Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-669/2014 ~ М-691/2014 от 20.08.2014

Мотивированное решение составлено 20.10.2014 г.

Дело № 2-669/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижние Серги 13 октября 2014 года

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Глухих Г.А.,

при секретаре Тепикиной В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-669/2014 по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Бисертского городского округа, муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунальных услуг р.п. Бисерть об устранении нарушений в сфере водного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением интересов неопределенного круга лиц, к администрации Бисертского городского округа, муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунальных услуг р.п. Бисерть об устранении нарушений в сфере водного законодательства.

В обоснование требований истец указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения водного законодательства, в ходе которой установлено, что МУП ЖКУ р.п. Бисерть допускаются нарушения в указанной сфере.

МУП ЖКУ р.п. Бисерть является водопользователем, согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование от 20.05.2014 г. № 66-10.01.02.011-Р-РСВХ-С-2014-01163/00 разрешается осуществлять сброс сточных вод в р. Бисерть.

В соответствии с договором о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01 октября 2009 г. предприятие занимается эксплуатацией очистных сооружений поселка Бисерть.

В состав очистных сооружений входят: радиальные песколовки – 2 шт., первичные двухъярусные отстойники – 4 шт. На момент проверки в работе 2 отстойника, 2 находятся в нерабочем состоянии. Биофильтры (2 шт.) находятся в неудовлетворительном техническом состоянии: на половине разбрызгивателей отсутствуют спринклерные головки, нарушена целостность стен биофильтров, отводящие лотки частично засыпаны щебнем. После биофильтра сточная вода поступает на вторичный отстойник. У отстойника разрушены переливные кромки, нарушены перегородки.

По результатам анализа проб сточной воды после очистных сооружений (протокол от 14 июля 2014 г. № 10921, 10922К), выполненных «Центром гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда», аттестат аккредитации РОСС RU.0001.510229, сброс в р. Бисерть осуществляется с превышением установленных нормативов по азоту аммонийному в 67 раз.

Согласно объяснений главного инженера МУП ЖКУ р.п. Бисерть очистные сооружения введены в эксплуатацию в 1979 г., процент износа очистных сооружений составляет 70 %.

В соответствии с согласованным с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области планом водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов на реконструкцию и модернизацию очистных сооружений канализации планировалось выделение денежных средств (млн. руб.): в 2010 г. – 1,8; в 2011 г. – 5,0; в 2012 г. – 13,0; в 2014 г. – 16,2. То есть за период 2010-2014 гг. необходимо было выделить и освоить 50 млн. рублей. Вместе с тем, план водохозяйственных мероприятий не выполнен. Всего за указанный период времени освоено не более 1,5 млн. рублей на модернизацию биофильтров. Денежные средства на выполнение иных работ не выделялись и не осваивались.

В настоящий момент очистные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют реконструкции.

Превышение концентраций загрязняющих веществ в р. Бисерть вызвана неудовлетворительной работой очистных сооружений, может повлечь загрязнение водного объекта.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Поскольку сточные воды не подвергаются надлежащей очистке, складывается неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию населенного пункта.

Просит суд обязать администрацию Бисертского городского округа произвести работы по реконструкции очистных сооружений в р.п. Бисерть для доведения качества сточных вод до нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 20.05.2014 г. № 66-10.01.02.011-Р-РСВХ-С-2014-01163/00 в срок не позднее двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением от 25.09.2014 г. принято уточненное исковое заявление Свердловского межрайонного природоохранного прокурора (л.д. 58) об обязании администрации Бисертского городского округа в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений в р.п. Бисерть; обязании МУП ЖКУ р.п. Бисерть в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по реконструкции очистных сооружений в р.п. Бисерть для доведения качества сточных вод до нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 20.05.2014 г. № 66-10.01.02.011-Р-РСВХ-С-2014-01163/00 (л.д. 59-60).

В судебном заседании помощник Свердловского природоохранного прокурора ФИО3 исковые требования поддержал, мотивировал доводами, изложенными в исковом заявлении. С учетом уточнений просил обязать администрацию Бисертского городского округа в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений в р.п. Бисерть; обязать МУП ЖКУ р.п. Бисерть в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по реконструкции очистных сооружений в р.п.Бисерть для доведения качества сточных вод до нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 20.05.2014 г. № 66-10.01.02.011-Р-РСВХ-С-2014-01163/00.

Представитель ответчика администрации Бисертского городского округа Гущин В.А. в судебном заседании с уточненным исковым заявлением согласился частично, пояснил, что с необходимостью проведения реконструкции очистных сооружений в р.п. Бисерть согласен, эта работа будет производиться после разработки схемы водоснабжения и водоотведения поселка. Не согласен только со сроками проведения работ, указанными в исковом заявлении, считает, что для проведения всех мероприятий по реконструкции потребуется не мене 7 лет.

Представители ответчика МУП ЖКУ р.п. Бисерть ФИО6, ФИО4 в судебном заседании с уточненным исковым заявлением согласились частично, пояснили, что согласны с необходимостью проведения реконструкции очистных сооружений в р.п. Бисерть, однако, пояснили, что процесс реконструкции требует как больших финансовых вложений, так и трудовых. Соответственно временной промежуток для выполнения требований прокурора должен быть более продолжительный. Самый минимальный срок для выполнения работ по реконструкции составляет 5 лет. Оптимальный срок для проведения полного комплекса работ составляет 7 лет, представили отзыв аналогичного содержания (л.д. 73).

Выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования являются обоснованными.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (далее Закона) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ст. 11 п. 1 Закона).

Эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ст. 34 Закона).

Из положений ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия человека.

В соответствии со ст. 3 Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу ч. 1 ст. 55 Закона органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

В соответствии со ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе путем обезвреживания сбросов загрязняющих веществ.

Статьями 55, 56 Водного кодекса Российской Федерации и статьями 22, 23 Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду природопользователям запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, одними из вопросов местного самоуправления являются: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, помимо прочего, обладают полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития городского поселения; по организации водоснабжения и водоотведения.

Сооружения для очистки и обезвреживания сточных вод расположены в <адрес>, их строительство осуществлено в 1979-1980 г.г., в 1980 г. введено в эксплуатацию, реконструкции подвергались в 1999 г. что следует из паспорта объекта (л.д. 26-29, 93-94) и технологической документации (л.д. 95-154).

С 2009 г. администрацией Бисертского городского округа указанный объект передается в хозяйственное ведение МУП ЖКУ р.п. Бисерть (л.д. 18-25, 74-76). Договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.09.2014 г. (л.д. 77-85) на МУП ЖКУ р.п. Бисерть возложена обязанность по обеспечению сохранности имущества и использования его по целевому назначению, осуществление его капитального и текущего ремонта (п. 2.5.1 Договора).

Решением Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ.011-Р-РСВХ-С-2014-01163/00 (л.д. 12-17) (далее Решение) МУП ЖКУ р.п. Бисерть в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод предоставлен водный объект – р. Бисерть. Одним из условий использования водного объекта для Водопользователя (МУП ЖКУ р.п. Бисерть) являются содержание в исправном состоянии расположенных на водном объекте и эксплуатируемых Водопользователем гидротехнических и иных сооружений, связанных с использованием водного объекта (п. 2.3.2 Решения), своевременное осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водном объекте (п. 2.3.4 Решения), осуществление сброса сточных и (или) дренажных вод в р. Бисерть (п. 2.3.7 Решения), осуществление сброса сточных и (или) дренажных вод с использованием очистных сооружений биологической очистки (п. 2.3.8 Решения), содержание в исправном состоянии эксплуатируемых Водопользователем очистных сооружений (п. 2.3.14 Решения).

Согласно п. 3.5 Решения в состав очистных сооружений биологической очистки № 2 входят: приемная камера, песколовки, двухъярусные отстойники, биофильтр, вентиляторная, хлораторная, блок вторичных горизонтальных отстойников – контактных резервуаров, иловая площадка, песковая площадка, биопруды доочистки с высшей водной растительностью, насосная станция, площадка временного хранения осадка, здание лаборатории, прожекторная площадка.

Срок водопользования для МУП ЖКУ р.п. Бисерть Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее очистные сооружения находились на балансе завода «Уралсельмаш», в настоящее время переданы в собственность Бисертского городского округа, на момент передачи их техническое состояние оценивалось как аварийное, что следует из переписки директора МУП ЖКУ р.п. Бисерть и главы Бисертского городского округа (л.д. 33, 35-36). Из указанных документов также следует, что очистные сооружения по проекту не предназначены для приема жидких бытовых отходов, с их очисткой они не справляются, в результате идет сброс загрязненных азотом аммония сточных вод в р. Бисерть. Вопрос о реконструкции и модернизации указанных очистных сооружений уже обсуждался, с Министерством природных ресурсов Свердловской области согласовывался план мероприятий по реконструкции объекта на 2010 – 2014 г.г. (л.д. 40).

Из справки ведущего специалиста отдела регионального государственного экологического надзора, государственного инспектора Свердловской области по надзору в области использования и охраны водных объектов от 25.07.2014 г. следует, что сброс сточных вод в р. Бисерть осуществляется с превышением установленных нормативов по азоту аммонийному в 67 раз. Сброс сточных вод по остальным ингредиентам осуществляется без превышения установленных нормативов (л.д. 30-31). Указанный факт подтверждается протоколом лабораторных испытаний № 10921, 10922К от 14.07.2014 г. (л.д. 37-39).

О необходимости принимать меры по дополнительной очистке сточных вод на очистных сооружениях п. Бисерть сообщило на запрос Свердловского природоохранного прокурора ООО «НПО СвердловскВодоканалНаладка» (л.д. 155-159), разработавшее технологические инструкции для сооружения механической очистки сточных вод и сооружения по обработке осадков очистных сооружений МУП ЖКУ р.п. Бисерть в 2006 г.

В соответствии с актом обследования и оценки технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений для очистки и обезвреживания хозяйственно-бытовых сточных вод р.п. Бисерть от 01.10.2014 г. комиссией в составе представителей администрации Бисертского городского округа и МУП ЖКУ р.п. Бисерть с привлечением специалиста в области безопасности объектов капитального строительства ООО «Монолит» (л.д. 90-92) рекомендовано провести реконструкцию канализационных очистных сооружений (л.д. 88-89).

Поскольку очистные сооружения, расположенные в п. Бисерть по проекту не предназначены для приема жидких бытовых отходов, с их очисткой не справляются, в связи с чем идет сброс загрязненных азотом аммония сточных вод в р. Бисерть, что может оказать негативное воздействие на окружающую среду, привести к возникновению чрезвычайной ситуации, реконструкция и модернизация указанных очистных сооружений запланированная на 2010 – 2014 г.г. не проведена, то доводы прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц о необходимости проведения реконструкции указанного объекта, а также о бездействии администрации Бисертского городского округа, отвечающей за организацию водоснабжения и отведения в Бисертском городском округе, в собственности которой находится указанный объект, и МУП ЖКУ р.п. Бисерть, в оперативное управление которого переданы очистные сооружения и на которое Решением Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 20.05.2014 г. № 66-10.01.02.011-Р-РСВХ-С-2014-01163/00 возложена обязанность по содержанию объекта в исправном состоянии.

В связи чем необходимо обязать администрацию Бисертского городского округа выделить денежные средства на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений в р.п. Бисерть, а МУП ЖКУ р.п. Бисерть - произвести работы по реконструкции очистных сооружений в р.п. Бисерть для доведения качества сточных вод до нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 20.05.2014 года № 66-10.01.02.011-Р-РСВХ-С-2014-01163/00 до окончания срока водопользования.

Требования прокурором заявлены в пределах его полномочий, предусмотренных ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании истец доказал, что иск предъявлен в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц Бисертского городского округа, так как в рамках своих полномочий администрация Бисертского городского округа как исполнительно-распорядительный орган не исполняет свои обязанности (бездействует) в целях реализации охраны окружающей среды, поэтому бездействие ответчика безусловно нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории городского округа.

Статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает целесообразным с учетом количества и объема предстоящих работ, финансовых затрат для их производства установить срок исполнения решения суда по требованию об обязании администрации Бисертского городского округа выделить денежные средства на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений в р.п. Бисерть установить двухгодичный срок исполнения со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку Решением Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 20.05.2014 г. № 66-10.01.02.011-Р-РСВХ-С-2014-01163/00 объект передан в пользование МУП ЖКУ р.п. Бисерть по 30.04.2017 г., то по мнению суда целесообразным будет срок проведения работ по реконструкции очистных сооружений до окончания срока водопользования, то есть до 30.04.2017 г.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета (ч.4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В связи с чем государственная пошлина в доход федерального бюджета с истца и ответчика - администрации Бисертского городского поселения - взыскана быть не может.

С МУП ЖКУ п. Бисерть, не освобожденного от уплаты государственной пошлины подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 2 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Бисертского городского округа, муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунальных услуг р.п. Бисерть об устранении нарушений в сфере водного законодательства – удовлетворить.

Обязать администрацию Бисертского городского округа в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений в р.п. Бисерть.

Обязать муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунальных услуг р.п. Бисерть (ИНН 6646014785, ОГРН 1086646000902, поставлен на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: р.<адрес>, адрес фактического местонахождения: р.<адрес>) произвести работы по реконструкции очистных сооружений в р.<адрес> для доведения качества сточных вод до нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 20.05.2014 года № 66-10.01.02.011-Р-РСВХ-С-2014-01163/00 до окончания срока водопользования, установленного решением о предоставлении водного объекта в пользование от 20.05.2014 года № 66-10.01.02.011-Р-РСВХ-С-2014-01163/00, то есть до 30 апреля 2017 года.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг р.п. Бисерть в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнесергинский районный суд.

Судья (подпись)

Копия верна: Судья Г.А. Глухих

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-669/2014 ~ М-691/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
МУП ЖКУ п. Бисерть
Аминистрация Бисертского ГО
Другие
Вертипрахов Андрей Сергеевич
Панфилова Анна Сергеевна
Гущин Владимир Александрович
Суд
Нижнесергинский районный суд Свердловской области
Судья
Глухих Галина Александровна
Дело на сайте суда
nizhneserginsky--svd.sudrf.ru
20.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.08.2014Передача материалов судье
22.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2014Судебное заседание
13.10.2014Судебное заседание
20.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее