РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара
дата. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Борисовой М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к Набиуллиной В. Г. об установлении факта утраты возможности взыскания недоимки,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что решением ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары №... от дата Набиуллиной В.Г. был начислен налог на доходы физических лиц в сумме 2112240 рублей, пени в размере 284335 рублей 44 копеек, штраф в размере 1 225 068 рублей. дата Набиуллиной В.Г. выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №..., которое ей добровольно исполнено не было, что явилось основанием для обращения инспекции в суд с требованием о взыскании недоимки по налогу. Решением Октябрьского районного суда г. Самары от дата по делу №... требования Инспекции были удовлетворены в полном объеме. Решение суда вступило в законную силу, на основании него был выдан исполнительный лист, предъявленный на исполнение в службу судебных приставов. дата было возбуждено исполнительное производство. дата исполнительное производство окончено в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультативными.
На основании изложенного, просит суд установить факт утраты возможности взыскания недоимки по налогам, а также задолженности по пени и штрафам ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары с Набиуллиной В.Г., которая образовалась на основании решения №... от дата, выставленная в требовании об уплате налога №... от дата по состоянию на дата на общую сумму 4240156 рублей 16 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары №... от дата Набиуллиной В.Г. следует уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 2112240 рублей, пени в размере 284335 рублей 44 копеек, штраф в размере 1 225 068 рублей.
На основании данного решения налоговым органом дата Набиуллиной В.Г. было выставлено требование №... об уплате налога, сбора, пени, штрафа, сроком исполнения до дата.
Установлено, что данное требование об уплате налога налогоплательщиком в добровольном порядке исполнено не было.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от дата по гражданскому делу №... было постановлено: «Исковые требования Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самара удовлетворить. Взыскать с Набиуллиной В. Г. сумму задолженности по НДФЛ в размере 3621643,44 руб. (три миллиона шестьсот двадцать одна тысяча шестьсот сорок три) руб. 44 коп., в том числе налог – 2112240 руб., пени – 284335,44 руб., штраф – 1225068 руб.».
Установлено, что во исполнение данного решения суда дата представителю Инспекции был направлен исполнительный лист на взыскание вышеуказанной задолженности с должника Набиуллиной В.Г. Требования исполнительного документа должником исполнены не были.
Обращаясь в суд с указанными требованиями, административный истец ссылается на пропуск срока предъявления исполнительного листа в службу судебных приставов и утрату возможности взыскания недоимки, пени и штрафа в связи с истечением установленного срока взыскания.
Согласно пункту 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Абзацем первым пункта 1 статьи 45 названного Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В пункте 1 статьи 59 НК РФ приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию.
Одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса).
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе и в мотивировочной части судебного акта. Вместе с тем, как установлено материалами дела, сумма задолженности по НДФЛ была взыскана с Набиуллиной В.Г. в судебном порядке, что по существу исключает возможность признания спорной задолженности безнадежной к взысканию в связи с истечением установленного срока для взыскания.
С требованием о взыскании с налогоплательщика пени по уплате налога, начисленных после вынесения решения от дата, налоговый орган в установленном законом порядке не обращался.
Административный истец указывает на невозможность принудительного исполнения исполнительного документа о взыскании суммы задолженности по налогу по причине пропуска срока предъявления исполнительного листа к исполнению после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание и все принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными (п. 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях: ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Поскольку сведений о наличии таких обстоятельств в настоящем деле не имеется, то не усматривается оснований для применения указанных норм закона, применительно к настоящему административному спору.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Согласно п.п. 1-3 ст. 22 данного Закона срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: 1) предъявлением исполнительного документа к исполнению; 2) частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
На основании п. 1 ст. 23 указанного Закона взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, налоговый орган, пропустивший срок предъявления исполнительного листа к исполнению, не лишен права обратиться с соответствующим заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары об установлении факта утраты возможности взыскания недоимки.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административные исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к Набиуллиной В. Г. об установлении факта утраты возможности взыскания недоимки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено дата
Судья (подпись) Е.А. Митина
Копия верна.
Судья секретарь