ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара «25» июня 2015 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего – Гараевой Р.Р.,
при секретаре – Изюмской А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1123/15 по иску Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара к Корнеевой Ю.В., Исакову А.И. о возложении обязанности привести в прежнее состояние жилое помещение.
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обратился в суд
с иском к Корнеевой Ю.В., Исакову А.И. о возложении обязанности привести в прежнее состояние жилое помещение – комнату, расположенную по адресу: <адрес> путем демонтажа санитарно-технического оборудования (раковины и душевой кабины), а также подведенных трубопроводов систем канализации, холодного и горячего водоснабжения в жилой комнате
№ 41.
В судебном заседании представитель истца Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара Романенко Е.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, пояснив, что в соответствии с ч.1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по соглашению с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. В соответствии со ст. 26 ЖК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа Самара, постановлением Администрации городского округа Самара
от 17.12.2010 № 1762 «О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности», распоряжением
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 22.12.2010 № Д05-01-06/73 утверждено Положение о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории городского округа Самара. В компетенцию Департамента входит принятие решений о согласовании (отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки жилых помещений. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №
в реестре содержатся сведения о собственниках жилого помещения, расположенного по адресу:
<адрес>, которое находится в общей долевой собственности Корнеевой Ю.В., Исакова А.И. и Корнеевой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно акту проверки органом регионального государственного жилищного надзора Государственной жилищной инспекции Самарской области физического лица от 31.10.2014
№ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зафиксирован факт самовольно произведенного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а именно: подведение трубопроводов систем канализации, холодного, горячего водоснабжения, установки раковины и душевой кабины. Ответчиками Корнеевой Ю.В. и Исаковым А.И. произведена перепланировка (переустройство) данного жилого помещения при отсутствии документа, являющегося основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 26 ЖК РФ. В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ установлено, что данное переустройство и (или) перепланировка является самовольной. Государственная жилищная инспекция Самарской области потребовала применить необходимые меры в отношении собственников данного жилого помещения по устранению нарушения в части самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу:
<адрес>, включая меры гражданского судопроизводства. Произведенные переустройство и (или) перепланировка в рассматриваемом жилом помещении нарушают п. 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, которые не допускают переустройство и (или) перепланировку квартир (комнат), ухудшающих условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры. В соответствии с частью
3 статьи 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. Департаментом ответчикам 27.11.2014 года за № № направлено предупреждение о необходимости привести самовольно переустроенное и (или) перепланированное жилое помещение в прежнее состояние в
течение 3-х месяцев с момента получения предупреждения. Указанное предупреждение ответчиками получено, что подтверждается почтовым уведомлением. Собственники жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> до настоящего момента не привели жилое помещение в прежнее состояние в указанные сроки и в установленном порядке. На основании ст. 25, ч.1 ст. 26, ч. 3, 5 ст. 29 ст. ЖК РФ, ст. 24, 131, 132, ч.5 ст. 167 ГПК РФ просила возложить на ответчиков обязанность привести жилое помещение в прежнее состояние в течение трех месяцев.
Ответчица Корнеева Ю.В. в судебном заседании исковые требования истца не признала, не оспаривая факт подведения трубопроводов систем канализации, холодного, горячего водоснабжения, установки раковины и душевой кабины в жилой комнате без разрешительной документации, пояснила, что жилой дом в котором находится спорная жилая комната признан ветхим, в нем фактически отсутствует доступ к местам общего пользования в которых располагаются сантехнические приборы, вследствие чего, переустройство занимаемого ею и членами ее семьи жилого помещения носит вынужденный характер. Соседи не возражают против произведенного переустройства. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик Исаков А.И. в судебное заседание не явился, о времени и мете рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представители третьих лиц Департамента управления имуществом городского округа Самара, Государственной жилищной инспекции Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу
о правомерности заявленных истцом требований и их удовлетворении.
Согласно ст. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
В соответствии со ст.11 ЖК РФ защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
Защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
. В силу ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление муниципального жилищного контроля;
9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 25, 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Судом установлено, что Корнеевой Ю.В., Исакова А.И. и Корнеевой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на праве общей долевой собственности принадлежит комната, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 13).
Согласно акту проверки органом регионального государственного жилищного надзора Государственной жилищной инспекции Самарской области физического лица от 31.10.2014
№ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зафиксирован факт самовольно произведенного переустройства жилого и (или) перепланировки жилого помещения, а именно: подведение трубопроводов систем канализации, холодного, горячего водоснабжения, установки раковины и душевой кабины (л.д. 12).
Ответчики Корнеева Ю.В. и Исаков А.И. не оспаривают установленный факт -самовольного переустройства жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности.
Произведенное переустройство с органом местного самоуправления не согласовано.
27.11.2014 года Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара ответчикам направлено предупреждение за № № о необходимости привести самовольно переустроенное и (или) перепланированное жилое помещение в прежнее состояние в течение 3-х месяцев с момента получения предупреждения.
В установленный срок жилое помещение в прежнее состояние не приведено.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии со ст. 41 ЖК РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире). Изменение размера общего имущества в коммунальной квартире возможно только с согласия всех собственников комнат в данной квартире путем ее переустройства и (или) перепланировки.
Судом установлено, что проверка по вопросу самовольного переустройства, переоборудования комнаты № проводилась в связи с поступившими обращениями граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Произведенные переустройство и (или) перепланировка в рассматриваемом жилом помещении нарушают п. 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, которые не допускают переустройство и (или) перепланировку квартир (комнат), ухудшающих условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было
самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние
в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению с предоставлением ответчикам разумного срока для приведения спорного жилого помещения в первоначальное состояние – в течение 3 месяцев, поскольку судом установлено, что ответчики без разрешительной документации и согласия всех собственников и нанимателей комнат в коммунальном доме произвели самовольно переустройство жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара удовлетворить.
Восстановить положение существовавшее до нарушения жилищного права, обязав Корнееву Ю.В. и Исакова А.И. привести в прежнее состояние жилое помещение - комнату <адрес>, путем демонтажа санитарно-технического оборудования раковины и душевой кабины, а также подведенных трубопроводов систем канализации, холодного и горячего водоснабжения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.06.2015 года.
Председательствующий Р.Р. Гараева