Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1738/2014 ~ М-671/2014 от 04.03.2014

Дело № 2-1738/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2014 года                     

Октябрьский районный суд города Саратова

в составе:

председательствующего судьи Шушпановой О.В.,

при секретаре судебного заседания Михайловской И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочетовой Н.М. к Министерству финансов по Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области о признании в период несовершеннолетия ребенком, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на социальные гарантии, о взыскании денежных средств с учетом индексации,

у с т а н о в и л :

Истец Кочетова Н.М., <дата> года рождения, обратилась в суд с иском Министерству финансов по Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области, в котором просит:

-признать ее в период несовершеннолетия ребенком, оставшимся без попечения родителей и имеющим право на социальные гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

-взыскать в ее пользу с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации задолженность денежных средств за период обучения с сентября 2003 года по июнь 2005 года в сумме 483 478,41 руб.,

-взыскать в ее пользу с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области задолженность денежных средств за период обучения с <дата> по <дата> в сумме 1 774 095,81 руб.( л.д.2-5), мотивировав свои требования тем, что она, до заключения <дата> года, - Климова Н.М., родилась <дата> в <адрес>. Ее родителями являются отец- ФИО1, <дата> года рождения, и мать- ФИО2, <дата> года рождения.

Брак между родителями был расторгнут <дата> года.

Мать Климова Н.М. скончалась <дата> в результате автокатастрофы. Точные сведения об отце ей неизвестны, в семье он не проживал, со слов родственников- отбывал наказание по приговору суда в местах лишения свободы.

Постановлением администрации <адрес> от <дата> над ней была назначена опека, после чего назначена выплата денежных средств на ее содержание, как оставшейся без попечения родителей. На нее распространялось действие Постановления Правительства РФ от 20.06.1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым с <дата> были установлены для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.

Под опекой и попечительством она находилась <дата> и до совершеннолетия. В данный период времени выплаты опекунских пособий осуществлялись Управлением образования Калининского муниципального района Саратовской области без учета фактических цен, сложившихся в регионе.

По причине нарушения порядка расчета сумм, подлежащий выплате опекуну и попечителю, образовалась задолженность по выплате опекунского пособия, которая за период времени с <дата> по <дата> за вычетом полученных денежных средств и с учетом индексации в связи с потерей покупательской способности денежных средств составляет 1 774 095,81 руб. Денежные средства в указанной сумме просит взыскать в ее пользу с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области.

С <дата> по <дата> она обучалась по очной форме в ФГОУ СПО Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов.     За весь срок обучения ей не выплачивали социальные пособия, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлении Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей».

В соответствие со ст. 6 Федерального закона N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных учреждениях среднего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение. При выпуске эта категория детей обеспечивается этим же образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

Помимо полного государственного обеспечения детям, оставшимся без попечения родителей, как предусмотрено в п. 5 ст. 6 Федерального закона N 159-ФЗ, выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии для других обучающихся.

Данными мерами социальной поддержки она не пользовалась, в результате нарушения руководством ФГОУ СПО «Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов положений Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлении Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей».

В соответствие с произведенными досудебными бухгалтерскими расчетами ежемесячных расходов на питание, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же сумм расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, книг в соответствие с нормами, установленными Постановления Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года, и данными Территориального органа Федеральной службы статистики по Саратовской области за период обучения с сентября 2003 года по июнь 2005 года включительно, задолженность с индексации в связи потерей покупательской способности денежных средств - составила 396 754,50 рублей, а так же по приложению № 4 к Постановлению Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года - 86 723,91 рублей.

Общую сумму задолженности за период обучения <дата> по <дата> в размере 483 478,41рублей просит взыскать в ее пользу с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

Истец Кочетова Н.М. о рассмотрении дела извещена, в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя Батталова Р.А., который поддержал заявленные ею исковые требования по изложенным выше основаниям и просил удовлетворить в полном объеме.

Ответчик – Министерство финансов Саратовской области о рассмотрении дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Саратовской области Кононенко В.С. с иском не согласен, представил письменные возражения по иску, которые поддержал в судебном заседании, в иске Кочетовой Н.М. к Министерству финансов РФ просил отказать в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст.ст. 1069 и 1070 ГК РФ, для наступления ответственности данного юридического лица по заявленному спору и пропуском срока трехгодичного срока исковой давности на обращение в суд с данными требованиями, который по мнению ответчика истек <дата> года. Кроме того, считает, что после освобождения отца Кочетовой Н.М. из мест лишения свободы она утратила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

3-е лицо Администрация Калининского муниципального района Саратовской области, наделенная государственными полномочиями по опеке и попечительству, о рассмотрении дела извещена, представитель в судебное заседание не явился. Дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Представители 3-его лица ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова» Сметанников С.С. и Ефимова Н.Б. с иском не согласны. По сути спора пояснили, что Кочетова Н.М. обучалась в ФГБОУ СПО «Саратовский техникум отраслевых технологий» - структурном подразделении ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» в период с <дата> по <дата> года. Считают, что Климова Н.М., достигнув совершеннолетия, с <дата> утратила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем не была зачислена на полное государственное обеспечение в данном учебном заведении. Согласно приказам от <дата> и от <дата>, в <дата> учебных годах ей выплачивалась государственная социальная стипендия в размере 210 рублей.

Приказом от <дата> на основании порядка оказания социальной поддержки студентам дневной формы обучения в виде выплаты компенсации в связи с удорожанием студенческого питания, утвержденного директором техникума <дата>, решения стипендиальной комиссии техникума от <дата> (протокол Климова Н.М. с <дата> была назначена компенсация в связи с удорожанием студенческого питания в размере 3 рублей за каждый день согласно учебному плану, на 1 семестр <дата> учебного года.

В иске Климова Н.М. просили отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Климова Н.М., представителей ответчика Министерства финансов Саратовской области, 3-е лица – Администрации Калининского муниципального района саратовской области, как органа и попечительства, в силу ч.1 ст.48, ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав представителей истца, ответчика, 3-его лица, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования Кочетовой Н.М. удовлетворить.

В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ), заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе путем подачи искового заявления.

Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.

Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.    

В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитании детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. ст. 148, 150 Семейного Кодекса РФ, ст. 40 ч. 3 ГК РФ несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия имеют право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяет Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( далее по тексту -Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ).

Статьей 1 данного Федерального закона определяются применяемые в нем понятия.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ,

-детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

-лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

- опека и попечительство – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

- полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения;

- дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения.

В силу ст.5 данного Федерального закона, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании по делу установлены следующие обстоятельства.

Согласно обозревавшегося в судебном заседании личного дела Климова Н.М., <дата> года рождения, представленного Администрацией Калининского муниципального района Саратовской области, ее родителями являются ФИО1 и ФИО2.

Мать ФИО2 умерла <дата> года, о чем <дата> выдано свидетельство о смерти

Постановлением от <дата> Администрации с. Таловка Калининского района Саратовской области над Климовой В.В. установлена опека, опекуном назначена ФИО3.

Согласно имеющему в материалах личного дела приговору Советского районного суда Челябинской области от <дата> года, отец Климова Н.М.ФИО1, <дата> года рождения осужден по ст. 103 УК РФ к 9-ти годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии строгого режима. Срок наказания по приговору исчислялся с <дата> года.Распоряжением от <дата> Администрации Калининского района Саратовской области о выплате опекуну Климова Н.М., <дата> года рождения, оставшейся без попечения родителей- ФИО3 отделом образования данного района денежных средств на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, на питание с <дата> ежемесячно из установленных натуральных норм по фактическим ценам. действующим в данном районе.

Распоряжением и Постановлением Администрации Таловского округа Объединенного муниципального образования Калининского района Саратовской области от <дата> с ФИО3 на основании ее заявления снято опекунство на Климова Н.М., опекуном Климова Н.М. назначена ФИО5 – ее старшая сестра, на отдел образования администрация наложена обязанность по выплате ежемесячного пособия.

Среднее образование Климова Н.М. получила в Средней общеобразовательной школе <адрес> ( л.д. 94-94), после ее окончания в <дата> была направлена для дальнейшего обучения в ГОУ СПО «Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов».

Сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что в дальнейшем данный техникум реорганизован в ФГОУ СПО «Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов», затем путем реорганизации присоединен к ФГБОУ «Саратовский государственный социально-экономический университет» (до <дата> года), в настоящее время данный университет реорганизован путем присоединения к ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова».

Согласно материалам личного дела студентов, окончивших ФГОУ СПО «Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов» <дата> (дневное обучение), обозревавшегося в судебном заседании, Климова Н.М., <дата> года рождения, была направлена в данный техникум на основании ходатайства главы <данные изъяты> и начальника отдела образования с указанием статуса ребенка – «круглая сирота», «лишена родительского попечения», проходила обучение в данном учебном заведении с <дата> по <дата>. По окончании техникума получила диплом по специальности финансист.

<дата> Климова Н.М. зарегистрировала брак с ФИО4, в связи с чем приняла фамилию супруга – «Кочетова» (л.д.22).

Как указано выше Климова Н.М. <дата> потеряла свою мать- ФИО2, которая умерла от травм, полученных в автомобильной аварии ( л.д. 30-свидетельство о смерти).

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО6, ФИО5, ФИО7 пояснили, что отец Климова Н.М.ФИО1 задолго до смерти ФИО2 в семье не проживал, состоял с нею в разводе, отношений с детьми не поддерживал. После смерти ФИО2 он ни разу к дочери Климова Н.М. не приезжал ни в период обучения в школе, ни техникуме, никакой связи с нею не поддерживал, материальной помощи не оказывал, где он находился ни дочери, ни ее опекунам, попечителю известно не было.

Указанные показания конкретные, последовательные, не верить им у суда оснований не имеется, т.к. они косвенно подтверждаются данными, полученными судом из <данные изъяты> от <дата> года, согласно которым ФИО1. <дата> года рождения, неоднократно судим различными судами Челябинской области, сведений о пребывании его на территории Саратовской области в спорный период времени не имеется.

При таких обстоятельствах, суд находит доказанным истицей тот факт, что в период несовершеннолетия, после смерти <дата> ее матери, она осталась без попечения родителей, т.к. ее отец в отношении нее родительских обязанностей не исполнял, уклонялся от ее воспитания, в связи с чем она получила право на социальные гарантии, установленные указанным выше Федеральным законом от 21.12.1996 года и Постановлением Правительства от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах но социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.06.1992 года установлены нормы питания обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.

В соответствии с и. 1 Постановления Правительства РФ от 20.06.1992 года, обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденных Приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 года № 199, органы опеки и попечительства обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что из бюджета Саратовской области в <дата> не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления- администрация Калининского муниципального района Саратовской области в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись учреждением образования Калининского муниципального района Саратовской области за счет средств местного бюджета без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект РФ - Саратовскую область и его Финансовый орган - министерство финансов Саратовской области.

Кроме того, в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а поэтому право получение пособия но содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий но выплате опеку опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской федерации.

Судом исследованы нормы питания, а также нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года, представленные службой государственной статистики по Саратовской области. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка. Суд считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря полученных опекуном истца в период с <дата> не соответствует размеру, установленному данным Постановлением Правительства РФ, и не достигает установленного размера.

Согласно представленному истцом расчету (л.д. 26, 42-55, 56-66,) по выплатам на содержание истца в период с <дата> на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг:

выплаченные в период <дата> с учетом деноминации составили 49 869, 00 рублей.

задолженность в период <дата> - 371 824,54 рубля.

ввиду несвоевременной выплаты опекунские пособия потеряли покупательскую способность, в связи с чем подлежащие взысканию денежные средства должны быть проиндексированы, применение истцом при расчете индексации индексов потребительских цен, характеризующих уровень инфляции по Саратовской области за спорный период, не противоречит нормам действующего законодательства. Возражений относительно расчета со стороны ответчиков не поступило, иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.

Размер задолженности после индексации с учетом вычета полученных денежных средств опекуном и попечителем истца на <дата> составил 1 774 095, 81 рублей, которые подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области.

Как указано выше с <дата> и по <дата> Кочетова Н.М. обучалась по очной форме в ФГОУ СПО «Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов» и за весь период обучения ей не выплачивали социальные пособия, предусмотренные Федеральным законом РФ 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей»

Доказательств обратного представителями ФГОУ СПО «Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов» суду в ходе рассмотрения дела не представлено.

Доводы представителей ФГОУ СПО «Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов» и ответчика Министерства финансов РФ о том, что интересы Кочетовой Н.М. до ее совершеннолетия обязан был защищать попечитель, а по достижении совершеннолетия она утратила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, с заявлением о предоставлении ей спорных льгот не обращалась, в связи с чем ей выплата данных льгот не должна была производиться, суд находит несостоятельными, поскольку данная позиция по делу опровергается положениями Федерального закона РФ 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распространяющими его действие на Кочетову Н.М. после достижения ею 18-лет, как на лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет. При этом получение для нее мер социальной поддержки гарантировано данным законом и не поставлено в зависимость от написания какого-либо заявления администрации учебного заведения, которое свою обязанность в данном случае по обеспечению мерами социальной поддержки по отношению к истцу должным образом не исполнило.

В силу ст. 6 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года ( в ред. Федерального закона от 10.01.2003 года № 8-ФЗ):

3. Лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

4. Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 200 рублей.

5. Обучающимся из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

6. Обучающимся из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

7. Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

8. Выпускники образовательных учреждений из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.06.1992 года установлены нормы питания обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.

Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и, письменных принадлежностей в размере трех месячных стипендий до окончания обучения.

Согласно представленному истцом расчету (л.д. 26, 42-55, 56-66,) по указанным выше выплатам на содержание истца в период с <дата> исходя из норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. №409, задолженность составила 258 432, 25 рубля, с учетом индексации на конец 2013 года - 483 478,41 рублей, которые подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, т.к. в указанный период времени Кочетова Н.М. должна была находиться на полном государственном обеспечении.

Возражений по представленному истцом расчету от ответчиков в силу ст. 56 ГПК РФ не поступило.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации о применении по делу трехгодичного срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ, т.к. спорные отношения регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей», срок исковой давности которыми по спорным правоотношениям не устанавливается.

Анализируя в совокупности приведенные выше нормы закона и доказательства, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Кочетовой В.В. по настоящему делу подлежат удовлетворению в полном объеме, как доказанные ею в силу ст. 56 ГПК Ф.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Кочетовой Н.М. к Министерству финансов по Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области удовлетворить.

Признать Кочетову Н.М. в период несовершеннолетия ребенком, оставшимся без попечения родителей и имеющим право на социальные гарантии в соответствии с Федеральным законом 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот т детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кочетовой Н.М. задолженность по выплате опекунского пособия за период обучения с <дата> по <дата> с учетом индексации в сумме 483 478 рублей 41 копейки.

Взыскать с Министерства финансов Саратовской области в пользу Кочетовой Н.М. задолженность по выплате денежных средств за период обучения <дата> с учетом индексации в сумме 1 774 095 рублей 81 копейки.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова.

Судья: подпись

2-1738/2014 ~ М-671/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кочетова Наталья Михайловна
Ответчики
Казна РФ в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области
Казна Саратовской области в лице Министерства финансов по Саратовской области
Другие
Сектора по обеспечению исполнения переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администрации Калининского муниципального района Саратовской области.
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Шушпанова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
04.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2014Передача материалов судье
11.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.04.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2014Подготовка дела (собеседование)
29.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2014Судебное заседание
29.05.2014Судебное заседание
06.06.2014Судебное заседание
16.06.2014Судебное заседание
19.06.2014Судебное заседание
24.06.2014Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее