для обеспечения благоприятных условий проживания и самообслуживания, создания условий для предоставления проживающим гражданам пожилого возраста социально-бытовой и медицинской помощи, создания условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Специальный дом состоит (как правило) из одно-, двухкомнатных квартир и включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку и помещение для клубной работы, столовую (буфет), пункты сдачи белья и вещей в прачечную и химчистку, пункты заказов на продовольственные товары и др.
Из представленных суду уставав ГБУ социального обслуживания Калининградской области «Дом ветеранов» следует, что предметом деятельности данного учреждение является организация социального обслуживания и постоянного проживания граждан из числа сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей, в жилых помещениях, относящихся в специализированному жилищному фонду Калининградской области. С лицами, проживающими в данном учреждении, заключается договор безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Таким образом, ГБУ социального обслуживания Калининградской области «Дом ветеранов», исходя из условий осуществления социального обслуживания, является учреждением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие услуги по предоставлению жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования, а не домом интернатом для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Более того, как следует из Устава деятельности ГБУ социального обслуживания Калининградской области «Дом ветеранов», оказание медицинской помощи в данном учреждении основным направлением деятельности не является, в отличие от дома-интерната (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов. При этом категории лиц, зачисляемых в «Дом ветеранов» (одинокие и одиноко проживающие граждане пожилого возраста и инвалиды, полностью или частично сохранившие способность к самообслуживанию и свободному передвижению), отличаются от категории лиц, принимаемых в дома-интернаты для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов (граждане пожилого возраста, инвалиды первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном уходе). В этой связи наличие у ГБУ социального обслуживания Калининградской области «Дом ветеранов», основная направленность которого заключается в оказании социальной помощи определенным категориям граждан, отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и работа истца в должности медицинской сестры по массажу, предусмотренной Списком N 781, не дают оснований считать, что эта работа подлежит зачету в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 22 декабря 2015 года N 2991-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству - трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (а с 1 января 2015 года страховой пенсии по старости) связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по включению в специальный стаж истцы спорного периода работы, а соответственно и для назначения последней досрочной пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Елизаровой Л.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде (межрайонное) о признании права на досрочное установление страховой пенсии - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 января 2017 года.
Судья Ю.С. Никифорова