РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пос. Хотынец 13 декабря 2012 года
Хотынецкий районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Селищевой И.В.,
при секретаре Нестеровой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Хотынецкого района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснорябинского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области о признании незаконным бездействия в части официального опубликования муниципальных нормативно-правовых актов, их проектов и иной обязательной для опубликования информации, понуждении к исполнению требований законодательства в части официального опубликования нормативно-правовых актов и ежеквартальных сведений,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Хотынецкого района Орловской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснорябинского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области о признании незаконным бездействия в части официального опубликования муниципальных нормативно-правовых актов, их проектов и иной обязательной для опубликования информации, о понуждении к исполнению требований законодательства в части официального опубликования нормативно-правовых актов и ежеквартальных сведений.
В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что органами местного самоуправления сельских поселений, в том числе Краснорябинского сельского поселения, принимаются нормативно - правовые акты в бюджетной сфере, затрагивающие права и интересы жителей населенных пунктов поселений, разрабатываются проекты нормативно - правовых актов, которые утверждаются сельскими Советами народных депутатов.
Так, решениями Совета народных депутатов Краснорябинского сельского поселения несколько раз в год утверждаются изменения, вносимые в бюджет поселения, ежеквартально утверждаются отчеты об исполнении бюджета поселения. Однако в нарушение требований ст.36 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст.17, 47, п.6 ст.52 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Краснорябинского сельского поселения, муниципальные нормативно-правовые акты об утверждении изменений, вносимых в бюджет поселения, решений об утверждении отчетов об исполнении бюджета поселения, а также сведения о численности муниципальных служащих органов местного
-2-
самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание администрацией Краснорябинского сельского поселения не публикуются в районной газете «Трибуна хлебороба».
Администрацией Краснорябинского сельского поселения до настоящего времени не опубликованы решения Краснорябинского сельского Совета народных депутатов от N-числа № «О внесении изменений в бюджет Краснорябинского сельского поселения на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», от N-числа № «Об исполнении бюджета Краснорябинского сельского поселения за 9 месяцев 2012 года», а также сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.
В ходе проведенных в 2010 году прокуратурой района проверок были выявлены аналогичные нарушения, допущенные администрацией сельского поселения. По фактам выявленных нарушений в адрес главы Краснорябинского сельского поселения было направлено представление об устранении выявленных нарушений. Однако до настоящего времени нарушения в части опубликования нормативно - правовых актов и указанных выше сведений допускаются администрацией сельского поселения.
Указал, что бездействием органа местного самоуправления–администрации Краснорябинского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области нарушаются права населения муниципального образования данного поселения, которое, не имея информации, в том числе, о доходной и расходной частях бюджета муниципального образования, не может возразить или иным способом выразить свое мнение по тем или иным вопросам, касающимся бюджета муниципального образования и его исполнения.
Просил признать незаконным бездействие администрации Краснорябинского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области, выразившееся в неосуществлении официального опубликования вышеназванных решений и сведений, обязать администрацию Краснорябинского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области официально опубликовать вышеуказанные решения и сведения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хотынецкого района Орловской области Беликова И.Н. заявленные требования уточнила, просила обязать администрацию Краснорябинского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области в срок до 1 февраля 2013 года официально опубликовать решения и сведения, указанные в заявлении в районной газете «Трибуна хлебороба». В остальном заявленные требования поддержала в полном объеме.
Глава Краснорябинского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области Максимова Г.В. в судебном заседании заявление прокурора признала полностью, о чем представила соответствующее заявление, приобщенное к протоколу судебного заседания.
Выслушав заявителя, главу Краснорябинского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области Максимову Г.В., изучив материалы дела,
-3-
суд приходит к следующим выводам:
В статье 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип прозрачности (открытости), который подразумевает под собой обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией).
В силу статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о бюджете содержит основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета. В решении о бюджете содержатся нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в случае, если они не установлены бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 6 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Статья 47 данного Федерального закона предусматривает, что все нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, проживающих на соответствующей территории, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
-4-
Аналогичная норма содержится в статье 30 Устава Краснорябинского
сельского поселения Хотынецкого района Орловской области, принятого постановлением Краснорябинского сельского Совета народных депутатов N-числа №, в соответствии с которой муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Постановления нормативно-правового характера сельского Совета народных депутатов подлежат направлению главе сельского поселения, который в течение 10 дней подписывает их и опубликовывает (обнародует). Постановления нормативно-правового характера главы сельского поселения подлежат опубликованию (обнародованию) в трехдневный срок с момента их подписания.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, среди прочих, обладают полномочием по доведению до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
В бюджете Краснорябинского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области содержатся перечень главных администраторов доходов бюджетов; перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджетов; распределение бюджетных ассигнований; общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств; общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов; источники финансирования дефицита бюджетов. Бюджет и вносимые в него изменения, отчеты об их исполнении, касающиеся всех вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, затрагивают права, свободы и обязанности жителей муниципальных образований.
Судом установлено, что в Хотынецком районе Орловской области располагается Автономное учреждение Орловской области «Редакция газеты «Трибуна хлебороба», с помощью печатного средства массовой информации – Хотынецкой районной газеты Орловской области «Трибуна хлебороба» возможно опубликование муниципальных правовых актов и иных сведений и информации.
Вместе с тем в нарушение всех вышеуказанных положений действующего законодательства, администрацией Краснорябинского сельского поселения Хотынецкого района требования в части официального опубликования решений Совета народных депутатов сельского поселения об утверждении изменений, вносимых в бюджет поселения, решений об утверждении отчетов об исполнении бюджета поселения, а также сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников
-5-
муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, не исполняются.
В 2010 году прокуратурой Хотынецкого района Орловской области в ходе проведенных общенадзорных проверок были выявлены аналогичные нарушения, допущенные администрацией Краснорябинского сельского поселения. По фактам выявленных нарушений в адрес главы поселения было направлено представление об устранении выявленных нарушений <данные изъяты>
Между тем администрацией Краснорябинского сельского поселения до настоящего времени не опубликованы решения Краснорябинского сельского Совета народных депутатов от N-числа № «О внесении изменений в бюджет Краснорябинского сельского поселения на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», от N-числа № «Об исполнении бюджета Краснорябинского сельского поселения за 9 месяцев 2012 года», а также сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.
Суд полагает, что бездействием органа местного самоуправления нарушаются права населения муниципального образования данного поселения, поскольку, не имея информации, о доходной и расходной частях бюджета муниципального образования, оно не может возразить или иным способом выразить свое мнение по тем или иным вопросам, касающимся бюджета муниципального образования и его исполнения.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений и действий (бездействий) органов местного самоуправления.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств суд полагает заявление и.о. прокурора Хотынецкого района Орловской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Для устранения выявленных нарушений закона администрация Краснорябинского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области обязана опубликовать в Хотынецкой районной газете Орловской области «Трибуна хлебороба» решения Краснорябинского сельского Совета народных депутатов от N-числа № «О внесении изменений в
-6-
бюджет Краснорябинского сельского поселения на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», от N-числа № «Об исполнении бюджета Краснорябинского сельского поселения за 9 месяцев 2012 года», а также сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198, 245, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ N-░░░░░ № «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2012 ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2013 ░ 2014 ░░░░░», ░░ N-░░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░ 2012 ░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ N-░░░░░ № «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2012 ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2013 ░ 2014 ░░░░░», ░░ N-░░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░ 2012 ░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░