Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 03 июля 2020 года
дело № 2а-1685/2020
УИД 72RS0021-01-2020-001579-79
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Губской Н.В.
при секретаре Пугиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Тюменского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Тюменского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения, мотивируя свои требования тем, что на обращение в администрацию Тюменского муниципального района о формировании земельного участка под многоквартирным домом №, расположенном по адресу: <адрес>, был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом не представляется возможным. В качестве основания в ответе указана информация о том, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, а также находится в частной собственности юридического лица. Указывает, что на жалобу главе администрации Тюменского муниципального района получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ с аналогичными основаниями для отказа, со ссылкой на то, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости многоквартирный жилой дом по указанному адресу поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером № в границах земельного участка с кадастровым номером №, на который зарегистрировано право собственности, в связи с чем у администрации Тюменского муниципального района отсутствуют полномочия на проведение работ по образованию земельного участка под вышеуказанный многоквартирный жилой дом. Административный истец считает действия администрации Тюменского муниципального района незаконными и необоснованными, нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Также ссылается на то, что из ответа заместителя главы района следует, что земельный участок под многоквартирным домом не сформирован в установленном порядке после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, был сформирован в 2012 году, как полагает административный истец, для строительства многоквартирного дома и именно с этой целью поставлен на кадастровый учет. Считает, что глава администрации Тюменского муниципального района жалобу на действия заместителя главы района по существу не рассмотрела, нарушение не устранила, ограничившись указанием в ответе, что на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано право собственности. Полагает, что земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, в установленном порядке и в нарушение закона не сформирован. По мнению административного истца, в результате нарушения администрацией Тюменского муниципального района норм Конституции РФ и действующего законодательства РФ, существенно нарушены его права на принятие законных мер в пределах компетенции муниципального района. В связи с чем, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Тюменского муниципального района, не выполнившей возложенную частью 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» обязанность по формированию земельного под многоквартирным домом №, расположенным по адресу: <адрес>, возложить обязанность на администрацию Тюменского муниципального района в установленном порядке сформировать земельный участок под многоквартирным домом №, расположенном по адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО СК «Партнеры» и ООО «Управление по строительству объектов социального значения» в лице конкурсного управляющего ФИО6 (л.д. 62).
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие с участием представителя.
Представитель административного истца ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44), в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Суду пояснила, что данный земельный участок инвентаризован в рамках дела о банкротстве, готовится его реализация, заявленным административным иском истец хочет защитить свои права и права других собственников в будущем, так как имеются основания полагать, что на месте парковки, расположенной на земельном участке под многоквартирным жилым домом, могут быть построены другие объекты.
Представитель административного ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40), с исковыми требованиями не согласилась по доводам, указанным в возражениях на исковое заявление (л.д. 35-37). Суду пояснила, что земельный участок находится в частной собственности, а не в муниципальной, поэтому у них отсутствуют полномочия по формированию земельного участка.
Заинтересованные лица ООО «Управление по строительству объектов социального значения» в лице конкурсного управляющего ФИО6 и ООО СК «Партнеры» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие административного истца и заинтересованных лиц.
Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения – квартиры, площадью 88 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-23).
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о формировании земельного участка с кадастровым номером № под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 11).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком был дан ответ о том, что формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, не представляется возможным ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный под многоквартирным жилым домом, сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, находится в частной собственности юридического лица, в связи с чем его формирование не представляется возможным (л.д. 12-13).
Из материалов дела также усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с жалобой к главе администрации, в которой просил рассмотреть первоначальное обращение повторно и сформировать земельный участок под многоквартирным домом в установленном порядке (л.д. 14-17).
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Тюменского муниципального района был дан ответ на жалобу ФИО1, в котором указывалось, что на основании сведений ЕГРН многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, сформированного и поставленного на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. На указанный земельный участок зарегистрировано право частной собственности юридического лица, в связи с чем у администрации отсутствуют полномочия на проведение работ по образованию земельного участка под вышеуказанный многоквартирный жилой дом (л.д. 18-19).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка, площадью 26 481 кв.м., с кадастровым номером № поставленного на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: многоквартирные жилые дома, расположенного по адресу: <адрес>, жилой комплекс в квартале улиц: <адрес>, является ООО «Управление по строительству объектов социального назначения» (л.д. 73-81).
При этом, вопреки доводам административного истца, из указанной выписки не следует, что данный земельный участок стоит на государственном кадастровом учете без установления границ на местности, в особых отметках отсутствует указание на то, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства. Напротив, в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ содержатся сведения об его уточненной площади, а также объектах недвижимости, расположенных в пределах земельного участка, что возможно только при установлении местоположения границ земельного участка.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержатся в ст. 18 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Положением ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Из положений ч. 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в много квартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом, каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
На основании абз. 1, 4-5 п. 66 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона). В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В соответствии с п. 67 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений норм действующего законодательства, принимая во внимание, что земельный участок под многоквартирным жилым домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, находится в собственности ООО «Управление по строительству объектов социального значения», суд находит обоснованным и соответствующим требованиям закона довод административного ответчика о том, что у администрации Тюменского муниципального района отсутствуют полномочия на проведение работ по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Исходя из смысла ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Из пояснений представителя административного истца следует, что заявленным административным иском истец хочет защитить свои права и права других собственников в будущем, так как имеются основания полагать, что на месте парковки, расположенной на земельном участке под многоквартирным жилым домом, могут быть построены другие объекты.
Между тем, доказательств, подтверждающих наличие таких обстоятельств, суду не представлено. Оспариваемым административным истцом бездействием органа местного самоуправления права и законные интересы ФИО1 не нарушаются. Более того, ответы администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на обращения административного истца даны в установленные законом сроки, в пределах компетенции данного органа и по существу соответствуют требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания незаконным бездействия администрации Тюменского муниципального района, выраженного в непринятии мер по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом, и возложения обязанности устранить допущенные нарушения, - не имеется, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░