РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
21 ноября 2017 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Салюковой М. Г. к <адрес> г.о. Самара о возмещении вреда,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара в пользу Салюковой М. Г. в возмещение вреда, причиненного имуществу, 156205 рублей 69 копеек и расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 5 000 рублей.
Возвратить Салюковой М. Г. из бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 4 425 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Салюковой М. Г. к <адрес> г.о. Самара о возмещении вреда,
установил:
Салюкова М.Г. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с иском к <адрес> г.о. Самара о возмещении вреда. В обоснование иска указывает, что ей праве собственности принадлежит автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак №. ДД.ММ.ГГГГ примерно в 19 часов 30 минут во дворе домов №, <адрес> на автомобиль упало дерево. Согласно отчету ООО «Визави-Оценка» №/К от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составляет 156 205 рублей 69 копеек. Ответчиком не были выполнены требования по содержанию зеленых насаждений. Просит взыскать 156 205 рублей 69 копеек в возмещение вреда, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 5 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Халиулин Э.В. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Харитонова Я.В. иск не признала.
Представитель третьего лица ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Некрасова Н.Ю. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 66-67).
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как следует из паспорта транспортного средства серии <адрес> (л.д. 9), свидетельства о регистрации транспортного средства серии 63 05 № (л.д. 10), истица является собственницей автомобиля <данные изъяты> VIN №, государственный регистрационный знак №.
ДД.ММ.ГГГГ примерно в 19 часов 30 минут во дворе домов № и № на <адрес> в <адрес> произошло падение дерева на стоящий автомобиль истицы. Факт падения дерева с причинением вреда имуществу истицы отражён в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), на фотографическом материале (л.д. 52-54) и сторонами не оспаривается.
Из схемы места происшествия, имеющейся в отказном материале, и фотоматериала усматривается, что упавшее на автомобиль истицы дерево произрастало на склоне в непосредственной близости от домов № и № по <адрес> Ствол дерева упал в сторону <адрес>, перекрыв проезд с внутренней стороны этого дома и повредив припаркованные около этого дома автомобили.
Функции управляющей организации в отношении многоквартирного <адрес> осуществляет ООО «Управляющая компания №».
Функции управляющей организации в отношении многоквартирного <адрес> осуществляет ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68-73), заключённого в силу решения общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ.
Возражая против иска, ответчик указывал, что обязанность по содержанию территории, на которой росло упавшее дерево, возложена на собственников помещений <адрес> и нанятую ими управляющую организацию.
В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Из договора, заключённого с ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс», не усматривается, что исполнителю переданы в управление зеленые насаждения на прилегающем к дому земельном участке и возложены обязанности по уходу за ними и контролю за их состоянием.
В соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ в состав общего имущества в многоквартирном доме входит, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Вместе с тем, при применении данной нормы необходимо учитывать положения ст.16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», в соответствии с которыми в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, собственники помещений в многоквартирном жилом доме, товарищество собственников жилья либо на основании договора управляющая организация несут бремя содержания земельного участка с элементами озеленения и благоустройства, соответственно, несут ответственность за вред, причиненный ненадлежащим состоянием последних, если этот участок был сформирован, прошел процедуру государственного кадастрового учета и, тем самым, перешел в общую долевую собственность собственников помещений.
Из материалов публичной кадастровой карты (pkk5.rosreestr.ru) видно, что земельный участок, занимаемый домом № по <адрес>, был сформирован ДД.ММ.ГГГГ, имеет кадастровый №, его границы совпадают с границами дома. Земельный участок под домом № по <адрес> с территорией, необходимой для его эксплуатации дома, сформирован не был. Упавшее дерево росло на территории, не относящейся ни к одному из сформированных земельных участков.
В соответствии с пп.25 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ) к вопросам местного значения городского округа относится, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ законодатель предусмотрел возможность разработки и установления на муниципальным уровне такого механизма организации благоустройства на территории городского округа, который сопряжен с возложением на граждан и юридических лиц обязанности участвовать в той или иной форме в содержании не находящихся в их владении или пользовании земельных участков.
Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара (первоначальное наименование – Правила благоустройства территории г.о. Самара), которыми определены общие требования к содержанию объектов внешнего благоустройства городских территорий.
Названными Правилами определены общие требования к содержанию объектов внешнего благоустройства городских территорий. В соответствии с п.4, 5, 6, 8, 10, 11 раздела 2 названных Правил, в целях закрепления территории г.о. Самара для содержания и благоустройства между органами местного самоуправления и физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключается соглашение о содержании прилегающей территории. Неотъемлемой частью соглашения является план-схема, содержащая сведения о границах прилегающей территории, закрепленной для содержания и благоустройства. Граница прилегающей территории устанавливается на основании сформированных территориальными органами Администрации г.о. Самара и согласованных физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями планов-схем. Благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, неиспользуемых и не осваиваемых длительное время, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с компетенцией.
Таким образом, разработав и утвердив указанные Правила, муниципальное образование «<адрес> Самара» реализовало, в том числе, предоставленное ему законодателем право привлечения граждан и юридических лиц к участию в благоустройстве территорий городского округа. Установленный муниципальным правовым актом механизм такого привлечения носит договорный характер, как следствие, у граждан и юридических лиц обязанности по содержанию не принадлежащей им территории возникают на основании соглашений, заключаемых ими с администрациями районов. Добровольность заключения этих соглашений прямо подчеркнута в действующей редакции Правил. Исключение составляет т.н. «придомовая территория», обязанность по содержанию которой возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме независимо от заключения соглашения о содержании.
Применительно к благоустройству территорий, занятых многоквартирными жилыми домами и необходимых для использования этих домов, указанный механизм позволяет пресекать злоупотребление правом со стороны собственников помещений в многоквартирном доме, в случае если последние не принимают решения о формировании земельного участка под многоквартирным домом, уклоняясь тем самым от приобретения этого земельного участка в общую долевую собственность и принятия на себя обязанностей по его содержанию.
Земельный участок, входящий в состав общего имущества многоквартирного дома, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме (пп.4 п.1 ст.36 ЖК РФ). Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны его содержать в силу ст.210 ГК РФ. Непосредственно выполнение работ по содержанию территории этого земельного участка, как и другого общего имущества, в силу ст.161 ЖК РФ обязаны обеспечить, в зависимости от выбранного собственниками способа управления в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный кооператив или управляющая организация. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений собственники самостоятельно обеспечивают выполнение соответствующих работ.
Земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, формируется в соответствии с правилами, установленными ст.16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ». Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. После введения в действие ЖК РФ выдача разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию допускается только после проведения кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении его границ.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность возникновения ситуации, при которой земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, остаётся не сформированным и, соответственно, не включённым в состав общего имущества дома, не перешедшим в общую долевую собственность собственников помещений в доме. Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до ДД.ММ.ГГГГ (что имеет место, в частности, в отношении многоквартирного <адрес>), то его формирование и, соответственно, передача в о