Судья Шевченко П.В. дело № 33-21195/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2019 г. город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Суслова К.К., Морозовой Н.А.,
по докладу судьи Суслова К.К.,
при секретаре Покусаевой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего < Ф.И.О. >3, к администрации МО Туапсинский район о признании права на получение мер государственной поддержки на приобретение жилого помещения, третье лицо Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, с апелляционной жалобой < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >1 и < Ф.И.О. >3 на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 27 февраля 2019 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего < Ф.И.О. >3 обратились в суд с исковым заявлением к администрации МО Туапсинский район об установлении факта постоянного проживания < Ф.И.О. >2 и < Ф.И.О. >3 по адресу: Краснодарский край. <...> о признании права < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >3 на получение мер государственной поддержки на приобретение жилого помещения, как лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванного подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Сочи в октябре 2018 года в составе отдельной семьи.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 27 февраля 2019 г. отказано в удовлетворении исковых требований < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего < Ф.И.О. >3 к администрации МО Туапсинский район о признании права на получение мер государственной поддержки на приобретение жилого помещения, третье лицо Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >1 и < Ф.И.О. >3 подали апелляционную жалобу, в которой просили его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что при вынесении обжалуемого решения суда суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, не были исследованы в полном объеме, что в силу ч. 3 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции < Ф.И.О. >1 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >8 просил решение суда перовой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации МО Туапсинский район по доверенности < Ф.И.О. >9 просил решение суда перовой инстанции оставить без изменения.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах, указываемых в апелляционной жалобе доводов, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 24. 25 октября 2018 г. в Туапсинском районе Краснодарского края произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
В силу части 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не подлежит доказыванию.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края с 25 октября 2018 г. № 266-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края» в результате дождей и ливней 24, 25 октября 2018 года произошедшего в результате этого подтопления территорий Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края.
Согласно указанному правовому акту территория муниципального образовать <...> включена в зону чрезвычайной ситуации.
На основании распоряжения администрации муниципального образования Туапсинский район от 15 ноября 2018 года № 177-р дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, <...> признан аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории муниципального образования Туапсинский район 24 октября 2018 года.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Так, статьей 1 Закона Краснодарского края от 03 июля 2015 г. № 3210-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» определено, что право на получение мер государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения: собственники указанных жилых помещений и члены их семей; члены семьи собственника, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанных жилых помещениях.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 г. № 891 (ред. от 27.12.2018) утвержден «Порядок предоставления мер государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края».
Данный Порядок утвержден в целях регулирования отношений, связанных с предоставлением за счет средств краевого бюджета мер государственной поддержки по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, жилые помещения которых признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайных ситуаций регионального межмуниципального характера на территории Краснодарского края, в соответствии с Законом Краснодарского края от 03 июля 2015 г. № 3210-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций». Законом Краснодарского края от 03 июля 2015 г. № 3211-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по реализации мер государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций».
Списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 г. № 3210-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения (далее - списки), формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 1 Закона Краснодарского края № 3210-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» установлено, что меры государственной поддержки предоставляются гражданам, лишившимся жилого помещения, при условии отсутствия у них в собственности иного жилого помещения.
Пунктом 7 Раздела 2 Порядка предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края также предусмотрено, что основанием для отказа во включении в списки является если собственник и (или) члены его семьи имеют в собственности иное жилое помещение (долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение) на территории Российской Федерации.
На основании статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет. или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей. усыновителей или опекунов.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что предоставление государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание гражданина РФ в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином РФ жилого помещения в результате воздействия поражающих фактов источника чрезвычайной ситуации.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Так, < Ф.И.О. >1 на момент наводнения проживала по адресу: Краснодарский край, <...>. о чем имеется вступившее в законную силу решение Туапсинского районного суда от 19 ноября 2019 г. об установлении факта проживания. Кроме того, < Ф.И.О. >1 в судебном заседании первой инстанции пояснила, что ее дети также проживали с ней по указанному адресу в квартире мужа, и все они получили единовременную материальную и финансовую помощь, в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Кроме того, < Ф.И.О. >4 зарегистрирована по адресу: Краснодарский край, <...>. 59, но не является ее собственником.
Согласно выписке из ЕГРП от 15 января 2019 г. < Ф.И.О. >1является собственником жилого помещения площадью 81,5 кв.м.. расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>.
При таких обстоятельствах, на основании вышеприведенных положений закона в системном их толковании применительно к данным правоотношениям и учитывая то, что истцы не проживали совместно на день возникновения чрезвычайной ситуации в спорном жилом помещении, а также у < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >1 и ее несовершеннолетнего ребенка < Ф.И.О. >3 отсутствовала регистрация по адресу: Краснодарский край, <...>, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу, что истцы не имеют право на получение меры государственной поддержки в денежной форме.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
В целом доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию истца в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Поскольку по представленным доказательствам обстоятельства дела судом установлены правильно, доказательствам дана верная правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, доводы жалобы не содержат законных оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Для переоценки доказательств по делу у суда апелляционной инстанции правовых оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 27 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >1 и < Ф.И.О. >3 - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи: