Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-583/2017 ~ М-537/2017 от 30.05.2017

                                                                                                        Дело № 2-1-583\17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05.07.2017 года                                                                                                          п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Передреевой Т.Е.,

при секретаре Дружининой В.В.,

с участием прокурора Дорониной Ю.К.,

ответчика Тарасова А.В.,

представителя ответчика Жадновой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Тарасову А.В., третьи лица общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) «КСВ», Нижнее-Волжское бассейновой водное управление (далее Нижне-Волжское БВУ), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области о прекращении самовольного использования акватории

установил:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и интересов РФ и неопределенного круга лиц с иском к Тарасову А.В. и просит возложить на Тарасова А.В. обязанность по прекращению самовольного использования акватории р.Волга в районе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> для размещения металлического гаража (ангара) на сваях.

В обоснование требований указано, что в ходе проверки выявлено, что Тарасов А.В. в ДД.ММ.ГГГГ году разместил в акватории Волгоградского водохранилища металлический гараж (ангар) на сваях без разрешительных документов в районе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> до настоящего времени, не смотря на неоднократное привлечение к административной ответственности, использует его для личных целей. Таким образом, Тарасов А.В. нарушает права неопределенного круга лиц на пользование водным объектом, а также права РФ как собственника водного объекта, в связи с его самовольным использованием и не внесением арендной платы.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и настаивала на их удовлетворении, дав пояснения аналогичные исковому заявлению.

Ответчик и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, указав, что действительно в ДД.ММ.ГГГГ году Тарасов А.В. разместил в акватории Волгоградского водохранилища металлический гараж (ангар) на сваях без разрешительных документов в районе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Однако данные действия были согласованы ответчиком с администрацией Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области. Кроме того полагают, что права неопределенного круга лиц и РФ не могут нарушаться в данном случае, поскольку решением Нижне-Волжского БВУ спорный участок водного объекта передан в пользование ООО «КСВ», которое с самостоятельным иском в суд не обращалось.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя истца, ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из положений ст. ст. 42, 58 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 1 ВК РФ использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц

Согласно ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).

Статьей 6 ВК РФ предусмотрено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Частью 1 ст. 8 ВК РФ предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

В силу ст. 9 ВК РФ физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 3 настоящего Кодекса. Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 11 ВК РФ).

Главой 3 ВК РФ определен порядок оформления и случаи предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, а также собственности субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договора водопользования.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 11 ВК РФ водные объекты предоставляются в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, в том числе для использования акватории водных объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ВК РФ договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

Статьями 3, 20 ВК РФ определены основополагающие принципы использования водных ресурсов. Так, согласно п. п. 14, 15 ст. 3 ВК РФ пользование водными объектами осуществляется за плату, а платность использования водных объектов является экономическим стимулированием охраны водных объектов.

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ч. 4 ст. 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в деятельности Тарасова А.В., по результатам которой установлено, что ответчик самовольно использует акваторию р. Волга, а именно эксплуатирует акваторию Волгоградского водохранилища (р. Волга) для размещения металлического гаража (ангара) на сваях в районе земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> без заключения договора водопользования.

Данный факт подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (л.д. 17-20).

На основании указанного акта проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ. Тарасову А.В. выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которому ответчику предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ. на основании п. 2 ч. 1 ст. 11 ВК РФ прекратить пользование акваторией без разрешительных документов. Указанное предписание получено ДД.ММ.ГГГГ. Тарасовым А.В., о чем свидетельствует его подпись в данном документе (л.д. 21-22).

ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Тарасова А.В. в действиях которого усматривались признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ - самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ..

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. Тарасов А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Указанные в предписании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ. требования об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований ответчиком в установленный в предписании срок исполнены не были.

По результатам проверки деятельности Тарасова А.В., проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ., ответчик вновь был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается материалом провекри от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, установлено, что ответчик неоднократно привлекался Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области к административной ответственности за использования акватории Волгоградского водохранилища для размещения металлического гаража в районе земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> без заключения договора водопользования.

Однако до настоящего времени Тарасов А.В. использует акваторию реки самовольно.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств заключения договора на использование водной акватории.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчик не осуществляет обязательные, предусмотренные законодательством природоохранные мероприятия, которые устанавливаются разрешительными документами на водопользование. Вопрос об использовании данной акватории с природоохранными органами не согласован, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, осуществляющих пользование водным объектом (р. Волга). Кроме того, действиями Тарасова А.В. нарушены права Российской Федерации, как собственника водного объекта, в связи с его самовольным использованием и не внесением в связи с этим арендных платежей.

Доводы Тарасова А.В. и его представителя о том, что размещение гаража согласовано в ДД.ММ.ГГГГ администрацией поселения, не могут быть приняты во внимание, поскольку установленный законом порядок предоставления водных объектов, находящихся в федеральной собственности ответчиком не соблюден.

Ссылка ответчика на то, что он принимал меры к оформлению водного объекта, однако данный участок уже передан в пользование ООО «КСВ», также не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент рассмотрения дела в суде соответствующий договор Тарасовым А.В. не оформлен и использование водного объекта осуществляется ответчиком самовольно.

Указание ответчика и его представителя на то, что права неопределенного круга лиц и РФ Тарасовым А.В. не нарушаются, поскольку водный объект предоставлен в пользование ООО «КСВ» суд находит несостоятельными, поскольку несмотря на передачу водного объекта в пользование ООО «КСВ», пользование р.Волга осуществляется неопределенным кругом лиц, а Российская Федерация остается собственником водного объекта.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Тарасову А.В., третьи лица ООО «КСВ», Нижнее-Волжское БВУ, Управление Росприроднадзора по Саратовской области о прекращении самовольного использования акватории удовлетворить.

Обязать Тарасова А.В. прекратить самовольно использовать акваторию р.Волга в районе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> для размещения металлического гаража (ангара) на сваях.

Решение в окончательной форме изготовлено 07.07.2017г.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Саратовский районный суд Саратовской области.

Судья:

2-583/2017 ~ М-537/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Саратовский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Тарасов Андрей Владимирович
Другие
Саратовский РОСП
ООО "КСВ"
Управление Росприроднадзора по Саратовской области
Суд
Саратовский районный суд Саратовской области
Судья
Передреева Татьяна Евгеньевна
Дело на сайте суда
saratovsky--sar.sudrf.ru
30.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2017Передача материалов судье
02.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2017Подготовка дела (собеседование)
15.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2017Судебное заседание
07.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2017Дело оформлено
14.08.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее