Дело № 2-3328/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2014 года город Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Завьялова О.М.,
секретаря Черемных Е.О.,
с участием истца помощника прокурора Дзержинского района г. Перми Ореховой О.В., представитель Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Аликиной Ю.А., действующей на основании доверенности от Дата №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Дзержинского района г. Перми к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, администрации Дзержинского района г. Перми о возложении обязанности организовать деятельность межведомственной комиссии,
установил:
Прокурор Дзержинского района города Перми обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Город Пермь», администрации Дзержинского района г. Перми о возложении обязанности организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома Адрес, проведению оценки соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, в целях признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования прокурор обосновал тем, что в ходе рассмотрения обращения Бузориной С.А. о неудовлетворительном техническом состоянии многоквартирного жилого дома Адрес было установлено, что Дата межведомственной комиссией, на основании акта обследования жилого дома от Дата, жилые помещения многоквартирного жилого дома Адрес, признаны непригодными для постоянного проживания. Указанный деревянный ..., год постройки не известен, на момент обследования по данным ЦТИ имел износ 60%. Таким образом, информация, содержащаяся в Акте обследования, свидетельствует о наличии в доме недостатков, которые могут служить основанием для признания его аварийным и подлежащим сносу. Несмотря на это комиссией принято решение о признании жилых помещений дома непригодным для проживания, тогда как многоквартирный дом в указанных случаях признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Соответственно выводы Комиссии содержащиеся в заключении от Дата не соответствуют требованиям предъявленным Положением № 47 от 28.01.2006 года. Ни одно из решений, предусмотренных Положением, межведомственной комиссией не принято, что препятствует решению вопроса о дальнейшей судьбе дома и нарушает права граждан, поскольку создает неопределенность при разрешении вопросов о расселении жильцов дома, изъятии жилых помещений у собственников, обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма нуждающихся в предоставлении жилых помещений лиц, то есть не влечет за собой требуемых в данной ситуации правовых последствий. Квартиры № общей площадью ... кв.м. включены в реестр муниципального имущества города Перми. В связи с тем, что муниципальное образование «Город Пермь» является собственником помещений указанного дома, на администрацию г. Перми как на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования должна быть возложена обязанность проведения обследования жилого дома Адрес специализированной организацией для решения вопроса о признании указанного дома аварийным. Несмотря на это органы местного самоуправления г. Перми до настоящего времени не приняли мер для оценки уровня безопасности проживания в указанном многоквартирном доме. Нахождение в доме, имеющем признаки аварийности, создает угрозу жизни и здоровью не только проживающим в нем граждан, но и неопределенного круга лиц.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом. Из представленного отзыва следует, что исковые требования ответчик не признает.
Представитель ответчика администрации Дзержинского района г. Перми в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв, в котором иск не признает, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители третьих лиц Управления жилищных отношений администрации г. Перми, Департамента имущественных отношений администрации г. Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. От представителей Департамента имущественных отношений администрации г. Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что квартиры №, расположение в доме Адрес включены в реестр муниципального имущества города Перми на основании постановления администрации г. Перми № от Дата.
Дата межведомственной комиссией, назначенной приказом главы администрации Дзержинского района г. Перми от Дата № произведено обследование жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по Адрес на предмет пригодности жилых помещений для постоянного проживания. В ходе обследования комиссией установлено следующее. ....
На основании акта обследования жилого помещения от Дата, акта санитарно-эпидемиологического обследования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», письма 4-го ОНД города Перми по Дзержинскому району, составленных по результатам обследования, Межведомственной комиссией вынесено заключение, что в связи с утраченными в процессе эксплуатации характеристиками несущих конструкций и биологическим повреждением элементов деревянных конструкций, согласно п. 47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением РФ от 28.01.2006 года № 4, жилые помещения многоквартирного дома Адрес не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и являются непригодными для постоянного проживания граждан (л.д. 11-12).
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходит из того, что межведомственной комиссией осуществлено обследование вышеупомянутого дома, по результатам которого составлены акт, заключение, и дом признан непригодным для постоянного проживания, однако ни одного из решений, предусмотренных Положением, межведомственной комиссией не принято, что препятствует решению вопроса о дальнейшей судьбе дома и нарушает права граждан, поскольку создает неопределенность при разрешении вопросов о расселении жильцов дома, изъятии жилых помещений у собственников, обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма нуждающихся в предоставлении жилых помещений лиц, то есть не влечет за собой требуемых в данной ситуации правовых последствий.
Межведомственной комиссией осуществлено обследование дома Адрес, по результатам которого составлены акт, заключение, и дом признан непригодным для постоянного проживания, однако по результатам работы комиссией не принято ни одно из решений предусмотренных п. 47 Положения.
Дата и Дата Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проведены осмотры технического состояния многоквартирного дома Адрес. В ходе осмотров выявлены признаки аварийности отдельных конструктивных элементов зданий, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности зданий, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Согласно выводам сделанным Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края, Инспекция считает необходимым признать данный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно ст. ст. 125, 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника на имущество осуществляют органы местного самоуправления. Своими действиями они могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с Уставом города Перми исполнительно-распорядительным оранном городского самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, с правами юридического лица, является администрация города Перми.
В силу положений ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из смысла закона следует, что администрация г. Перми, в том числе и в лице своих территориальных органов, как орган местного самоуправления обязана осуществлять контроль за исполнением жилищного законодательства, включающий контроль за деятельностью межведомственной комиссией, которая проводит обследование и дает заключение на предмет признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Ссылка администрации города Перми на то, что собственники помещений в случае, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества, что подтверждается предписанием, выданным уполномоченным органом, обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов, не дает повода для уклонения органа местного самоуправления от исполнения возложенных на него законом обязанностей. Следовательно, администрация г. Перми не освобождается от исполнения требований законодательства по контролю и за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию соответствующих решений, оперативного руководства и контролю за деятельностью территориальных органов.
Поскольку принятие межведомственной комиссией решения, предусмотренного Положением, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома, нарушение процедуры принятия решения, влечет нарушение жилищных прав граждан.
Вопросы признания многоквартирных домов аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.
С учетом ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, пунктов 2, 5, 8 Положения, следует прийти к выводу, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования таких домов.
Поскольку признание межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, то привлечение данной организации является одним из необходимых элементов деятельности комиссии, которая должна обеспечиваться органами местного самоуправления.
До настоящего времени специализированная организация к проведению обследования многоквартирного дома не привлечена, что свидетельствует о ненадлежащей организации деятельности межведомственной комиссии, обязанность по организации которой в соответствии с решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 года № 7 «О территориальных органах администрации города Перми», постановлением Администрации г. Перми от 04.03.2013 года № 113 «Об утверждении Типового положения о постоянно действующих межведомственных комиссиях при территориальных органах администрации города Перми по признанию муниципальных и частных жилых помещений, расположенных на территории районов города Перми (поселка Новые Ляды), непригодными для проживания граждан, по признанию помещений соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» возложена на администрацию Дзержинского района г. Перми.
Так как межведомственной комиссией осуществлено обследование спорного дома, по результатам которого составлены акт, заключение, и дом признан непригодным для постоянного проживания, однако ни одного из решений, предусмотренных Положением, межведомственной комиссией не принято, что препятствует решению вопроса о дальнейшей судьбе дома и нарушает права граждан, поскольку создает неопределенность при разрешении вопросов о расселении жильцов дома, изъятии жилых помещений у собственников, обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма нуждающихся в предоставлении жилых помещений лиц, то есть не влечет за собой требуемых в данной ситуации правовых последствий, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Дзержинского района г. Перми о возложении обязанности организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома Адрес, проведению оценки соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, в целях признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Дзержинского района г. Перми к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, администрации Дзержинского района г. Перми - удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г. Перми и администрации Дзержинского района г. Перми обязанность организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома Адрес, проведению оценки соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, в целях признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья – О.М. Завьялов