РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 марта 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.
при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-191/2023 по административному исковому заявлению Базалуцкой Наталии Валентиновны к ГУФССП России по Самарской области, врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Гаджикурбановой И.А., судебным приставам-исполнителям ОСП Октябрьского района г. Самары Глебовой А.А., Хабировой Ю.Г., Никоноровой Е.В., Гурову И.Н., Супрун В.Н., Вдовенко Н.П., Паньковой М.А., Лаврентьевой Е.А., начальнику МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В., судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Беломытцевой Г.И. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности, с участием заинтересованных лиц Имирзоева С.С., врио начальника отдела по работе с обращениями граждан и организаций ГУФССП по Самарской области Труниной О.А.,
УСТАНОВИЛ:
26.09.2022 г. (согласно штампу на почтовом конверте) Базалуцкая Н.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с исполнительным листом ВС № 055148039 по делу № 2-198-01-402/2014 от 03.04.2014 г., выданным мировым судьей судебного участка № 2 Александровского района Ставропольского края, с должника Имирзоева Сергея Салеевича взысканы алименты в пользу взыскателя Базалуцкой Наталии Валентиновны на содержание несовершеннолетнего ФИО2, дата года рождения, в размере ? части величины прожиточного минимума для социально-демографической группы «дети» в Ставропольском крае, начиная с 03.04.2014 г. Исполнительный лист ВС № 055148039 от 03.04.2014г. предъявлен для исполнения в Александровское РОСП УФССП России по Ставропольскому краю. В настоящее время исполнительное производство № 6763/22/63039-ИП находится в исполнении судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары Глебовой А.А. В ОСП Октябрьского района г. Самары через электронную приемную административным истцом направлено заявление о возбуждении уголовного дела в отношении должника Имирзоева С.С. за неуплату алиментов. 16.09.2022 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары Глебовой А.А. вынесено постановление о частичном удовлетворении заявления о привлечении Имирзоева С.С. к административной ответственности. Однако из указанного постановления не следует в какой части удовлетворено заявление. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд: признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары Глебовой А.А. от 16.09.2022 г. по исполнительному производству № 67630/22/63039-ИП; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары Глебову А.А. зарегистрировать (передать уполномоченному лицу для регистрации) сообщение о преступлении в соответствии с Приказом Минюста России от 02.05.2006 г. № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях»; взыскать с ГУ ФССП России по Самарской области судебные расходы в размере 10 000 рублей.
Протокольными определениями суда Октябрьского районного суда г. Самары к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Гаджикурбанова И.А., судебные приставы-исполнители ОСП Октябрьского района г. Самары Глебова А.А., Хабирова Ю.Г., Никонорова Е.В., Гуров И.Н., Супрун В.Н., Вдовенко Н.П., Панькова М.А., Лаврентьева Е.А., начальник МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Ткачева Е.В., судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Беломытцева Г.И., а также в качестве заинтересованного лица привлечена врио начальника отдела по работе с обращениями граждан и организаций ГУФССП по Самарской области Трунина О.А.
Административный истец Базалуцкая Н.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (ШПИ 44312380529892), ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административные ответчики ГУФССП России по Самарской области, врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Гаджикурбанова И.А., судебные приставы-исполнители ОСП Октябрьского района г. Самары Глебова А.А., Хабирова Ю.Г., Никонорова Е.В., Гуров И.Н., Супрун В.Н., Вдовенко Н.П., Панькова М.А., Лаврентьева Е.А., начальник МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Ткачева Е.В., судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Беломытцева Г.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (согласно журналам почтовой корреспонденции от 06.03.2023 г., ШПИ 44312380533264), причины неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Заинтересованные лица Имирзоев С.С., врио начальника отдела по работе с обращениями граждан и организаций ГУФССП по Самарской области Трунина О.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закона об исполнительном производстве) предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из положений части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, материалами дела подтверждено, 06.05.2014 г. мировым судьей судебного участка № 2 Александровского района Ставропольского края выдан исполнительный лист ВС № 055148039 по делу № 2-198-01-402/2014 от 03.04.2014 г. о взыскании с Имирзоева Сергея Салеевича, дата г.р., алиментов с в пользу взыскателя Базалуцкой Наталии Валентиновны на содержание несовершеннолетнего ФИО2, дата года рождения,в твердой денежной сумме в размере ? части величины прожиточного минимума, что составляет 3531,50 руб., для социально-демографической группы «дети» согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 12.09.2013 года № 340-П «О величине прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае на 2014 год», начиная со дня вступления настоящего решения в законную силу, и до совершеннолетия Имирзоева Яна Сергеевича. Алименты подлежат последующей индексации пропорционально увеличению величине прожиточного минимума на ребенка в Ставропольском крае.
12.05.2014 г. постановлением судебного пристава-исполнителя Александровского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю на основании исполнительного листа ВС № 055148039 от 03.04.2014 г. возбуждено исполнительное производство № 17345/14/04/26 в отношении должника Имирзоева Сергея Салеевича.
В рамках ИП № 17345/14/04/26 судебным приставом-исполнителем Александровского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю вынесены:
-постановление от 31.01.2019 г. об исполнительном розыске Имирзоева Сергея Салеевича;
-постановление от 24.04.2021 г. о приводе должника Имирзоева С.С. к судебному приставу-исполнителю;
-постановление от 24.04.2021 г. об исполнительном розыске Имирзоева Сергея Салеевича.
Согласно справке-докладу врио начальника МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области от 09.11.2021 г. № 63045/21/89198, в ходе проведения разыскных мероприятий согласно полученному разыскному заданию был осуществлен опрос должника Имирзоева С.С., который пояснил, что зарегистрирован по адресу адрес, но там не проживает, так как постоянно находится в разъездах и поисках заработка.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Александровского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю Феофиловой Л.А. от 01.04.2022 г. постановлено - исполнительное производство № 17345/14/04/26 от 12.05.2014 г. передать в МОСП по ИПР, т.к. указанным постановлением установлено, что должник Имирзоев С.С. проживает по адресу: адрес.
Актом судебного пристава-исполнителя об изменении места совершения исполнительных действий от 01.04.2022 г. постановлено: исполнительный документ в отношении должника Имирзоева С.С. направить для исполнения по территориальности в МОСП по ИПР Самарской области.
01.04.2022 г. судебным приставом-исполнителем Александровского РОСП вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам в отношении должника Имирзоева С.С., которым должнику Имирзоеву С.С. определена задолженность по алиментам за период с 04.05.2014 г. по 31.03.2022 г. на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на 01.04.2022 г. в размере 503 229,65 руб.
Согласно письму заместителя руководителя УФССП по Ставропольскому краю от 07.04.2022 г. № 26901/22/22778 в УФССП России по Самарской области направлены материалы исполнительного производства № 17345/14/04/26 в отношении должника Имирзоеву С.С.
21.07.2022г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Беломытцевой Г.И. исполнительное производство № 65847/22/63045-ИП от 12.05.2014 г. в отношении должника Имирзоева С.С. передано в ОСП Октябрьского района г. Самары.
21.07.2022 г. постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары Глебовой А.А. исполнительное производство № 65847/22/63045-ИП от 12.05.2014 г. возбужденное на основании исполнительного листа ВС № 055148039 от 03.04.2014 г. принято к исполнению.
12.09.2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам в отношении должника Имирзоева С.С., которым должнику Имирзоеву С.С. определена задолженность по алиментам за период с 04.05.2014 г. по 12.09.2022 на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на 12.09.2022 г. в размере 532 504,65 рублей.
10.10.2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам в отношении должника Имирзоева С.С., которым должнику Имирзоеву С.С. определена задолженность по алиментам за период с 04.05.2014 г. по 10.10.2022 г. на содержанием несовершеннолетнего ребенка по состоянию на 10.10.2022 г. в размере 538 110,25 рублей.
31.08.2022 г. Базалуцкая Н.В. через Единый портал государственных и муниципальных услуг направила обращение № 2135007066 в адрес административного ответчика с требованием привлечь к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов Имирзоева С.С.
16.09.2022 г. судебным приставом-исполнителем Глебовой А.А. вынесено постановление об удовлетворении заявления (обращения № 2135007066) в части: в удовлетворении заявления привлечения должника к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ отказать, указанным постановлением установлено: в части привлечения должника к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ заявление Глебова А.А. признает необоснованным и не подлежащем удовлетворению в связи с обстоятельствами на которые ссылается заявитель, необоснованы; для привлечения должника по ст. 157 УК РФ необходимо составить протокол об административном правонарушении по ст. 5.35 КоАП РФ, исполнительное производство возбуждено 12.08.2022 г., срок для привлечения должника к административной ответственности не наступил.
31.08.2022 г. Базалуцкая Н.В. через Единый портал государственных и муниципальных услуг направила обращение № 2134980199 в адрес административного ответчика с требованием привлечь к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов Имирзоева С.С.
16.09.2022 г. судебным приставом-исполнителем Глебовой А.А. вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (обращения № 2134980199) Базалуцкой Н.В., указанным постановлением установлено: в части привлечения должника к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ заявление Глебова А.А. признает необоснованным и не подлежащем удовлетворению в связи с обстоятельствами на которые ссылается заявитель, необоснованы; для привлечения должника по ст. 157 УК РФ необходимо составить протокол об административном правонарушении по ст. 5.35 КоАП РФ, исполнительное производство возбуждено 12.08.2022 г., срок для привлечения должника к административной ответственности не наступил.
Согласно ответа, о результатах обращения Базалуцкой Н.В., врио начальника отдела по работе с обращениями граждан и организаций Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области от 21.07.2022 г. № 61918/22/70112 сообщается, что 13.04.2022 г. в Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области (далее по тексту – Управление) из Александровского РОСП УФССП по Ставропольскому краю поступили материалы исполнительного производства № 17345/14/04/26 в отношении Имирзоева С.С. на бумажном носителе. 15.04.2022 г. за исх. № 63906/22/27146 отделом документационного обеспечения Управления сопроводительным письмом в отделение судебных приставов Октябрьского района г. Самары (далее по тексту – Отделение) направлены материалы исполнительного производства № 17345/14/04/26 в отношении Имирзоева С.С. 20.04.2022 г. материалы исполнительного производства № 17345/14/04/26 в отношении Имирзоева С.С. поступили в Отделение. 25.04.2022 в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления (далее по тексту – МОСП по ИПР) посредством системы электронного документооборота (далее по тексту-СЭД) поступило постановление о передаче исполнительного производства № 17345/14/04/26 в отношении Имирзоева С.С., направленное судебным приставом-исполнителем Александровского РОСП УФССП по Ставропольскому краю. 21.07.2022 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИПР принято к исполнению постановление о передаче исполнительного производства № 17345/14/04/26 в отношении Имирзоева С.С. 21.07.2022 г. судебным приставом-исполнителем исполнительное производство № 17345/14/04/26 в отношении Имирзоева С.С. принято к исполнению с присвоением нового номера исполнительного производства № 67630/22/63039-ИП. В ходе проведенной Управлением проверки выявлены нарушения сотрудниками Отделения и МОСП по ИПР, в связи с чем в отношении виновных сотрудников приняты меры реагирования.
В силу ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно положениям ст.4 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. ст. 12 и 13 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» от 21.07.1997 № 118-ФЗ (далее по тексту ФЗ о судебных приставах) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель должен принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, не допуская при этом ущемления прав, законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны: наименование подразделения судебных приставов и его адрес; дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления.
Согласно ч. 2.3 ст. 14 Закона об исполнительном производстве требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, постановления Федеральной службы судебных приставов, вынесенных в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, если иной порядок не установлен настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если: исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя, или указанное заявление не подписано взыскателем (его представителем), за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя, или указанное заявление не соответствует требованиям, предусмотренным частью 2.2 статьи 30 настоящего Федерального закона; исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона; истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению; документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона, за исключением требования об указании необходимых идентификаторов должника; исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона; исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона; не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению; исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов; исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона; исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка; исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 1.2 статьи 12, частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона; исполнительный документ выдан в отношении требования, указанного должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, при этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве включены сведения о возбуждении в отношении должника-гражданина процедуры внесудебного банкротства и указанная процедура внесудебного банкротства не прекращена (за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 223.4 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"); исполнительный документ выдан в отношении требования, указанного должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, при этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве включены сведения о завершении процедуры внесудебного банкротства (за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в пункте 2 статьи 223.6 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона об исполнительном производстве если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона об исполнительном производстве требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 33 Закона об исполнительном производстве после установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель: передает исполнительное производство на исполнение в другое подразделение судебных приставов в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частями 7 - 7.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 7 ст. 33 Закона об исполнительном производстве если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов.
Согласно п. 2 ч. 7.1 ст. 33 Закона об исполнительном производстве постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов утверждается: главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, - при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с ч. 7.2 ст. 33 Закона об исполнительном производстве постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ.
Согласно ч. 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
В соответствии п. 1, п. 2, п. 7, п. 11, п. 17 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В силу ч. 1 ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 Закона об исполнительном производстве меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Согласно ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 122 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения Федеральной службой судебных приставов, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно п. 2 ст. 10 ФЗ о судебных приставах старший судебный пристав, в том числе : организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
В соответствии со ст. 5.35.1 КоАП РФ неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.
Согласно ст. 157 УК РФ неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, - наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Неуплатой родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6 от 27.04.2021 г. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» (далее по тексту - Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6) статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за неуплату без уважительных причин лицом средств на содержание (далее также - алименты) несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (далее также - дети), или нетрудоспособных родителей в нарушение: судебного акта, в том числе решения суда, судебного приказа, постановления о взыскании алиментов до вступления в законную силу решения суда о взыскании алиментов; нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов (далее также - соглашение об уплате алиментов) - в течение двух и более месяцев после возбуждения исполнительного производства и при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6 под нарушением судебного акта или соглашения об уплате алиментов следует понимать неуплату алиментов в размере, в срок и способом, которые установлены данным решением или соглашением.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6 период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства (далее - период неуплаты алиментов). Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (часть 2 статьи 4.5, статья 4.8 КоАП РФ).
Согласно абзацу 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
В соответствии с абз. 5 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Согласно с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании действующего законодательства, с учетом представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства суд отказывает административному истцу в удовлетворении административных исковых требованиях, поскольку, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары Глебовой А.А. от 16.09.2022 г. по исполнительному производству № 67630/22/63039-ИП административному истцу отказано в привлечении к уголовной ответственности должника Имирзоева С.С., т.к. должник Имирзоев С.С. не подвергался, в соответствии со ст. 5.35.1 КоАП РФ административному наказанию за неуплату алиментов без уважительных причин, соответственно отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ.
Доводы административного истца на то, что в постановлении от 16.09.2022 г. не указано в какой части удовлетворено постановление, а также, что вынося постановление об удовлетворении, судебный пристав-исполнитель фактически отказывает в удовлетворении ходатайства, отклоняется судом, поскольку из постановления об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 16.09.2022 г. № 63039/22/304083 следует, что в удовлетворении заявления (ходатайства) административного истца отказано в полном объеме и по сути оснований отказа в постановлении об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 16.09.2022 г. № 63039/22/304084, как указано в требованиях административного истца о привлечении должника к уголовной ответственности, не меняют.
Поскольку административному истцу отказано в требованиях, то оснований для возложения на административных ответчиков какой-либо обязанности (равно как и оснований для взыскания с ГУ ФССП России по Самарской области судебных расходов) не имеется.
При указанных обстоятельствах требования административного истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Базалуцкой Наталии Валентиновны - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 30.03.2023 г.
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
Копия верна.
Судья:
Секретарь: