Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2388/2014 от 16.04.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2014 года                      Кировский районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего             Маликовой Т.А.,

при секретаре        Мигуновой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России по <адрес> к З.В.В. о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,

Установил:

МИФНС России по <адрес> обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что ответчик, как собственник земельных участков в <адрес> кадастровый номер с кадастровой стоимостью 105677046руб., земельного участка в пгт Волжский с кадастровым номером кадастровой стоимостью 991 851руб., является налогоплательщиком земельного налога. Ответчику направлялось налоговое уведомление об уплате земельного налога 240 308, 65руб., в срок до 1.11.2013г.. 25.11.2013г. направлено требование об уплате налога 240 308, 65руб. и пени 1 586, 07руб., которые до настоящего времени не исполнены. Просили взыскать с ответчика недоимку по земельному налогу в размере 240 308, 65руб., пени 1 586, 07руб., а всего 241 894, 72руб..

Заочным решением Кировского районного суда г. Самары от 7.03.2014г. требования МИФНС России по <адрес> были удовлетворены.

Определением от 16.04.2014г. заочное решение отменено, производство по делу возобновлено.

В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, указав, что расчет земельного налога был приведен в налоговом уведомлении № , из которого следует, что задолженность образовалась из начисленного налога за 2010, 2012г. за земельные участки с кадастровыми номерами и . Сведения о собственнике земельных участков были получены из программы «АИС Налог». Требование об уплате налога и пени направлено налогоплательщику в установленный срок. Учитывая, что ответчиком была погашена задолженность по земельному налогу за 2012г. в размере 14 877,77 руб., просят взыскать с ответчика в пользу истца недоимку по земельному налогу за 2010г. в размере 225 430,88 руб., пени - 1 586,07 руб.. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители ответчика по доверенности Л., З. исковые требования не признали, пояснили, что земельный участок с кадастровым номером был продан в конце 2010г. З., налог за 2010г. за указанный земельный участок З.В.В. оплатил в 2011г. на основании выставленного налоговым органом уведомления. За земельный участок с кадастровым номером налог за 2012г. так же уплачен, о чем представлены квитанции. Земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет 25.03.2009г. с определением кадастровой цены - 23702182 руб.. Считают, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд, поскольку налоговым органом собственнику земельного участка с кадастровым номером - З., направлялось налоговое уведомление об оплате земельного налога за 2011г., 2012г.. Из данных уведомлений следует, что налоговому органу было известно о том, что на 01.01.2011г. кадастровая стоимость земельного участка составляла 105 677 046 руб.. Налоговое уведомление о земельном налоге за 2011г. было направлено ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается налоговым уведомлением и распечаткой с официального сайта почты России, из которого следует, что указанное письмо было направлено ДД.ММ.ГГГГ г.. Таким образом, требование об уплате налога, должно было быть направлено налогоплательщику З.В.В. о взыскании недоимки по земельному налогу не позднее ДД.ММ.ГГГГ г., срок обращения в суд не позднее ДД.ММ.ГГГГ г.. Налоговым кодексом установлены предельные сроки для направления требований об уплате налога и сроки для обращения в суд. Налоговым органом не представлено доказательств направления требования об уплате налога в установленный законом срок и подтверждения уважительности, как пропуска данного срока, так и срока обращения в суд. Считают, что налогоплательщиком З.В.В. добросовестно исполнена обязанность по уплате земельного налога за земельный участок с кадастровым номером за 2010 год, сроки для дополнительного взыскания земельного налога за данный земельный участок налоговым органом пропущены. Просят в иске отказать.

Суд, выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Земельный налог исчисляется в соответствии с гл. 31 НК РФ.

Согласно ст.387 НК РФ, земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 388 НК РФ, Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу ч.3 ст. 396 НК РФ, Если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

На основании ст. 397 НК РФ, срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

          Согласно ст.57 НК РФ, Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с ч.8, 10 ст.5 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

          В соответствии со ст.52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

          В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

          В соответствии со ст. 58 НК РФ, Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу ч.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

          Согласно п.п. 1,2 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

           Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу гл. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

На основании ст.ст. 390, 391 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".

В силу пункта 3 данных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.

Судом установлено, что З.В.В. является собственником земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый номер , до 13.12.2010г. также являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый номер (л.д.16).

По состоянию на 2010г. З.В.В. направлено налоговое уведомление об оплате земельного налога за указанные выше земельные участки в размере 14 877, 76руб. и 65 181руб. соответственно, всего на сумму 80 058, 76руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - 991 851руб., земельного участка с кадастровым номером - 23 702 182руб. (л.д.62).

На основании указанного уведомления З.В.В. оплачен земельный налог за 2010г., что подтверждается платежными документами и налоговым уведомлением (л.д.8, 64).

16.04.2013г. МИФНС России по <адрес> З.В.В. направлено налоговое уведомление № , в котором разъяснена обязанность по оплате земельного налога в срок до 1.11.2013г. по земельному участку с кадастровым номером за 2012г., исходя из кадастровой стоимости 991 851руб. - в размере 29 755, 54руб., по земельному участку с кадастровым номером за 2010г., исходя из кадастровой стоимости 105 677 046руб. - 225 430, 88руб. (с учетом оплаченной ранее суммы 61 181руб.) всего на сумму 240 308, 65руб. (л.д.8).

По состоянию на 25.11.2013г. З.В.В. выставлено требование об оплате земельного налога за 2010г. в размере 225 430, 88руб., пени 1 487, 86руб., за 2012г. - 14 877, 77руб., пени - 98, 21руб. (л.д.5).

Земельный налог за 2012г. в размере 14 877, 77руб. оплачен З.В.В. 27.03.2014г., пени 597, 34руб. - 15.05.2014г. (л.д.63, 104).

Согласно представленным сведениям Федеральной кадастровой платой Управления Росреестра по Самарской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была утверждена 27.08.2009г. актом определения кадастровой стоимости, и с 2010 по 2013г. составляет 105 677 045, 60руб. (л.д. 38-40).

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. и направления налогового уведомления была определена как 105 677 045, 60руб.

С 13.12.2010г. земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый номер принадлежит на праве собственности З., что не оспаривалось самой З. как представителем З.В.В. в судебном заседании.

Судом установлено, что налоговым органом собственнику земельного участка с кадастровым номером - З. направлялось налоговое уведомление об оплате земельного налога за 2011г., 2012г.. Из данных уведомлений следует, что на 01.01.2011г. налоговая база исчислена исходя из кадастровая стоимости земельного участка 105 677 046 руб. (л.д. 98), что подтверждается налоговым уведомлением и распечаткой с официального сайта почты России (л.д. 95-96), из которого следует, что указанное письмо было направлено ДД.ММ.ГГГГ г..

Частью 11 ст.5 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» предусмотрено, что перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

Статья 71 Налогового кодекса РФ определяет, что в случае, если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику или плательщику сборов уточненное требование.

Таким образом, поскольку налоговое уведомление об уплате недоимки по земельному налогу за 2011г. З. было направлено ДД.ММ.ГГГГ г., на указанный период налоговому органу было известно об исчислении налоговой базы от кадастровой стоимости земельного участка 105 677 046 руб.

Таким образом, требование об уплате налога о взыскании недоимки по земельному налогу (при перерасчете) должно было быть направлено налогоплательщику З.В.В.. с учетом ч.1 ст.70, ст.71 НК РФ не позднее ДД.ММ.ГГГГ г, срок обращения в суд не позднее ДД.ММ.ГГГГ г..

Между тем, налоговое уведомление в адрес ответчика с разъяснением обязанности уплатить земельный налог в размере 240 611, 88руб. в срок до 1.11.2013г. было направлено 15.05.2013г. (л.д. 8-9). Требованием от 25.11.2013г. ответчику предложено уплатить земельный налог за 2010г., 2012г. в размере 240308, 65руб. и пени 1 586, 07руб. в срок до 13.12.2013г..

С заявлением о взыскании задолженности ИФНС РФ по Кировскому району обратилась только 6.02.2014г. Таким образом, уточненное требование об оплате налога за 2010г. по земельному участку с кадастровым номером направлено З.В.В. с пропуском процессуального срока.

В соответствии со ст.112 ГПК РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

На основании ст.195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу ст.197 ГК РФ, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Правила статьи 195, пункта 2 статьи 196 и статей 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.

Из ст.199 ГК РФ следует, что Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно разъяснениям, данным в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 41/9, при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.

В силу ст.205 ГПК РФ, в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите.

Между тем, ходатайств о восстановлении пропущенного срока налоговым органом не заявлялось, доказательств уважительности причин срока суду не представлено.

Кроме того, согласно п.10 ст. 5. ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога. При этом из налогового уведомления следует, что З.В.В. привлекался к уплате налога в 2011г. за 2010г.

На основании п.1 ч.3 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Также из положений пунктом 2 и 3 статьи 44, а также пунктов 2 и 3 статьи 78 НК РФ следует, что изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании принятия нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу, либо на основании зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования, либо на основании предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.

Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ, изменение обязанности по уплате налога, равно как и ее возникновение и прекращение, связано исключительно с наличием оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным законодательным актом о налогах и сборах. При этом уточненные требования направляются налогоплательщику лишь при изменении какого-либо акта законодательства о налогах и сборах (статья 1 НК РФ).

Изменение обязанности по уплате налогов означает, что под воздействием определенных обстоятельств изменились либо срок уплаты налога, либо его сумма.

Вместе с тем, законодательство о налогах и сборах не содержит положений, устанавливающих в качестве основания изменения налоговых обязанностей перерасчет суммы налога в связи с неправильным применением налоговой ставки.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уточненное требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа на том основании, что первоначально неверно применена налоговая ставка.

Такой же правовой позиции придерживается и Министерство финансов Российской Федерации, что следует из его письма от ДД.ММ.ГГГГ N 03-05-06-02/96, в котором указано, что если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, то налоговые органы должны пересчитать сумму земельного налога и направить налогоплательщику уточненное уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления. При этом МФ РФ отмечает, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

      При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

         В соответствии с ч.4 ст. 198 ГК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием судом неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

В удовлетворении иска Межрайонной ИФНС России по <адрес> к З.В.В. о взыскании недоимки по земельному налогу, пени отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца.

Председательствующий:      Т.А. Маликова

Мотивированное решение изготовлено 27.05.2014г.

Решение вступило в законную силу -

Копия верна: Судья -

                       Секретарь -

2-2388/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России №7 по Самарской области
Ответчики
Заводчиков В.В.
Суд
Кировский районный суд г. Самары
Судья
Маликова Т. А.
Дело на странице суда
kirovsky--sam.sudrf.ru
16.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.04.2014Передача материалов судье
16.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2014Судебное заседание
15.05.2014Судебное заседание
22.05.2014Судебное заседание
27.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее