К делу № 2-1141/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2013 года город Тихорецк
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Даниленко А.А.,
при секретаре судебного заседания Авдеевой М.Б.,
с участием и.о. заместителя Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,
представителя истца Ковалева А.В., действующего на основании доверенности 23АА2639487 от 07.06.2013 года,
представителей ответчиков:
Департамента автомобильных дорог Краснодарского края Арутюнян А.Д., действующей на основании доверенности №21 от 06.02.2013 года, Сгурского Д.Е., действующего на основании доверенности № 45 от 19.07.2013 года,
администрации муниципального образования Тихорецкий район Зоткина Р.С., действующего на основании доверенности №4681 от 03.07.2013 года, Ушаковой Н.А., действующей на основании доверенности №2625 от 11.04.2013 года,
представителя ООО «Коншан» Павленко А.А., действующей на основании доверенности б/н от 08.10.2013 года,
представителя ООО «Дорожная фирма Агат» Бенке Э.В., действующей на основании доверенности №299 от 06.05.2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балюк Ольги Владимировны к Департаменту автомобильных дорог Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район, ООО «Коншан», ООО «Дорожная фирма Агат» о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Балюк О.В. обратилась в суд с иском Департаменту автомобильных дорог Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район, ООО «Коншан», ООО «Дорожная фирма Агат» о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда.
В обоснование представитель истца Ковалев А.В. что 23.04.2013 года она, управляя автомобилем ВАЗ - 21140, г\н Т 750 ЕХ, 2006 года выпуска, стала участником (потерпевшей) дорожно-транспортного происшествия на участке автодороге <адрес>. На автомобиль под ее управлением упало дерево - тополь диаметром около 3 насаждений.
В соответствии с государственным контрактом № 668 от 10.12.2012 года заключенным между Департаментом Автомобильных дорог Краснодарского края (заказчик) и ООО «Дорожная фирма «Агат» (подрядчик), предметом контракта является содержание автомобильной дороги, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с государственным контрактом № 714 от 24.12.2012 года заключенным между Департаментом Автомобильных дорог Краснодарского края (заказчик) и ООО «Коншан» (подрядчик), предметом контракта является содержание автомобильной дороги, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Государственным контрактом № 668 от 10.12.2012, стр.54, предусмотрены требования заказчика к подрядчику по выполнению работ по ликвидации деревьев произрастающих в полосах отвода и придорожных полосах на участке дороги км 47 + 932-70+760.
Приложениями № 4, № 6 государственного контракта № 714 от 24.12.2012 года, стр. 10, предусмотрены требования заказчика к подрядчику к выполнению работ по ликвидации деревьев автодороги км 47 + 932-70+760.
Так же приложениями №5, контракта №714 предусмотрен перечень нормативных документов по производству работ по содержанию автомобильных дорог, а приложением №11 предусмотрены требования заказчика к подрядчику «руководствоваться действующей нормативной документацией в области дорожного хозяйства».
Условиями данных договоров предусмотрена и имущественная ответственность сторон – пункт 6.2 (№ 668), пункт 7.2 (№714), согласно которым указано, что в случае предъявления исков по дорожным условиям на обслуживаемых дорогах в результате ДТП, подрядчик самостоятельно возмещает материальный ущерб заказчику или истцам.
В результате падения дерева на ее автомобиль она сильно испугалась, данное ДТП и до настоящего времени вызывает у нее чувство страха, боязни, дискомфорта водить автомобиль по дорогам за городом вообще. У нее существуют основания воспринимать вождение как реальную угрозу, у нее в настоящее время ухудшилось самочувствие – она плохо засыпает, у нее присутствует постоянное чувство страха, депрессия, она остерегается ездить за городом, то есть по тем местам, где имеются лесопосадки.
В связи с переживаниями из-за произошедшего она была вынуждена обратиться к врачу - неврологу в МБУЗ «Тихорецкая ЦРБ».
Она осуществляет свою трудовую деятельность по договору об оказании транспортных услуг от 18.04.2013 года, ее деятельность предполагает передвижение по автомобильным дорогам между городами Краснодарского края на личном автотранспорте. В результате ДТП она лишилась своего автомобиля, была вынуждена занимать денежные средства, заниматься поиском нового автомобиля необходимого ей для работы.
Ей причинены не только физические страдания ввиду причинения ей легкого вреда здоровью, но и тяжкие нравственные страдания, которые она оценивает в 100000 рублей.
Считает, что Департамент автомобильных дорог Краснодарского края, Администрация муниципального образования Тихорецкий район, ООО «Дорожная фирма Агат», ООО «Коншан» противоправно бездействуют, что выражаются в непринятии мер по содержанию данного участка дороги, ликвидации деревьев в придорожной полосе и полосе отвода автомобильной дороги, а равно как и непринятию мер по должному содержанию защитных дорожных сооружений, то есть сооружений - деревьев, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение, в том числе и непринятию мер по осуществлению полномочий по санитарной рубке зеленых насаждений, С учетом вины данных причинителей вреда, причинно-следственной связи между бездействиями ответчиков и возникшими у истца неблагоприятными последствиями, просит суд взыскать в ее пользу в счет возмещения материального ущерба причиненного дорожно-транспортным происшествием 144548,04 рублей, в счет возмещения морального вреда 100000 рублей.
Взыскать в пользу истца понесенные по делу судебные расходы в размере 30000 рублей, расходы на оплату услуг оценщика в размере 4000 рублей, расходы на оплату услуг эвакуатора в размере 2000 рублей, расходы за оплату нотариальной доверенности в размере 600 рублей, расходы за услуги произведения ксерокопий документов 850 рублей, расходы за оплату экспертизы ГБУЗ СМЭ в размере 1075 рублей.
В судебном заседание представитель истца Ковалев А.В., поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Тихорецкий район Зоткин Р.С. в судебном заседании заявил, что администрация Тихорецкого района является не надлежащим ответчиком, суду представил свои письменные возражения из содержания которых следует, что в отношении администрации муниципального образования Тихорецкий район истец основывает свои требования тем, что дерево явившееся причиной дорожно-транспортного происшествия на участке дороги «<адрес> произрастало на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, находящемся в неразграниченной государственной собственности, а также тем, что по существу данного происшествия в администрацию муниципального образования Тихорецкий район при проведении проверки Тихорецкой межрайонной прокуратурой было направлено представление о нарушении законодательства.
В адрес администрации было направлено представление Тихорецкой межрайонной прокуратуры об устранении нарушений лесного и земельного законодательства от 30 июля 2013 года № 6/71333 в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» было рассмотрено администрацией муниципального образования Тихорецкий район с участием помощника Тихорецкого межрайонного прокурора и в адрес Тихорецкого межрайонного прокурора был направлен ответ с мотивированным обоснованием отсутствия вины администрации муниципального образования Тихорецкий район.
В соответствии с указанным представлением в результате проведенной проверки Тихорецкой межрайонной прокуратурой установлено, что на участке автодороги Журавская-Тихорецк 49 км произошло дорожно-транспортное происшествие, которое явилось последствием падения дерева - тополь на автомобиль Балюк О.В. Данное дерево произрастало на расстоянии 10 метров 60 сантиметров от оси дороги на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования - для размещения полезащитных и древесно-кустарниковых насаждений, местоположение которого <адрес>, Новорождественский сельский округ, секция 42 контур 22. Установлено, что согласно сведениям Росреестра и Департамента имущественных отношений <адрес> данный земельный участок находится в не разграниченной государственной собственности. Согласно установленным сведениям автомобильная дорога «Журавская - Тихорецк, км 47+932-70+760, ИНАД 03 ОП РЗ 03К-008, длиной 22828м является государственной собственностью Краснодарского края. Согласно выписки из реестра муниципальной собственности муниципального образования Тихорецкий район от 27.08.2013 года № 5472 полоса насаждений, произрастающая на земельном участке с кадастровым номером №, не числится в реестре муниципальной собственности. Истец в исковом заявлении в части довода о вине администрации муниципального образования Тихорецкий район ссылается на норму части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», однако указанной нормой установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплены следующие основные понятия: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения; полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги. Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 7 июня 2001 года № 369-K3 «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края» данный закон распространяется на автомобильные дороги, находящиеся на территории Краснодарского края, за исключением автомобильных дорог федерального значения, и регулирует отношения, возникающие в связи с использованием указанных автомобильных дорог. Статьей 3 Закона Краснодарского края от 7 июня 2001 года № 369-K3 «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края» установлены термины: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин и оползневых явлений; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения; полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги. Статьей 25 Закона Краснодарского края от 7 июня 2001 года № 369-K3 «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края» установлено, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. В соответствии со статьей 26 Закона Краснодарского края от 7 июня 2001 года № 369-K3 «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края» для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог либо их. участков, расположенных в границах населенных пунктов Краснодарского края, устанавливаются придорожные полосы. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Закона Краснодарского края от 7 июня 2001 года № 369-K3 «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края», постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2008 года № 977 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края», приказом Минтранса РФ от 7 февраля 2007 года № 16 «Об утверждении Правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров», учитывая национальный стандарт РФ ГОСТ Р5 23 98-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 года № 296-ст), рассматриваемая дорога по технической классификации относится к третьей категории и ширина каждой придорожной полосы данной дороги устанавливается в размере пятидесяти метров. Следовательно, учитывая вышеуказанные данные, не зависимо от того находилось ли дерево, явившееся причиной ДТП, в полосе отвода автомобильной дороги «станица Журавская-город Тихорецк» или в её придорожной полосе, оно является элементом озеленения, имеющим защитное значение для дороги. В соответствии с пунктами 5-7 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, в отношении территорий которых принято такое решение. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет. В разрез с вышеуказанным требованием закона решение об установлении границ придорожных полос в адрес администрации муниципального образования Тихорецкий район не направлялось. В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. В соответствии с пунктом 1.1 постановления главы администрации Краснодарского края от 3 сентября 2007 года № 806 «О департаменте автомобильных дорог Краснодарского края» установлено, что Департамент автомобильных дорог Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим функции государственного управления в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края. В соответствии пунктом 3.6 постановления главы администрации Краснодарского края от 3 сентября 2007 года № 806 «О департаменте автомобильных дорог Краснодарского края» в области комплексного развития и устойчивого функционирования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в части придорожных полос департамент автомобильных дорог Краснодарского края осуществляет следующие функции: дачу согласия на прокладку или переустройство инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; дачу согласия на установку рекламных конструкций в границах придорожных полос автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; дачу согласия на строительство, реконструкцию объектов дорожного сервиса и иных сооружений капитального типа в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения или объектов, находящихся вне этих полос, но требующих для эксплуатации специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянки автомобилей); организует контроль за размещением объектов и инженерных коммуникаций различного назначения в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; согласовывает строительство пересечений автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с железной дорогой и проведение владельцами железнодорожных переездов работ по их ремонту и реконструкции; осуществляет надзор за состоянием автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и связанных с ними сооружений и дорожной инфраструктуры, использованием полосы отвода и придорожной полосы; ведение информационного отраслевого банка данных о состоянии и использовании земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения; согласование местоположения границ земельных участков смежных землепользователей с полосой отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; согласование местоположения границ земельных участков смежных землепользователей при предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам в придорожных полосах автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Согласно акту комплексной комиссионной проверки автомобильной дороги регионального значения станица Журавская – город Тихорецк, проводимой 30 мая 2012 года в Тихорецком районе, в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 апреля 2012 года №350-р, рабочей группой в составе представителей Департамента, ГКУ КК «Краснодаравтодор», ООО «Дорожная фирма «Агат», с участием представителей администрации муниципального образования Тихорецкий район, РДПС ГИБДД города Тихорецка, заместителя главы Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района предложен к выполнению комплекс мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения и на устранение причин возникновения ДТП, в том числе в разделе «Деревья и растительность, ухудшающая условия дорожного движения» - ликвидировать близко стоящие деревья, угрожающие участникам дорожного движения, на участке автодороги км 49+000 (район Новорождественского сельского поселения). В соответствии с государственными контрактами от 10 декабря 2012 г ода №668 и от 24 декабря 2012 года №714, ответственной за содержание автомобильной дороги «станица Журавская-город Тихорецк» является ООО «Дорожная фирма «Агат», ООО «Коншан» выполняет работы по содержанию автомобильных дорог регионального или муниципального значения в 2013 году в Выселковском, Тихорецком и других районах. Так, в соответствии с Приложением №4 к государственному контракту от 24 декабря 2012 года №714, заключенному между Управлением автомобильных дорог Краснодарского края и ООО «Дорожная фирма «Агат» технические требования к выполнению работ по ликвидации деревьев содержат требования относительно ликвидации деревьев, находящихся в придорожных полосах обслуживаемых дорог. Тоже требование содержится в разделе «Технические требования к выполнению работ по ликвидации деревьев» государственного контракта от 10 декабря 2012 года №668.
Просит суд принять во внимание, что в соответствии с актом осмотра земельного участка от 04 октября 2013 года и приложенными фотоматериалами, наличествует факт частичного опила и частичной ликвидации деревьев, расположенных слева автодороги «<адрес> <адрес> (<адрес>). Учитывая вышеизложенные факты и приведенные нормы права, администрация муниципального образования Тихорецкий район не несет обязанности по обеспечению соответствия установленным правилам, стандартам и другим нормативным документам состояния полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги «<адрес>-<адрес>», а также не имеет полномочий по санитарному обслуживанию растительности, произрастающей в границах указанных полос.
В связи с чем, считает, что имеются конкретные юридические лица имеющие полномочия по содержанию автомобильной дороги «<адрес>- <адрес>», следовательно доводы истца относительно вины администрации муниципального образования Тихорецкий район несостоятельны.
Представитель ответчика - Департамента автомобильных дорог Краснодарского края в судебном заседании пояснил, что в соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте автомобильных дорог Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 3 сентября 2007 года № 806, Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим функции государственного управления в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края и осуществления дорожной деятельности.
Согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2008 года № 977 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края», автомобильная дорога регионального значения <адрес> - <адрес> находится в государственной собственности Краснодарского края, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права от 22 августа 2005 года.
В силу пункта 13, статьи 3 и пункта 1 статьи 17 Закона Краснодарского края от 7 июня 2001 года № 369-K3 «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края» под содержанием дорог подразумевается комплекс работ по поддержанию их технического состояния, а также организации движения, в том числе посредствам поддержания безопасных условий движения транспорта и обеспечению безопасности дорожного движения.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог, утверждённая приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года №402, предусматривает скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубка деревьев и кустарника с уборкой и утилизацией порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом.
Согласно акту комплексной комиссионной проверки автомобильной дороги регионального значения <адрес> – <адрес>, проводимой 30 мая 2012 года в Тихорецком районе, в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 апреля 2012 года №350-р, рабочей группой в составе представителей Департамента, ГКУ КК «Краснодаравтодор», ООО «Дорожная фирма «Агат», с участием представителей администрации муниципального образования Тихорецкий район, РДПС ГИБДД города Тихорецка, заместителя главы Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района предложен к выполнению комплекс мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения и на устранение причин возникновения ДТП, в том числе в разделе «Деревья и растительность, ухудшающая условия дорожного движения» - ликвидировать близко стоящие деревья, угрожающие участникам дорожного движения, на участке автодороги км 49+000 (район Новорождественского сельского поселения).
По итогам торгов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», между Департаментом и ООО «Дорожная фирма «Агат» 10 декабря 2012 года заключен государственный контракт № 668 (далее - государственный контракт) на выполнение работ «Содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2013 году в Тихорецком районе».
Таким образом, ООО «Дорожная фирма «Агат» является ответственной организацией за содержание автомобильной дороги регионального значения <адрес> – <адрес> км 47+932 - 70+760.
По итогам торгов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» между Департаментом и ООО «Коншан» 24 декабря 2012 года заключен государственный контракт № 714 (далее - государственный контракт) на выполнение работ «Содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в 2013 году в Выселковском<адрес> <адрес>х (2 этап)».
Согласно условиям государственного контракта к обязательствам ООО «Коншан» относится выполнение работ «Ликвидация деревьев на автомобильной дороге <адрес> – <адрес>, км 47+932 - 70+760», в соответствии с календарным планом с 10 января 2013 года по 20 декабря 2013 года.
Таким образом, ООО «Коншан» является ответственной организацией за валку деревьев, заглублённое спиливание пней, погрузку и транспортирование порубочных остатков на автомобильной дороге регионального значения <адрес>
Вместе с тем, в ходе изучения земельно-правовой документации Департаментом установлено, что общая ширина полосы отвода на автомобильной дороге регионального значения <адрес> – <адрес> на участке км 49+800, в пределах которой в том числе ООО «Коншан» обязано производить работы, составляет 18 м.
Согласно статье 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения о департаменте автомобильных дорог Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 3 сентября 2007 года №806, Департамент осуществляет надзор за состоянием автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и связанных с ними сооружений и дорожной инфраструктуры, использованием полосы отвода и придорожной полосы.
При рассмотрении Департаментом схемы места совершения административного правонарушения от 23 апреля 2013 года установлено, что упавшее дерево росло слева от оси автомобильной дороги регионального значения <адрес> – <адрес> на участке км 49+800, на расстоянии 10 м. 35 см., при этом, полоса отвода слева автомобильной дороги регионального значения <адрес> – <адрес> на участке км 49+800 составляет 9 м.
Таким образом, упавшее дерево росло вне границ полосы отвода автомобильной дороги регионального значения <адрес> – <адрес> на участке км 49+800.
В связи с чем, собственник автомобильной дороги регионального значения <адрес> – <адрес>, Департамент, ООО «Дорожная фирма «Агат», а также ООО «Коншан, не могут нести ответственность за ущерб, причиненный имуществу истца в результате падения дерева, произрастающего на земельном участке вне границы полосы отвода автомобильной дороги регионального значения <адрес> – <адрес> км 47+932 - 70+760.
Одновременно просит суд учесть, что прокуратурой Краснодарского края проведена проверка по обращению Балюк О.В. по факту дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 23 апреля на участке автомобильной дороги <адрес> – <адрес>.
По результатам проверки установлено, что упавшее дерево росло вне границ земельного участка, необходимого для эксплуатации автомобильной дороги. При этом, на земельный участок с кадастровым номером №, на котором росло упавшее дерево, государственная собственность не разграничена, в связи с чем, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2011 года № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение им осуществляется органами местного самоуправления.
Выявленные факты ненадлежащего осуществления полномочий по санитарной рубке зеленых насаждений послужили основанием для внесения межрайонным прокурором главе администрации муниципального образования Тихорецкий район представления.
Данные факты нашли свое подтверждение в письме прокуратуры Краснодарского края от 25 июля 2013 года № 7/3-350-2013.
Также считает необходимым обратить внимание суда на то обстоятельство, что по результатам проведенного ОГИБДД ОМВД России по Тихорецкому района административного расследования в отношении Департамента вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, что подтверждается уведомлением от 1 августа 2013 года № 63/11-1884.
На основании вышеизложенного, просит суд отказать Балюк О.В. о взыскании материального ущерба и морального вреда с Департамента, поскольку последний является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика - ООО «Дорожная фирма Агат» в судебном заседании пояснил, что Балюк О.В. подано исковое заявление о взыскании материального ущерба и морального вреда, причиненных в результате ДТП, произошедшего 23.04.2013 года на участке автодороги <адрес>-<адрес> 49 км. На машину истца упало дерево, произрастающее за полосой отвода а/д <адрес>-<адрес>. В качестве соответчика для участия в деле привлечено ООО «Дорожная фирма «Агат».
Считает, что общество с ограниченной ответственностью «Дорожная фирма «Агат» является ненадлежащим ответчиком по иску, в связи с чем, исковые требования Балюк О.В. не признает по следующим основаниям.
Между Управлением автомобильных дорог Краснодарского края и Обществом был заключен государственный контракт № 668, предметом которого является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2013 году в Тихорецком районе. В перечень объектов (приложение № 2 к контракту), на которых ведутся работы по содержанию включена автомобильная дорога Журавская-Тихорецк на определенном участке протяженностью 22,828 км.
В силу статьи 3 Федерального закона от 8.11.2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) автомобильная дорога - то объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Субъект Российской Федерации - Краснодарский край является собственником автомобильной дороги «Журавская-Тихорецк» в границах полосы отвода, и как собственник имеет право распоряжаться только принадлежащим ему объектом, в том числе и нести обязанности по его содержанию.
Таким образом, работы по государственному контракту № 668 на содержание автомобильной дороги <адрес>- <адрес> выполняются до границы полосы отвода данной дороги, которая соответственно является границей земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации. На территорию указанного земельного участка распространяется ответственность Общества за надлежащее выполнение работ, как подрядчика.
Упавшее дерево росло за границей полосы отвода, а, следовательно, не входило в зону ответственности лица, выполняющего работы по содержанию автомобильной дороги.
Суд не должен принимать во внимание попытки истца сделать виновными всех лиц, поименованных в качестве соответчиков в иске, путем смешивания понятий полосы отвода автомобильной дороги и придорожной полосы, так как земельный участок, на котором находится придорожная полоса, не является собственностью Краснодарского края, и в состав объектов, обслуживаемых по государственному контракту, не входит.
Придорожная полоса не является частью автомобильной дороги, не выделяется отдельным объектом в виде самостоятельного земельного участка - это территория, на которой вводится особый режим использования земельного участка (части) на основании решения органа исполнительной власти субъекта РФ.
В силу вышеназванного закона строительство, реконструкция объектов в придорожной полосе осуществляется только при наличии письменного согласия владельца автодороги, в связи с чем в функции Управления автомобильных дорог Краснодарского края в том числе входит и осуществление надзора за использованием придорожной полосы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ и условиями государственного контракта № 668, просят отказать Балюк О.А. в удовлетворении требований о взыскании с ООО «Дорожная фирма «Агат» солидарно в счет материального ущерба, причиненного ДТП 144548,04 рублей и морального вреда в размере 100000 рублей. Отказать Балюк О.А. в удовлетворении требований о взыскании с ООО «Дорожная фирма «Агат» солидарно судебные расходы в размере 25000 руб., расходы на оценку 4000 руб., услуги эвакуатора 2000 руб., госпошлину за удостоверение доверенности 600 руб., расходы на ксерокопирование 850 руб., расходы на проведение экспертизы 11075 руб.
Представитель ответчика - ООО «Коншан» в судебном заседании, требования истца не признал, суду пояснил, что ООО «Коншан» производили обрезку деревьев на данном участке дороги, все мероприятия по омолаживанию деревьев, валки деревьев, заглубленному спиливанию пней, погрузки и транспортировке порубочных остатков на автомобильной дороге станица <адрес> <адрес> были произведены с соблюдением требований заказчика (приложение № 4 к государственному контракту, лист 10).
И.о. заместителя Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. в судебном заседании требования истца подержала, суду пояснила, что исследовав представленные суду возражения и документы, а так же выслушав всех участников судебного разбирательства, считает необходимым взыскать с ООО «Коншан» и ООО ««Дорожная фирма Агат» в пользу Балюк О.В. материальный ущерб и моральный вред.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает следующее.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являются её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;
придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, её сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
Таким образом, автомобильная дорога сообщением «Журавская-Тихорецк» в силу статьи 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорогой деятельности в Российской Федерации» относится к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения Краснодарского края, предназначенной для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорогого движения. Указанная автодорога находится в собственности Краснодарского края, на который в соответствии с положениями Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и возложена обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, а когда эксплуатационное состояние дорог не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В соответствии с пунктом 14 Приказа Минтранса Российской Федерации от 12.11.2007 N 160 (ред. от 06.08.2008) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», в состав работ по озеленению входят:
1) уход за посадками, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, защита лесопосадок от пожаров, борьба с вредителями и болезнями растений, подсадка деревьев и кустарников;
2) скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубка деревьев и кустарника с уборкой порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом.
В соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 в ред. от 10.05.2010 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно статей 3, 5 Федерального закона «О безопасности дорогого движения» N 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорогого движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорогого движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорогого движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создается придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Согласно статье 25 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ в ред. от 18.07.2011 зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:
1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;
2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории.
Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального. Местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 02.09.2009 N717 в ред. от 11.03.2011 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса») В приложениях N 1 - 7 к настоящим нормам в норме отвода земель: а) состоящей из 3 чисел: 1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I - III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий.
Фактически, по смыслу данного законодательного акта определена полоса отвода всех дорог на территории России, которая составляет не менее 15 до 25 метров с каждой стороны дороги.
По итогам торгов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», между Департаментом и ООО «Дорожная фирма «Агат» 10 декабря 2012 года заключен государственный контракт № 668 (далее - государственный контракт) на выполнение работ «Содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2013 году в Тихорецком районе».
Таким образом, ООО «Дорожная фирма «Агат» является ответственной организацией за содержание автомобильной дороги регионального значения <адрес> – <адрес> <адрес>.
По итогам торгов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» между Департаментом и ООО «Коншан» 24 декабря 2012 года заключен государственный контракт № 714 (далее - государственный контракт) на выполнение работ «Содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в 2013 году в <адрес>, <адрес>х (2 этап)».
Согласно условиям государственного контракта к обязательствам ООО «Коншан» относится выполнение работ «Ликвидация деревьев на автомобильной дороге <адрес> – <адрес>, км 47+932 - 70+760», в соответствии с календарным планом с 10 января 2013 года по 20 декабря 2013 года.
Таким образом, ООО «Коншан» является ответственной организацией за валку деревьев, заглублённое спиливание пней, погрузку и транспортирование порубочных остатков на автомобильной дороге регионального значения <адрес> – <адрес> <адрес>.
Кроме того, условиями данных договоров предусмотрена и имущественная ответственность сторон – пункт 6.2 (№ 668), пункт 7.2 (№714) - указано, что в случае предъявления исков по дорожным условиям на обслуживаемых дорогах в результате ДТП, подрядчик самостоятельно возмещает материальный ущерб заказчику или истцам.
В соответствии с пунктом 3.6 Постановления главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 N806 «О создании Управления (Департамента) автомобильных дорог Краснодарского края» (вместе с «Положением об Управлении автомобильных дорог Краснодарского края») в области комплексного развития и устойчивого функционирования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Управление (Департамент) автомобильных дорог Краснодарского края выполняет функции, обеспечивающие решение поставленных перед ним задач: осуществляет надзор за состоянием автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и связанных с ними сооружений и дорожной инфраструктуры, использованием полосы отвода и придорожной полосы.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ в ред. от 18.07.2011 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению состоянию дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание дорог.
Пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что в случае повреждения транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, в частности расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В судебном заседании установлено, что 23.04.2013 года Балюк О.В., управляя автомобилем ВАЗ - 21140, г\н Т 750 ЕХ, 2006 года выпуска, стала участником (потерпевшей) дорожно-транспортного происшествия на участке автодороге Журавская - Тихорецк 49 км. ДТП произошло при следующих обстоятельствах. 23.04.2013 года в 14 ч. 20 мин. на 49 км+800 м. водитель Балюк Ольга Владимировна управляла ВАЗ 21140 г/н Т750ЕХ123, двигалась по автодороге «<адрес>-<адрес>» со стороны ст. Новорождественской в сторону <адрес>, на 49 км+800 м. слева, в результате порыва ветра на указанный автомобиль произошло падение дерева. В результате дорожно-транспортного происшествия транспортное средство получило механические повреждения, водитель Балюк О.В. была госпитализирована в МБУЗ «Тихорецкая ЦРБ».
Согласно выводам заключения эксперта №360 от 04 июня 2013 года в ходе клинического наблюдения, обследования, стационарного и амбулаторного лечения в Тихорецкой центральной районной больнице в общий период с 23 апреля по 20 мая 2013 года у Балюк О.В. была зафиксирована закрытая черепно-мозговая травма в виде сотрясения головного мозга; при судебно-медицинском осмотре от 15 мая 2013 года из следов телесных повреждений обнаружен мелкий рубец на коже передне-наружной поверхности левого коленного сустава. Учитывая, характер и динамику объективной неврологической симптоматики установленной черепно-мозговой травмы, она квалифицируется как легкий вред здоровью по признаку длительности его расстройства на срок менее 3-х недель (в данном случае длительность лечения не совпадает с продолжительностью ограничения функций органов, связанных с травмой); мелкий рубец на коже в области левого коленного сустава, исходя из его морфологических свойств, сформировавшийся на месте поверхностной резаной раны, расценивается как телеснее повреждение, не причинившее вреда здоровью.
Балюк О.В. является собственником автомобиля ВАЗ 21140 г/н Т750ЕХ123, что подтверждается свидетельством о регистрации 23 ХХ 619366 от 26.10.2012 года, а также ПТС 63 МЕ 738744 от 12.07.2006 года.
Определением государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району от 20 июня 2013 года возбуждено дело об административном правонарушении по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное расследование в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела, установления субъекта данного правонарушения и разрешения дела в соответствии с законом.
Постановлением государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Тихорецкому району от 24 июля 2013 года прекращено производство по делу об административном правонарушении №154, КУСП №7333 от 23.04.2013 года по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно заключению №000045 ООО «Оценка Плюс» полная стоимость восстановительного ремонта (без учета снижения стоимости заменяемых запчастей вследствие их износа) равна 222180 рублей 20 копеек. Стоимость восстановительного ремонта (с учетом снижения стоимости заменяемых запчастей вследствие их износа) равна 144548 рублей 04 копейки.
Оценивая заключение экспертизы с точки зрения относимости и допустимости, суд считает, что оснований подвергать сомнению ее выводы не имеется, поскольку экспертное заключение проведено соответствующим специалистом, оно полно отражает характер имеющихся повреждений автомобиля, а также стоимость работ по его восстановлению, при этом выводы эксперта аргументированы.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 23-АА 346934 от 22 августа 2005 года земли транспорта на земельном участке под объекты автомобильного транспорта, площадью 42,76 га по адресу: <адрес>, <адрес>», с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации – <адрес>.
Согласно уведомлению №14/040/2013-766 от 18.07.2013 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – земельный участок: КН (УН): № по адресу: <адрес>, <адрес> – <адрес>» 49 км + 800 м., площадью 0,39 га.
Согласно сообщению прокуратуры Краснодарского края №7/3-350-2013 от 25.07.2013 года по факту дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 23.04.2013 года на участке автомобильной дороги <адрес> - <адрес> км 49 + 800 м., установлено, что на земельный участок с кадастровым номером № на котором произрастало упавшее дерево, государственная собственность не разграничена, в связи с чем, согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-03 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение им осуществляется органами местного самоуправления.
При этом, выявленные факты ненадлежащего осуществления полномочий по санитарной рубке зеленых насаждений послужили основанием для внесения межрайонным прокурором главе администрации муниципального образования Тихорецкий район представления. Таким образом, для возмещения материального вреда, причиненного принадлежащему заявителю транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, заявителю необходимо обратиться в суд к администрации муниципального образования Тихорецкий район с соответствующим заявлением.
Согласно акту осмотра земельного участка от 04 октября 2013 года, выполненного администрацией муниципального образования Тихорецкий район на земельном участке с кадастровым номером 23:32:0201000:56 произрастало дерево, послужившее причиной ДТП из-за падения 23 апреля 2033 года на автомобиль, управляемый Балюк О.В., двигавшийся по автомобильной дороге регионального значения Журавская-Тихорецк, идентификационный номер дороги 03 ОП РЗ 03К-008. В ходе обследования установлено, что расстояние от оси дороги до места, где произрастало дерево, составляет 10,35 метров; дерево росло в общем ряду деревьев (тополей); рядом растущие в ряду деревья находятся от оси дороги на том же расстоянии, что и упавшее дерево - на 10,35 метров. Обрезка верхней кроны тополей произведена по всему ряду.
В связи с этим указанное обследование дает основание полагать, что дерево росло в зоне ответственности ООО «Коншан», ООО «Дорожная фирма «Агат».
Доводы ответчика о том, что ширина полосы отвода автодороги, на которую распространяется сфера ответственности ответчиков, определяется по фактической ширине проезжей части асфальтобетонного покрытия и обочин по обе стороны от проезжей части, а дерево, которое явилось причиной дорожно-транспортного происшествия, росло в придорожной полосе, тогда как полоса отвода с данной стороны дороги заканчивается в 9 метрах, не могут быть приняты во внимание, так как являются бездоказательными.
Учитывая обстоятельства дорожно-транспортного происшествия и доказательства, представленные сторонами в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что результатом ДТП явилось вина ответчиков, в ведении которых находится автодорога, которую необходимо содержать в безопасном для движения транспортных средств состоянии, поскольку а результате бездействия ответчика нарушаются гарантированные государством права и законные интересы граждан на безопасные условия движения по дорогам.
При этом, суд принимает во внимание, что полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения на автодороге Журавская - Тихорецк являются расходными обязательствами Департамента автомобильных дорог Краснодарского края. Факт нахождения дерева в указанном месте придорожной полосы подтверждается материалами дела.
Статьей 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
Статьей 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Статья 322 Гражданского кодекса Российской Федерации дает все основания утверждать, что солидарные обязательства возникают лишь в случаях, специально предусмотренных законом или договором - при совместном причинении вреда, при неделимости предмета обязательства.
В соответствии со статьей 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса. При невозможности определить степень вины доли признаются равными.
При указанных обстоятельствах суд находит обоснованным вывод о том, что упавшее на автомобиль истца дерево находилось в зоне ответственности ООО «Коншан», ООО «Дорожная фирма «Агат», в связи с чем, на них лежит обязанность возмещения причиненного ущерба потерпевшему.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Суд считает необходимым взыскать солидарно с ответчиков ООО «Коншан», ООО «Дорожная фирма «Агат» в пользу истца материальный ущерб, причиненный ДТП, компенсировать моральный вред.
Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем) – статья 1096 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Для применения ответственности, предусмотренной статьями 15 и 1064 Кодекса, необходимо наличие состава правонарушения, включающего причинение вреда и доказанность его размера, противоправность действий, вину причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшими у истца неблагоприятными последствиями.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
По смыслу положений, закрепленных в статьях 1099–1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, индивидуальных особенностей потерпевшего.
Размер возмещения морального вреда истец Балюк О.В. оценивает в 100000 рублей. С учётом требований статей 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленными в судебном заседании обстоятельствами, учитывая тяжесть причиненного вреда здоровью истца, суд приходит к выводу о взыскании с ответчиков в пользу истца в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей.
В соответствии с положением части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая те обстоятельства, что законные основания для взыскания материального ущерба с ответчика судом установлены, понесенные истцом судебные расходы подлежат взысканию с ответчика по настоящему гражданскому делу.
Истцом в суд представлены документы, подтверждающие понесённые расходы по оценке восстановительного ремонта автомобиля в размере 4000 рублей, расходы на оплату услуг эвакуатора в размере 2000 рублей, расходы за оплату нотариальной доверенности в размере 600 рублей, расходы за услуги произведения ксерокопий документов 850 рублей, расходы за оплату экспертизы ГБУЗ СМЭ в размере 1075 рублей, в связи с чем, указанные денежные средства подлежат взысканию с ответчиков.
В части заявленных требований о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в сумме 4290 рублей, то в связи с удовлетворением иска они также подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.
Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя.
Истец предоставил квитанцию об оплате услуг представителя в размере 30000 рублей, в связи с чем, они подлежат взысканию с ответчиков.
Руководствуясь статьями 98, 100, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Удовлетворить частично заявленные исковые требования.
Взыскать солидарно с ООО «Дорожная фирма Агат», расположенного по адресу: <адрес> промышленная зона, почтовый индекс <данные изъяты> ООО «Коншан», расположенного по адресу: <адрес>, ИНН <данные изъяты> в пользу Балюк Ольги Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженки <адрес> материальный ущерб, причиненный дорожно-транспортным происшествием в размере 144 548 (сто сорок четыре тысячи пятьсот сорок восемь) рублей 04 копейки, в счет компенсации морального вреда 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Взыскать солидарно с ООО «Дорожная фирма Агат», ООО «Коншан» в пользу Балюк Ольги Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженки Туркмении понесенные по делу судебные расходы: расходы на оплату услуг оценщика в размере 4000 рублей, расходы на оплату услуг эвакуатора в размере 2000 рублей, расходы за оплату нотариальной доверенности в размере 600 рублей, расходы за услуги произведения ксерокопий документов 850 рублей, расходы за оплату экспертизы ГБУЗ СМЭ в размере 1075 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 4290 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей, а всего 42815 (сорок две тысяч восемьсот пятнадцать) рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 11.10.2013 года.
Судья