Судья Сидоров П.А. Дело 33-17072/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Брыкаловой Л.М., Гулиной Е.М.,
при секретаре Томилове В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 июня 2018 года апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 13 марта 2018 года по гражданскому делу по иску Галяткина Е.А. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области о признании отказа в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения истца и его представителя,
УСТАНОВИЛА:
Галяткин Е.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; зачете в специальный стаж периода работы с 1 августа 2002 года по 31 декабря 2002 года спасателем Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России и назначении досрочной страховой пенсии с 23 августа 2017 года.
Ответчик иск не признал.
Решением Раменского городского суда от 13 марта 2018 года иск удовлетворен.
С решением не согласился ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции названным требованиям закона не соответствует.
Разрешая спор, суд руководствовался положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).
Таким образом, суд неправильно применил нормы материального права. Решение подлежит отмене.
При разрешении спора судебная коллегия руководствуется положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон 400-ФЗ), который устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст.30 Федерального закона №400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст.30 Федерального закона №400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 16 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В ч.4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом «и» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» ст.12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со ст.78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года №702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».
Указанный Перечень предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности «спасатель».
Досрочное назначение пенсии по старости лицам, указанным в п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран, на что указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 февраля 2009 года №551-О-П.
В соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона от 22 августа 1995 года №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», п.10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года №258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных норм права в периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат включению только периоды, когда спасатель принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1015. Пунктом 47 данных Правил установлено, что исчисление продолжительности периодов работы производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Галяткин Е.А., 2 февраля 1980 года рождения, 23 августа 2017 года обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17 октября 2017 года (протокол №2727) в досрочном назначении пенсии в соответствии с п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа.
В бесспорном порядке зачтены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости 14 лет 7 месяцев 21 день. Отказано во включении в специальный стаж периода работы с 1 августа 2002 года по 31 декабря 2002 года спасателем Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России, поскольку в книжке спасателя указано, что истец является аттестованным сотрудником, принимавшим участие в спасательных работах, с 2003 года. Записи в книжке спасателя об участии в спасательных работах начинаются с 1 января 2003 года (л.д.33-35).
Судебная коллегия находит отказ во включении спорного периода незаконным. Назначение досрочной страховой пенсии по старости закон связывает с участием спасателя в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а не с моментом прохождения сотрудником аттестации.
Факт работы Галяткина Е.А. спасателем с 1 августа 2002 года помимо книжки спасателя подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.16), выписками из табеля учета использования рабочего времени за август – декабрь 2002 года (л.д.44-48), справкой от 10 января 2018 года №2 Федерального государственного казенного учреждения «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд» о работе Галяткина Е.А. в должности спасателя 1 класса в поисково-спасательной службе кинологической с 1 августа 2002 года по настоящее время (л.д.36).
При таких обстоятельствах отказ пенсионного органа в назначении истцу досрочной страховой пенсии с 23 августа 2017 года является незаконным. Оснований для удовлетворения жалобы ответчика не имеется.
Учитывая, что судом применен закон, не подлежащий применению, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, постановляет новое решение об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Раменского городского суда Московской области от 13 марта 2018 года отменить, постановить по делу новое решение.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области назначить Галяткину Е.А. досрочную страховую пенсию на основании п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 23 августа 2017 года, включив в специальный стаж период работы с 1 августа 2002 года по 31 декабря 2002 года спасателем Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России.
Апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи